Об улыбке в России

Александр Попов 8
На сайте «Гайдпарк» (http://gidepark.ru)  12 декабря 2009 я обнаружил интересный материал под названием «Об улыбке в России», автором которого является Эмма Стикголд. Вокруг ее материала развернулась дискуссия, целый форум по этому вопросу. Эмма – американка с русскими корнями. Когда она впервые приехала на родину своих предков, одним из неприятных моментов для нее было то, что в России не принято улыбаться незнакомым людям на улице, да и вообще не принято улыбаться.

Эмма Стикголд пишет, что после пребывания в России, у нее, наверное, атрофируется лицевой мускул, приподнимащий уголки губ для улыбки. «На улицах Бостона я улыбалась прохожим просто в знак того, что все мы - люди и боремся за жизнь в этом безумном мире. Но я прожила в России достаточно, чтобы наконец-то понять то, что живущие в Бостоне русские эмигранты говорили мне годами. Если ты живешь в мире, где улыбка - скорее исключение, чем правило, то попав в Америку, где улыбаются все, поначалу страшновато». И далее: «После 10 месяцев пребывания в России первая улыбка, которую я увидела в Нью-Йорке во время первого приезда домой, повергла меня в панику. Я тут же испугалась, не застряло ли у меня что-то между зубами и все ли в порядке с одеждой. До приезда в Москву я бы и внимания не обратила на такую улыбку. Но сейчас, ни с того, ни с сего, мне стало казаться, что, улыбаясь, люди смеются над чем-то в моей внешности». «Подростки, семьи которых недавно переехали в США, рассказали мне, что проблема улыбок была для них не менее серьезна, чем языковой барьер. Они тоже чувствовали дискомфорт из-за того, будто как-то не так выглядят.
Почему я улыбалась незнакомым до своего "обрусения"? Были ли эти улыбки неискренни, как считают мои русские друзья? Не думаю. Это просто рефлекс - автоматическая реакция на то, что, как и этот прохожий, я тоже живу на этой планете, и поэтому у нас есть с ним что-то общее. Этот мир необязательно должен жить по принципу "каждый сам за себя". Это жест со смыслом вроде: "Приветствую тебя, товарищ". Но что, если я просто пыталась понравиться незнакомцу? Означает ли это какую-то фальшь? Можно ли быть искренним и в то же время вызывать симпатию у незнакомцев? Надеюсь, что да...
Но пока я в России, я без особого труда избегаю улыбок. Пару раз поначалу я делала ошибки, улыбаясь так, что надо мной будто загоралась невидимая лампочка с надписью: "Я - американка!". Но, в общем, сдерживаться становится несложно, когда ты пару раз наступишь на эти грабли и поймешь, что что-то надо изменить».
И, наконец, приведу еще одно из откровений
Эммы: «Последний раз, когда я прилетела в аэропорт "Домодедово", женщина на паспортном контроле долго изучала мое лицо и фото в паспорте. После чего она отдала мне приказ улыбнуться. Видимо, она не могла решить, та ли я, за кого себя выдаю, не сравнив мою улыбку с фотографией. Это был единственный раз, когда в России мне было позволено улыбнуться совершенно незнакомому человеку».

Да, непросто пришлось Эмме Стикголд. Некоторые российские читатели
объясняли «приветливую» манеру поведения американцев, да и вообще западных людей, тем, что улыбка у них при контакте с незнакомыми должна означать доброжелательность к визави.
Вообще улыбка у европейцев это норма воспитания и поведения.
Привилась эта норма со времен Римской Империи.


 Но большая часть россиян все-таки не в полной мере соглашалась с Эммой и даже возражали ей. Наиболее «яркие» возражения были следующими:
- «Старинная русская поговорка «смех без причины - признак дурачины».
Совершенно не понимаю людей, которые могут носить на лице "круглосуточную" улыбку. Почему-то сразу всплывает аналогия с дауном.
Если человек улыбается от счастья или от какого-то личного удовольствия... это сразу видно по глазам.
А вот когда тебе идёт навстречу человек с улыбкой во все 48 зубов, и при этом глаза у него пустые, печальные, оловянные, то мне становится страшно. Этот человек - болен смертельно».

- «В России не надо все время по - дурацки улыбаться, чтобы доказывать всем, что у тебя все хорошо и что ты успешный человек. На Западе там на эти улыбки никто не обращает внимание, потому что все знают, что все эти улыбки искусственные, просто нужно придать лицу улыбку, чтобы все думали вот еще идет одна у которой все хорошо, что даже плакать хочется. В России всё естественно: смеемся так смеемся, плачем так плачем, веселимся так веселимся, деремся так деремся. А голливудские улыбки нам ни к чему. Пусть все время улыбается тот, кому плохо».
- «У россиян, как и у многих азиатов, улыбка-доброжелательность появляется только тогда, когда вам доверяют и не ожидают от вас обмана, подвоха и коварства. Пусть лучше задается вопросом, чего они такие улыбчивые. Постоянная детская улыбка без причины – это, между прочим, симптом шизофрении».

После всех этих пассажей хочу и я, в свою очередь, высказать свое мнение. Где истина? Где она сермяжная правда?

Думаю, уважаемый читатель, что, как это часто бывает, истина лежит где-то посередине. Золотая середина всегда лучше, чем неоправданная крайность. Конечно, улыбчивость все-таки лучше, чем  мрачность, неприветливость и тем более враждебность. Это такая же непреложная истина «как свобода лучше, чем несвобода» и т.п.  Кстати, очень улыбчивы не только западные люди, но, например, и латиноамериканцы. Я хорошо это знаю, много работал с ними, жил в Латинской Америке. Один из моих друзей ездил отдыхать в Тунис, так он мне рассказывал, что и тунисские арабы,  берберы и представители других этносов этой страны очень приветливые, улыбчивые и в то же время не навязчивые
Но здесь нужно учесть и национальную психологию каждого народа, его исторические традиции. То, что хорошо для одной нации, не обязательно приемлемо для другой. Стереотипы поведения одних не обязательны для других и вовсе не являются универсальными. Ведь все мы разные на этой земле, мир не однороден и не должен стремиться к одному измерению. Мир не должен быть одноцветным и однополярным. Наоборот, богатство мира в его разнообразии, которое взаимно обогащает разные народы. Люди разных культур должны уважать друг друга, терпеливо «подсматривать» друг у друга все лучшее, что может облегчать взаимное общение, коммуникации, что не шло бы во вред другой стороне, не унижало бы ничье достоинство.

После исчезновения различных ограничений на выезд за границу в 90-х годах уже прошлого века  многие русские и его бывшие сограждане  по общей евразийской  родине устремились за пределы этого пространства -  кто в поисках лучшей доли, а кто просто, чтобы мир посмотреть, посмотреть как люди живут и отдохнуть в этих краях с другими климатическими условиями и ландшафтами. И мне думается, они «подсмотрят» и увидят все самое лучшее и постепенно в их характер начнут впитываться эти лучшие черты и привычки. Конечно, это не будет происходить одномоментно, нужно время, нужно говорить, обсуждать эту тему. Но процесс позитивный  пошел. Я, например, уже сейчас замечаю, что молодежь, которая более мобильна и восприимчива ко всему новому, более открыта, непосредственна, улыбчива, чем ее старшие братья и родители.

Другой вопрос, чрезмерная улыбчивость американцев. Она, кстати, раздражает не только россиян, но и, например, французов, которые также любят улыбаться, но которые мне сами говорили о чрезмерности американской улыбки. То есть когда что-то выливается через край, это уже для некоторых является явным перебором. В России такой перебор выглядит неискренностью, или, когда не видно явной мотивации для улыбки, выглядит как своего рода придурковатость.

Нужно учитывать конкретные условия. Поэтому не случайно, наверное, что специалисты фирмы «МакДональдс» в своих ресторанах в России, которые первоначально тренировали продавцов и обслуживающий персонал в стиле англо-саксонской улыбки, со временем изменили тактику и стали обучать их более сдержанному, но не менее приятному этикету без постоянно открытого рта и вытаращенных якобы от восторга глаз.

Ну и к чему мы пришли, уважаемые читатели?  Улыбаться в наших странах на просторах великой Евразии, по моему мнению, все-таки нужно, но надо знать, где и когда. И поэтому, учитывая это, улыбайтесь больше и чаще, одаривая окружающих своей благосклонностью и расположением!