Валаам

Глава из книги Сергея Шестака "Символ веры, история догматов Христианской церкви".



Валаам
 
 
Тема главы.
 
По моему мнению, иудеи сфальсифицировали книгу «Числа», в которой рассказано о Валааме. Прорицатель не совращал иудеев. Он был другом израильского народа во времена Моисея. Информация о Валааме в «Апокалипсисе» - неуклюжая вставка христианского редактора, который не знал, что иудеи оболгали Валаама.
 
Я сторонник версии Н. А. Морозова: николаиты – это ученики Николая Мирликийского, который ударил Ария на Первом Вселенском соборе. Дела николаитов привели к инквизиции и мракобесию. Вот почему Иисус Христос объявил, что ненавидит их дела. Автор книги «Апокалипсис» - арианин (оригенист) Иоанн Златоуст.
 
 
                8
Христиане хорошо знали николаитов. Иисус Христос сказал, что ненавидит их дела. Христиане сразу поняли, кого он подразумевал.
 
Согласно моей версии, Иисус Христос подразумевал афанаситов, самым ярким представителем которых был Николай Мирликийский.
 
Афанаситы объявили, что Иисус Христос подразумевал учеников Николая, назначенного апостолами диаконом. Николай не считал грехом разврат и употребление еды, которую принесли в жертву идолам. Он взял пример с месопотамского прорицателя Валаама, жившего в XIII веке до н. э. Афанаситы вложили свои доказательства в уста Иисуса Христа и Иринея Лионского.
 
Предположим, нынешний текст «Апокалипсиса» и книга Иринея Лионского «Против ересей» не повреждены переписчиками.
 
Иисус Христос осудил епископа церкви Пергама за то, что тот общается с учениками Валаама и некими николаитами.
 
«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов, которое я ненавижу» (Апок. 2: 14-15).
 
По мнению Иринея, Иисус Христос, говоря об учениках Валаама, подразумевал николаитов: они тоже ели идоложертвенное и прелюбодействовали.

 

«Николаиты суть ученики Николая, одного из семи диаконов, поставленных апостолами. Они живут развратно. Свойства их вполне обозначены в апокалипсисе Иоанна, где сказано, что они учат, что ничего нет законопреступного в нецеломудрии и в еде идоложертвенного» («Против ересей», 1: 26, 3).

 

Согласно книге «Числа», царь маовитян Валак, решив погубить Израиль, обратился за помощью к могущественному чародею Валааму. Тот предложил царю поссорить сынов Израиля с Богом: научить прелюбодействовать и есть идоложертвенное. Если израильтяне и Бог поссорятся, тогда Бог отвернётся от них, и царь Валак разгромит Израиль.
 
Афанаситы совершили ошибку, объявив Валаама учителем Николая. Валаам не предлагал царю Валаку ввести в соблазн сынов израилевых. Он поссорился с царём: вопреки воли царя благословил Израиль, предсказал победу Израилю. И уехал домой в Месопотамию. Рассказ о падении Валаама в книге «Числа» – это небылица редактора иудея.
 
Редактор иудей оболгал Валаама, скрыв имена настоящих оппонентов Моисея. Бог разгневался на израильтян. Они блудодействовали с дочерями народов Маова, приносили жертвы их богам и ели идоложервенное. Следствие гнева Бога: умерло 24 тысячи израильтян (Числ. 25: 9). Руководил народом Моисей. Почему он не доглядел? Редактор обвинил чародея Валаама и царя Валака. Они якобы совратили сынов Израиля. Пророк Моисей не смог предотвратить безумие соплеменников: чары Валаама оказались сильнее.
 
Моисей говорил соплеменникам не поклоняться идолу и не есть жертвенного. А они всё равно поклонялись идолу, считая его самым сильным богом, и ели идоложертвенное. Моисей не был для них авторитетом. У них были другие учителя, соплеменники, облечённые властью, которые говорили им, что Бог Моисея – это якобы идол. Обвиняя в идолопоклонстве других, он якобы сам ест идоложервенное.
 

Согласно моей версии, Валаам и Моисей были друзьями. Иисус Христос не мог осудить его. Негативный отзыв Иисуса о Валааме в «Апокалипсисе» – это вставка христианского редактора, который не знал, что иудеи оклеветали Валаама. Редактор вставил рассказ о Валааме в «Апокалипсис» для объяснения учения николаитов.

 
                9
 
Израильтяне, разгромив ханаанского царя Арада, аморрейского царя Сигона и васанского царя Ога, расположились в степях за рекой Иордан, у города Иерихон, на границе земель маовитян, царём которых был Валак.
 
Валак устрашился могущества израильтян: они разгромили самого Сигона, царя аморрейского, отобравшего у Валака город Есевон! Напуганные маовитяне говорили: «Этот народ поедает всё вокруг нас, как вол поедает траву полевую».
 
Валак решил ослабить израильтян с помощью проклятья. Даром проклятья и благословения обладал месопотамский жрец Валаам, который жил в городе Пефор на реке Евфрат. Валак отправил к нему послов, вручив им письмо: «Я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянёшь, тот проклят. Израильтяне сильней меня. Приди ко мне и прокляни их. Тогда, быть может, я смогу победить их».
 
Валаам принял послов. Он пообещал дать ответ на следующий день, после общения с Богом. Нельзя проклинать на своё усмотрение. А вдруг у Бога другие планы на этот народ? Бог сказал ему: «Не ходи с ними. Не проклинай народа этого, ибо он благословлён». Валаам отказал послам: «Бог запретил мне идти с вами».
 
Автор книги «Числа» пророк Моисей умолчал о личном желании Валаама. По мнению иудеев и афанаситов, прорицатель отказал послам вопреки своей воле: сребролюбец прельстился дорогими подарками. «Бог запретил мне идти с вами». Они толкуют эти слова так: Валаам хочет пойти, а «Бог запретил»; «идти с вами», – он не хочет идти именно с этими людьми, а с другими пошёл бы.
 
«Видимо, уже теперь воля Валаама не вполне соответствует воле Всевышнего, которой он хотя и подчиняется, но как бы нехотя» (Д. В. Щедровицкий[1]).
Валаам – не сумасшедший. Он знал, с Кем общался. Проклясть Израиль – всё равно, что объявить Богу войну. А Бог сильнее Валаама.
 
Царь прислал других послов. Решив, что положительный ответ зависит от цены, они посулили ему любую награду, которую он попросит. Его позабавила наивность этих людей: они предлагали ему пойти против Бога!  «Да хотя бы Валак дал мне полный дом серебра и золота, не пойду против Господа, Бога моего, и не сделаю что-либо малое или великое по своему произволу». Он пообещал дать окончательный ответ на следующий день: «Я узнаю, что ещё скажет мне Господь».
 
Автор книги «Числа» опять не объяснил, почему Валаам решил пообщаться с Богом ещё один раз. По мнению иудеев и афанаситов, ему захотелось получить богатые подарки царя. А вдруг Бог передумал? Иудеи и афанаситы ошибаются. Валаам обратился к Богу из уважения к послам. Приехали послы царя, – самые значимые люди в его царстве, – по важному, государственному делу. Нужно спасти их царство. Они унизились, преклонились: пообещали любую награду! А он прогонит их прочь, как бездельников? Разве эти значимые, уважаемые люди, озабоченные своей судьбой и судьбой царства не достойны того, что бы он обратился к Богу ещё один раз?
 
Бог разрешил Валааму пойти с послами, поставив условие: «Будешь делать то, что Я скажу тебе». Бог захотел, чтобы Валаам благословил израильтян. Вот почему Он разрешил пойти.
 
Дальнейшие действия Бога? Он разозлился на прорицателя. Причина? Редактор книги «Числа» рассказал так, что причина выглядит нелогичной, странной, абсурдной. Бог разозлился на Валаама только за то, что тот исполнил Его приказание!
 
«И пришёл Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе. Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою и пошёл с князьями Моавитскими. И воспылал гнев Божий за то, что он пошёл, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Числ. 22: 20-22).
 
Валаам исполнил приказание Бога, а Тот вдруг разозлился на него! Редактор не назвал причины. Грамотный автор не называет причину в единственном случае, – если причина очевидна. Бог разозлился на прорицателя по непонятной причине. Автор книги «Числа» – Моисей, пророк, грамотный автор. Он обязательно назвал бы причину. Нелогичный поступок Бога – это уши редактора иудея, безграмотного автора.
 
Ослица, на которой ехал Валаам, вдруг встала, как вкопанная: ангел загородил ей дорогу. Валаам не понял, почему она остановилась, и начал бить её.  «Что я сделала тебе?» – вдруг спросила ослица человеческим голосом. Валаам ответил: «Ты издеваешься надо мной. Если бы у меня был меч, я убил бы тебя». Любой другой человек поразился бы, если бы с ним заговорила ослица. Валаам не поразился.
 
По мнению иудейских мудрецов, «историю с говорящей ослицей надо принимать буквально, а не аллегорически, и относиться к ней как к повествованию о чуде, которое совершил Всевышний»[2].
 
Иудейские мудрецы выдают свою вставку про ослицу за чудо Бога: Валаам никогда не пошёл бы против Бога, если бы ослица заговорила наяву!
 
После разговора с ослицей Валаам увидел ангела, который объяснил ему, почему ослица встала, как вкопанная: «Я загородил дорогу, чтобы воспрепятствовать тебе». Валаам извинился, пожелал вернуться домой. Ангел разрешил идти с послами, напомнив условие Бога.
 
По мнению иудеев и афанаситов, прорицатель встал на сторону царя Валака, прельстившись наградой. Он не знал, почему Бог послал его к царю, и решил, что Бог передумал: изменил свои планы на израильтян. Ангел поставил корыстного прорицателя на место, напомнив условие Бога: «Будешь делать то, что Я скажу тебе».
 
Разве Валаам не знал, с Кем общался? Для него Бог – не мифический герой. Он общался с Богом не первый раз и знал, что Его планы не меняются. Валаам догадывался о своей миссии. Бог попросит его благословить израильтян. «Да хотя бы Валак дал мне полный дом серебра и золота, не пойду против Господа, Бога моего, и не сделаю что-либо малое или великое по своему произволу». Это слова прорицателя. Он не пойдёт против Бога, – хоть озолотите! Если Валаам проклянёт израильтян, проклятие не исполнится: Бог сильнее Валаама.
 
Бог не мог разозлиться на прорицателя: тот не подал ни малейшего повода. Валаам якобы прельстился подарками. А где доказательство? Зачем Валааму подарки царя, если их цена – смерть? Валаам знал, с Кем общался. Для него Бог – не мифический герой. Нелогичный поступок Бога, ангел, говорящая ослица, – это уши редактора иудея. 
 
Царь Валак подчеркнул уважение к Валааму: окруженный царедворцами, телохранителями, вооруженными до зубов, он встретил его на границе своего царства. Ему приятно увидеть знаменитого прорицателя. Он хочет почтить его. Почему он сразу не приехал? Царь Валак позвал, – и Валаам приехал. Он будет говорить не от себя, – Валаам предупредил честно, –  он скажет только то, что вложит в его уста Бог.
 
Приготовили жертвенники. И Валаам вдруг благословил израильтян! Как можно проклясть их, если Бог не проклинает их? Как можно желать им зла, если Бог не желает им зла? Он согласен умереть, как они, – смертью праведников. Царь возмутился: он призвал Валаама, чтобы тот проклял израильтян, а тот благословил! Прорицатель сказал царю: «Не должен ли я сказать в точности то, что вложил в мои уста Бог?»
 
Если нельзя проклясть весь народ, подумал царь, вдруг можно проклясть часть народа? Приготовили жертвенники. Валаам опять благословил израильтян! Бог – не человек, чтобы ему лгать. Он пообещает и сделает, скажет – и исполнится. Не видно бедствия, несчастья в Израиле, потому что Бог помогает Израилю. Израиль, как лев, – не ляжет пока не съест добычу и не напьется крови убитых.
 
Валаам благословил израильтян вопреки воле царя. Тот, кто не исполняет волю царя, рискует жизнью. Для всех это – очевидно. Прорицатель тоже хотел жить. Кто не хочет жить? Не боится царей только тот, кто исполняет волю Бога! Царь испугался. «Не проклинай и не благословляй их!» – потребовал он, как будто проклятие и благословение зависело только от прорицателя. Валаам сказал царю: «Не должен ли я сказать в точности то, что вложил в мои уста Бог?»
 
Царю очень хотелось проклясть израильтян. Вдруг Бог передумает? Вдруг ляжет счастливая карта? Он попытал счастье в третий раз. И Валаам опять благословил израильтян! «Как прекрасны шатры твои, Израиль! Расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах». Благословляющий Израиль – благословлён, проклинающий Израиль – проклят.
 
Терпение царя Валака лопнуло: «Я призвал тебя проклясть врагов моих, а ты благословляешь их в третий раз!» Валаам ответил: «Не говорил ли я послам твоим, которых ты присылал ко мне, даже если даст мне Валак полный свой дом серебра и золота, не пойду против Бога, и не сделаю что-либо малое или великое по своему произволу?» Разгневанный царь прогнал прорицателя: «Беги в своё место. Я хотел почтить тебя, но вот, Господь лишает тебя чести» (Числ. 24: 11).
 
Что означает «Господь лишает тебя чести»? Толкование иудеев и афанаситов. Валааму хотелось получить подарки царя, – непреодолимо, маниакально! Он не оправдал доверия Бога. Вот почему царь сказал пророчески: «Господь лишает тебя чести».
 
Иудеи и афанаситы ошибаются. Бог не лишал прорицателя чести. Все цари говорят, что их власть от Бога. Ни один царь не признается, что его власть от сатаны. Царь решил, что он – слуга Бога. Валаам пошёл против царя, а значит и против Бога.
 
Куда подался прорицатель? Что означает «беги в своё место»? Автор книги «Числа» умолчал. Логично предположить, – «беги домой, в свою Месопотамию». Царь и прорицатель поссорились. Надо возвращаться домой, пока разгневанный царь не передумал. Нравы – жестокие. Оставаться – себе дороже. Оседлав ослицу, прорицатель поехал домой – в город Пефор на реке Евфрат. Дорога не близкая: наименьшее расстояние по прямой от города Иерихон до реки Евфрат – пятьсот километров.
 
Сыновья Израиля начали поклоняться богам народов Маова и блудодействовать с дочерями мадианитян. Предводитель израильтян Моисей разгневался: наказал согрешивших подданных и объявил мадианитянам войну. Мадианитяне потерпели сокрушительное поражение. Израильтяне казнили пять царей мадианитянских и казнили Валаама, который благословил Израиль, предсказал им победу. «И Валаама, сына Веорова, убили мечом» (Числ. 31: 8).
 
Другими словами, Валаам не уехал домой в Месопотамию, помирился с царём Валаком, научил его и царей мадианитянских ввести в соблазн сынов израилевых.
 
Автор книги рассказал подробно, исчерпывающе, как прорицатель благословил Израиль, как предсказал победу над врагами, а о том, как он сошёл с ума (помирился с царём, научил его соблазнить сынов израильских), – автор не рассказал подробно, ограничился двумя словами, через запятую: Моисей спросил военных, «для чего вы оставили в живых всех женщин», которые «по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа» (Числ. 31: 16). Это предложение – весь рассказ о преступлении прорицателя. Уберите два слова – «по совету Валаамову» – и никто не догадается, что прорицатель научил царя ввести в соблазн сынов Израиля.
 
Рассказ о падении Валаама настолько незаметный и нелогичный, что не каждый человек, самостоятельно изучающий «Библию», придёт к выводу, что Валаам научил сынов Израиля есть идоложертвенное и прелюбодействовать.
 
Почётный член Академии наук СССР Н. А. Морозов прочитал книгу «Числа» и удивился: он не нашёл рассказа, в котором Валаам научил царя ввести в соблазн сынов Израиля, и решил, что древние христиане выбросили рассказ о падении Валаама!
 
Морозова можно понять: Валаам благословил Израиль – главы 22, 23, 24 (одна тысяча семьсот слов); падение Валаама  – глава 31 (два слова). Весь рассказ о падении прорицателя состоит из двух слов: «по совету Валаамову»! Морозов или не прочитал 31 главу, или прочитал невнимательно.
 
«Итак, мы видим, что в современной Библии, нет ни одного намёка на то, что Валаам, уезжая, дал совет Валаку соблазнить этим путем Израиль. Значит, рукопись IV-гo века (книга "Числа" IV-гo века. – С. Ш.), которой пользовался Иоанн, была иная, где говорилось именно в таком виде, как цитирует это место сам Иоанн» (Морозов).
 
По мнению Морозова, Иоанн Златоуст сообщил о падении Валаама в своей книге «Апокалипсис». Согласно моей версии, Златоуст не сообщал о Валааме: рассказ Иисуса о Валааме и Валаке в «Апокалипсисе» – это вставка афанаситов. Им понадобилась эта вставка для объяснения учения николаитов.
 
Моисей – грамотный автор. Он обязательно рассказал бы подробно, как Валаам отпал от Бога. Доказательство: четыре страницы рассказа о том, как царь упрашивал Валаама проклясть Израиль, и как тот благословил Израиль. А рассказ о падении Валлама – состоит из двух слов, написанных через запятую (редактором иудеем). На одной чаше весов четыре страницы, на другой чаше – два слова.
 
Бог сказал Валааму: «Не проклинай Израиль. Ибо этот народ благословлён». Валаам благословил Израиль: «Как прекрасны шатры твои, Израиль!» Пророчество Валаама: Израиль одолеет всех своих врагов.
 
Я считаю, что Валаам был другом израильского народа во времена Моисея. Моё  доказательство этого – утренняя молитва в синагоге начинается фразой из его благословления: «Как прекрасны шатры твои, Яков, жилища твои, Израиль!» Если бы Валаам был врагом Моисея, древние израильтяне не включили эту фразу в молитву[3].
 
Враг евреев Гитлер был художником. Кому из руководителей Израиля придёт в голову объявить его творчество объектом для поклонения? А хвала Валаама Израилю стала еврейской молитвой. Следовательно, Валаам не был врагом Израиля.
 
Царь Валак и чародей Валаам помирились – когда, при каких обстоятельствах? Неужели Моисею, автору книги «Числа», самому было не интересно рассказать о падении прорицателя? Любой автор, оказавшийся на месте Моисея, не опустил бы такого рассказа.
 
Некоторые толкователи сравнивают Валаама с Иудой Искариотом, который предал Иисуса. Сравнение некорректное: Иуда был уверен в том, что Иисус – шарлатан, баснослов, фокусник, колдун. Он не посмел бы предать Иисуса, если бы был уверен в том, что он – Христос, посланник Бога. Предать Иисуса, зная о том, что он посланник Бога –  всё равно, что остановить мчащийся поезд, ухватившись за локомотив, поймать артиллерийский снаряд, встав перед пушкой.
 
По мнению иудеев и афанаситов, Валаам благословил Израиль вопреки своей воле. Он хотел сказать: «Вы – прокляты». А говорил: «Вы – благословлены». Его не насторожило благословление вопреки своей воле. Для него Бог – не авторитет! Валаам – глупый: ежедневно общаясь с Богом, он решил обмануть Его. А сторонники падения Валаама, которые ни разу не общались с Богом, – умные: они не пойдут против Бога.
 
У иудеев и афанаситов нет доказательств, что Валаам благословлял вопреки своей воле: якобы хотел сказать одно, а говорил другое. Они выдают желаемое за действительное.
 
Афанаситы доказывают подлинность падения Валаама свидетельством апостолов Петра и Иуды Иаковлева: те тоже считали, что Валаам был врагом Бога.
 
Апостол Пётр дал характеристику сынам проклятия: «Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, но был обличён в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» (2 Петр. 2: 15-16).
 
Апостол Иуда Иаковлев напомнил еретикам об участи врагов Израиля – Валаама, Каина и Корея: «Горе им, потому что идут путём Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей» (1: 11).
 
Не все древние богословы признавали «Второе послание Петра» и «Послание Иуды» каноническими, – то есть они отрицали авторство Петра и Иуды.
 
«Одним из наиболее заметных экзегетов антиохийской школы был Иоанн Златоуст. Среди одиннадцати с небольшим тысяч цитат из Нового Завета, согласно Бауру, у него нет ни одной из 2-го Послания Петра, 2-го и 3-го Иоанна, Иуды и Апокалипсиса. Другими словами, его канон Нового Завета совпадает с версией Пешитто – сирийского перевода, который имел хождение в Антиохии в его время» (Мецгер[4]).
 
Амфилохий Иконийский (умер после 394 года) «сообщает о недавних спорах по поводу Послания к Евреям, Соборных посланий и Апокалипсиса. Он не только говорит о чужих сомнениях, но и сам отвергает 2-е Послание Петра, 2-е и 3-е Иоанна и Иуды и почти наверняка – Апокалипсис» (Мецгер[5]).
 
Златоуст и Амфилохий отрицали, что апостол Пётр – автор «Второго послания Петра», а апостол Иуда – автор «Послания Иуды». Афанаситы сами сочинили эти послания. Зачем им это понадобилось? Валаам в «Апокалипсисе» и Посланиях – звенья одной цепи. Иисус ненавидит николаитов. Объявив николаитов учениками Валаама, афанаситы сослались на авторитет апостолов: они тоже считали Валаама врагом Бога!
 
Палладий Еленопольский, друг и первый биограф Златоуста, отрицал, что Валаам был врагом Бога и пророка Моисея.
 
Феофил Александрийский, оклеветав Златоуста, хотел скрыть свой позор. Клевета порочит, изобличает Феофила «и невольно прославляет Златоуста, как невиновного, подобно тому, как было и с Валаамом». Что подразумевал Палладий? Он сравнил Феофила с иудеями. Иудеи оклеветали Валаама. А Феофил оклеветал Златоуста. Их клевета прославляет Валаама и Златоуста невольно, как невиновных[6].
 
Иудеи позволяли себе не копировать книгу «Числа» слово в слово. Доказательство – курманские рукописи.
 
1947 год. Пастух Мухаммед эд-Диб, разыскивая козу, зашёл в пещеру, в которой обнаружил глиняные сосуды с библейскими рукописями.
 
«Сразу же после опубликования первых рукописей из Кумрана в науке разгорелись две "битвы" – за их подлинность и древность» (И. Д. Амусин[7]). Учёные пришли к выводу, что рукописи подлинные и древние.
 
Пример редакторской правки книги «Числа» – по Амусину:  «В книге Чисел 30: 4-6 говорится: "И если женщина даст обет Господу... и Господь простит ей... " В свитке это место передано так: "И если женщина даст обет Мне... и Я прощу ей... ". Тем самым этому кумранскому сборнику правил придаётся ещё больший божественный авторитет». Редактор уточнил, разжевал, – решив, что Моисей выразился невнятно.
 
А если иудеи могли позволить себе не копировать книгу «Числа» слово в слово, значит, могли позволить себе добавить и два лишних слова – «по совету Валаамову».
 
Иисус дал понять, что книга «Числа» сфальсифицирована. «И сказал Господь Моисею: должен умереть человек», работавший в субботу (Числ. 15: 32-36). А Бог этого не говорил. Если бы Бог приказал Моисею убить этого человека, Иисус, лично знавший Бога, никогда не сказал бы, что можно работать в субботу. «И стали иудеи гнать Иисуса и искали убить его за то, что он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец мой доныне делает, и я делаю» (Иоан. 5: 16-17). Как я предполагаю, смерть иудея, работавшего в субботу, на совести Моисея. Он был уверен, что поступил правильно. Редакторы оправдали Моисея: он якобы исполнил приказ Бога. Или казнь иудея – вымысел иудейских мудрецов, доказывающих свою идеологию.
 
Руководитель израильтян Моисей считал своего Бога самым сильным. Царь маовитян Валак и цари мадианитянские считали своего бога самым сильным. Они обвиняли друг друга в поклонении идолу. Кто из них ел идоложертвенное, современники не знали наверняка.
 
Аналогичная ситуация была и после смерти Моисея. Израильский царь Ахав поклонялся финикийскому богу Ваалу (3 Цар. 16: 31).
 
Бог разгневался на оппонентов Моисея, обвинявших его в идолопоклонстве: умерло 24 тысячи израильтян. Сколько их умерло на самом деле – неизвестно; может быть, вообще никто не умер. По моему мнению, количество погибших израильтян зависело от прихоти переписчиков и увеличивалось с каждой новой рукописью.
 
Если бы на самом деле умерло 24 тысячи человек, Ахав, наверное, не посмел бы поклоняться финикийскому богу. Как я предполагаю, возмущённые иудеи, решив напугать Ахава, напомнили ему участь оппонентов Моисея: умерло 24 тысячи человек!
 
Ахав и его жена Иезавель поклонялись богу Ваалу. Они учили сынов Израиля есть идоложертвенное. А Валаам – не учил: он лично знал Бога. И Бог сказал ему: «Не проклинай Израиль. Он – благословлён».
 
 

[1] «Введение в «Ветхий Завет». Пятикнижие Моисеево». Москва, «Оклик», 2008. С. 845.

Щедровицкий Дмитрий Владимирович (р. 1953) – теолог, поэт, переводчик, автор богословских исследований «Библии».

[2] Книга «Бемидбар» («Числа». – С. Ш.). «Тора пятикнижие и Гафтарот». С. 954. Москва. Мосты культуры. 1999. Комментарий составил д-р Й. Герц, Главный раввин Британской империи.

[3] «Благословения, произнесённые Бильамом (Валаамом. – С. Ш.), мудрецы хотели сделать обязательным чтением, подобно обязанности читать "Шма Исраэль" утром и вечером. Несмотря на то, что такое решение не было принято, одна строка из благословления Бильама стала той фразой, с которой начинается утренняя молитва в синагоге...» («Тора пятикнижие и Гафтарот». С. 951).

[4] «Канон Нового Завета». С. 210-211.

[5] «Канон Нового Завета». С. 209. 

[6] «То, с помощью чего он (Феофил. – С. Ш.) думал, что скроет свой позор, особенно порочит его, невольно прославляя Иоанна как невиновного, подобно тому, как было и с Валаамом» («Диалог Палладия, епископа Еленопольского, с Фёдором, римским диаконом, повествующий о жизни блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста», 13).

«Древние жития святителя Иоанна Златоуста». Тексты и комментарий. – М.: «Паломник». Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. 2007. С. 119.

[7] «Курманская община». М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.   

Амусин Иосиф Давидович (1910-1984) – советский историк, кумрановед, папиролог, доктор исторических наук.


Рецензии