41. Коллективная длительность и метафизическая пам

Павел Гордеев
§ 41. Коллективная длительность и метафизическая память

Особый интерес вызывает процесс вспоминания событий в логоцентрированных необычных состояниях сознания. Если переживание космологической сингулярности может быть объяснено ее аналогичностью с внутриутробным состоянием, к которому возможна регрессия в эмпирическом процессе, то как возможно вспоминание конкретных исторических событий, удаленных во времени? С. Гроф приводит в своих работах множество примеров, когда в необычных состояниях сознания люди переживали исторические события прошлых эпох в мельчайших деталях и подробностях, которые впоследствии подтверждались. При этом до необычного опыта люди ничего не могли знать об этих событиях в целом, а тем более их частности и детали.

Допущение представленности человеческой истории сознанию индивида посредством архетипических образов и сюжетов не проясняет полностью, каким образом эти образы и сюжеты наполняются конкретным достоверным содержанием. Эндоцентрированные необычные состояния сознания реактуализуют содержания индивидуальной памяти, которые в свернутом, бессознательном состоянии всегда, в принципе, доступны сознанию благодаря непрерывности индивидуальной длительности и взаимопроникновению ее прошлых и настоящих состояний. Доступ сознания к надындивидуальным содержаниям имплицирует, по аналогии, некоторую коллективную память и, соответственно, общевидовую длительность.

Общевидовая длительность в историческом плане является эволюционным развитием. «На наш взгляд, – пишет К.Х. Хайруллин, – имеется вероятность того, что жизнь обладает практически неограниченной способностью запоминания информации, хотя весьма ограниченно и избирательно ею пользуется. Она ничего не забывает, накапливает информацию и передает ее от поколения к поколению, а в ходе эволюции от одного биологического вида к другому. […] Человек как наиболее развитая и сложная форма жизни, должен содержать в себе колоссальные резервуары информации, накопленной в ходе эволюции живой материи» [1].

Когда речь идет о человеке, под эволюционным развитием должно пониматься не только развитие биологическое и витальное, но также сознательное, поскольку человек есть существо, наделенное разумом, сознанием. Коллективная память человечества, таким образом, содержит в себе элементы его истории как взаимопроникновения смыслов: события коллективной длительности семантически нагруженны.

Данную точку зрения частично подтверждает синергетика: «Сознание – это поле, которое первоначально содержит в себе все возможные и реализуемые в будущем пути развертывания мысли, а также накапливает, сохраняет в себе следы всех прошедших движений мысли и волнений чувств. Это резонирует с синергетическим образом открытой нелинейной среды, содержащей в себе все поле путей развития, а также сохраняющей в себе в ином, более медленном и неощущаемом нами темпомире все прошедшие процессы» [2, с. 75]. Подобные синергетические представления согласуются с образом всеведующего Космического разума, первоначального Хаоса как метафизического единства потенций, сознания-сокровищницы в буддизме – явлений надындивидуальных, но содержащихся в каждом сознании, соотносящихся с ним как Целое с частью. При этом Целое содержится полностью в любой своей части. Образом такого соотношения является фрактал, отражающий самоподобие целого в частном.

Единство мира и человека выражается в холистическом развитии, в их коэволюции. Смысловой, сфокусированный на жизни разума срез этого эволюционного процесса объясняет его как реализацию некоторых смысловых линий развития, которые наполняются определенными, конкретными историческими событиями. Актуализированные события составляют память этого уровня, которая имеет духовную, идеальную природу (как сознание вообще [3]). Феномен метафизической памяти этого уровня может быть проиллюстрирован представлениями о семантическом поле, Ноосфере, Хрониках Акаши, Мировой душе, «голографической» Вселенной, космическом информационном поле и т.д.

Но метафизическая память обладает надындивидуальной природой, что проявляется раскрытием длительности коллективного разума, и природой сверхчеловеческой, что выражается в проявлениях длительности космологической. Так как это – уже другая размерность, нечеловеческий масштаб, доступ к метафизической памяти осуществляется выходом за пределы индивидуальной длительности – изменением Я-бытия, расширением сознания до пределов коллективного разума, или также до пределов космического разума, если речь идет о космологических прозрениях. При этом «выход за пределы» означает не топологическое перемещение или расширение, но некоторую реализацию семантических возможностей, не актуализируемых в обычном состоянии сознания, но имплицитно содержащихся в нем. Таким образом, доступ к метафизической памяти коллективного сознания (и бессознательного) возможен в проживании сознанием длительности надындивидуальной, коллективной.

--

1. Хайруллин К.Х. Философия космизма. Казань: Дом печати, 2003. [Электронный ресурс] URL: http://www.proza.ru/2009/05/26/843 (дата обращения: 10.03.14).
2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее. М.: КомКнига, 2010.
3. Впрочем, если феномен индивидуального сознания можно попытаться объяснить наличием его материального субстрата – головного мозга, то для коллективного сознания подобное «объяснение» представляется весьма серьезной проблемой.