Валерий Ободзинский как зеркало тоталитарного режи

Вера Монастырская
         Как верно написал один поэт: "Времена не выбирают, в них живут и умирают"... 
         Певец Ободзинский родился и жил в тоталитарном советском строе, но умер в апреле 1997 года, пожив уже в свободе рыночных отношений.
         Хорошо, что Ободзинский пел и смог реализовать, подарить свой талант людям. А если твой талант в ином?
         Про таких другой поэт написал: "Товарищ верь, взойдёт она, заря пленительного счастья, и на обломках самовластья напишут наши имена"...
         Петь я не умела, а умела только писать, и потому пришлось ждать восхода "зари" 40 лет. Обидно..., но это мягко сказано. 40 лет это отрезок времени длиною в жизнь.
          Ободзинский пел и этому служению людям отдавал всего себя. Талант требует жертвы: ничего себе, а только таланту и ещё раз - таланту. Работа на износ, после такого напряжения наступает катастрофическая усталость. Чтобы поддержать в себе силы, нужен уже допинг. Это алкоголь и наркотические лекарственные препараты. А результат в итоге плачевный.
          А что же себе остаётся от таланта? Советский тоталитарный строй разрешил певцу заработать деньги на кооперативную квартиру, не жить же семье на улице, иметь личный автомобиль, и личные нательные вещи, то есть одежду. Всё, никакого другого имущества советские граждане иметь не могли. Это советские воры в законе имели "общак", на который в 90-е годы скупили или приватизировали заводы и пароходы, фабрики вместе с рабочими на них, на деньги этих "общаков" были зарегистрированы коммерческие банки, которые здравствуют и ныне и получают с заёмщиков за свои кредиты до 50% годовых, а их около 1000 в России.
         Ещё владельцу таланта остаётся народная любовь и слава. Любовь народа к Ободзинскому была великой: певец собирал полные стадионы. Пластинки продавались миллионными тиражами. А за славой и любовью следом идёт зависть. Партия не могла простить и стерпеть народную любовь к певцу. Так встречать и слушать, и провожать народ должен бы только секретарей ЦК КПСС и их речи с трибун партийных многочисленных съездов. А их было 27 до Ельцина. Потому и сыпали "соль на раны" Ободзинскому. Хотя бы какую ни на есть, а палку в колёса мы ему вставим, тешились партийные боссы. И начали верещать: "не советский певец, не так поёт, не так одевается, слащавые песни о любви поёт..." А надо бы железобетонные, как опоры высоковольтных линий электропередач.
         Да если бы только изгадили жизнь и карьеру певцу Ободзинскому?
         Вспомним имена других талантов пострадавших от тоталитарного режима: Высоцкий умер в 42 года, а любовь и слава были, но не было официального признания, Есенин умер в 30 лет, Солженицина убили бы, не будь тот лауреатом Нобелевской премии, а просто вывезли за кордон, Шаламова вынудили скитаться на  Колыме 20 лет. Булгакову и Куприну самим пришлось бежать за границу в революцию, потом долго их произведения не издавали на родине. Горькова отравили конфетами, а писатель высказал Сталину: "...я помогал вам строить тюрьму народов"...
         Была партия, которая единолично руководила страной Советов. А из кого она состояла? Какие люди стремились попасть в ряды этой партии?
         Люди, которые не знали в чём ещё себя проявить, самые средненькие и серенькие, обделённые способностями и талантами, присущими другим, которым они вожделенно завидовали. Эти люди боялись сказать слово супротив кого или чего либо, и голосовали всегда "одобрямс" за любые бредовые предложения и идеи членов верхушки партии.  Министр культуры Екатерина Фурцева резала себе вены,  когда её вывели из состава Политбюро ЦК, но в тот раз её откачали, а во второй раз, когда её проводили на пенсию с поста министра, она отравилась таблетками и почила навеки на 64-м году жизни. И эти люди руководили 90 лет народом огромной страны, которая занимает шестую часть суши Земли, но они не умели даже справляться с собственными страстями и слабостями.
         А кем был Никита Хрущёв? В детстве пас гусей в деревне, в молодости работал на шахтах Донбасса, затем закончил Высшие партийные курсы при ЦК КПСС, и вот готов руководитель народом от партии. Сталин расстреливал и убивал всех партийных деятелей, которые казались ему умнее его, и потому являлись скрытой угрозой его положения в партии. Пали от его руки Киров, Троцкий, Блюхер, Фрунзе, а которых не убил, те сели надолго в лагеря.
         Почему же выжил Хрущёв и даже занял место Генерального секретаря? Да потому что Сталин считал Никиту за украинского дурака, который пил на даче у "хозяина" водку гранёными стаканами и плясал гопака в расшитой украинской рубахе. Но ведь Никита таким и являлся. Образования у него не было, он даже с трудом подбирал слова, чтобы выразить мысль. А кто из его сотоварищей, окружавших вождя был умнее-то? Берия что ли? Не с кем было конкурировать, кто поумнее - тех уже похоронили с почестями.
         Когда поэт Борис Пастернак опубликовал роман "Доктор Живаго" за границей, потому что не издавали его на родине, никто даже не читал этого произведения. Но все дружно "осудили" автора за "низкопоклонство перед буржуями" и нарекли "западником". Коллеги по Союзу писателей СССР проголосовали единогласно за исключение Пастернака из членов Союза, а жену автора,  она работала редактором в издательстве, посадили в лагеря без всяких обвинений, просто уже за то, что является носителем "растленных идей Запада", а муж за жену отвечает. Вот так в одночасье отняли дачу, пенсию, и саму жизнь у автора книги и русского писателя. Пастернак от этих злоключений заболел и вскорости умер от сердца. За Нобелевской премией за границу ездила дочь писателя, но уже позже, когда открыли границы "перестройка и гласность".
         Брежнев отправил досрочно Хрущёва на пенсию, от нечего делать, Никита прочитал роман Пастернака и удивился: ..."за что же мы так травили автора? Ничего крамольного в книге нет..." А за то травили, что нельзя было писать без дозволения партии и уж тем более публиковать за границей. Если ты член Союза, то должен писать под диктовку и с разрешения товарищей из партии. Это была идеология коммунистического тоталитарного режима: всё схвачено и всё под колпаком у партии. Никакой свободы мысли быть не должно.
         А тут ещё какой-то певец про любовь слащавый Ободзинский?
         Во времена великого "застоя" или "застолья" периода Брежнева, а Леонид правил 18 лет, пили все. Делать было просто нечего и травили всех и каждого мало мальски одарённых и поумнее которые.
         Стас Михайлов пил по-чёрному, работая в ресторане, лечили уже его от алкоголизма, но потом заметили и обогрели продюсеры в малиновых пиджаках. Теперь только "всё для тебя" и денег много и известности.
         Всем было туго в те времена, выживал каждый как мог. И куда было мне деваться с журналистским образованием? Писать про надои молока?
         Да, тяжело писать и вспоминать о том времени...