О фильме Левиафан

Евгений Терещенко
Посмотрел недавно нашумевший фильм А.Звягинцева "Левиафан". На мой взгляд, к настоящему искусству этот фильм не имеет никакого отношения. Персонажи фильма пьянствуют, матерятся, обижают детей, развратничают. Нет ни одного положительного героя! Весь фильм мы видим напряженные, недобрые лица, лишь изредка проскальзывают вымученные улыбки. Во взаимоотношениях героев друг с другом нет простоты, искренности, ласки, заботы друг о друге, есть только холодность и равнодушие.

У меня создалось впечатление, что персонажи фильма страдают не от несправедливости, не от подлого мэра города, не от коррумпированной власти, а от собственной грубости и черствости. Они не способны любить, дарить любовь и своей черствостью навлекают на себя всевозможные неприятности. Есть великая русская пословица: "Что посеешь, то и пожнешь". Герои фильма "Левиафан" не способны сеять доброе. Но А.Звягинцев к такому выводу зрителя не подводит, он хочет озлобить его против существующей системы власти.

Существует точка зрения, согласно которой, во всем виновата авторитарная власть в России, и либерал А.Звягинцев, очевидно, придерживается такого же мнения. Лично мне кажется, дело не в российской системе власти. В условиях капитализма, когда развратные коммерческие СМИ не ограничены цензурой, воспитать людей очень трудно, при любой системе власти. Коммерческие СМИ, на мой взгляд, - есть большое зло. Если в демократических странах запада и есть какие преимущества перед Россией, то только потому, что в них не было такого разрыва традиций, какой дважды имел место в нашей стране. В основном же, народы Европы, США и других капиталистических стран мало отличаются от россиян, в моральном отношении.

Людям нужна высокоморальная религия или идеология, нужны передающиеся по наследству традиции, нужно настоящее искусство, какое было у нас в СССР. А такие фильмы, как "Левиафан", могут только калечить молодых людей.