Практикум по изучению молитвы. Гл. 1-4

Николай Москвитин
В данной работе мы разберём подробно начало книги "таинственный дар молитвы", поскольку там всё дано в сжатом виде и невозможно для запоминания.

1. Молитва есть основа духовной жизни.

   Всем известно, что основа--некая опора. Стало быть человек держится за молитву как за некоторую надёжную вещь. Чуть только он её выпускает из рук или из-под ног, он начинает падать.
   В мире всё напоминает об этой опоре. Сама физическая опора. Опора со стороны своего организма. Опора со стороны других людей. Опора со стороны государства и других особых социальных институтов. Опора со стороны источников информации. Защита Ангела-Хранителя и других ангельских сил. Сакральное пространство. Наконец, всевозможные их взаимодействия.
   Соответственно, каждая из возможных комбинаций соответствует своему молитвенному наполнению. И, хотя молитва не зависит напрямую от внешнего мира, настраивает на неё именно мир, больше земной, нежели небесный.
   Ясно, что утратив одну опору, человек при жизни всё же никогда не теряет сразу все опоры. В частности, физическую он теряет только в исключительных случаях. При этом возникает опора со стороны других источников. Существование вне всех опор означало бы уничтожение. Поэтому можно определить, о даровании каких опор надо молиться, а за существование каких--благодарить. И о чём каяться--о каких недомоленных и недопрославленных опорах.

Задания.

1. Про ноги известна строка из Библии "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых". Приведите пример с рукой из Евангелия.
2. Вот космонавт в невесомости. Какие из приведённых видов опор у него есть?
3. Каких видов опор лишает себя неверующий человек?
4. Какие просьбы о защите к Ангелу-Хранителю Вы знаете?
5. Какие виды пространств соотносятся с сакральным?
6. Человек в травматологическом пункте. Какие из приведённых видов опор он точно потерял, пусть и на время, и какие он точно получил, пусть и на время?
7. Назовём мементоморическим состоянием такое, когда все чувства человека помнят о смерти. Возможно ли такое состояние в действительности, кроме самого момента смерти?

2. В молитве нужно смирение.

   В молитве нужно смирение. Соответственно, чтобы молиться, нужно соблюдать хотя бы первую заповедь блаженства. Жизнь в любом случае располагает ко смирению, если человек внимателен к себе.  Можно указать ещё некоторые признаки. Он увидит, каких он опор лишается и в чём хочет, чтобы его поддержал Бог или другие добрые силы. У него нет цели прославиться, поэтому все злые дела он совершает по немощи, а  все добрые---во славу Божию. Он обязательно несёт какой-то подвиг, хотя малый.
    В таком человеке обязательно присутствуют хотя бы две страсти, так как гордыня--единственная страсть, которая поглощает все другие страсти, делая их незримыми. Соответственно, в жизни такого человека могут появиться двойные искушения, затрагивающие одну и другие страсти. Максимальное число одновременных искушений--6, поскольку максимальное число элементов сознания--6. Согласно, правда, Вунту; но это надёжный автор.
   Одновременно происходящие искушения усиливает возможность появления смирения, так как опор намного меньше, чем обычно. Чем больше человек будет обращаться к Богу в таких случаях, тем более он приобретает благодать и смирение. И это направляет на молитву.

1. Как бы Вы попросили Бога о даровании смирения?
2. Может ли смиренный спортсмен думать, что ему дадут золото?
3. Почему Ницшеанец может иметь всего одну зримую страсть?
4. Всегда ли человек смиряется только от отсутствия каких-то опор?
5. Какие средства противостоят средствам, оправдывающим цель прославиться?
6. Сколько комбинаций хотя бы каких-то из 8 страстей может быть в принципе?
7. Какой простейший логический парадокс связан со смирением (подсказка: каково отношение смиренного к себе)?

3. В молитве человек соединяется с Богом.

   В  любом общении существуют как минимум три элемента: источник информации, сама информация, адресат. Молитва есть сообщение Богу, имеющие цель получить определённые духовные и телесные результаты в жизни. Если результаты отличны от желаемых, возникает или ропот, или смирение. Поэтому незнание воли Божией должно быть сопряжено с упованием на неё.
   Таким образом, молитва может возникать от потери любой из опор, но всегда связана с поиском одной из духовных опор. При этом свойства Божии дают молитве необъятный простор для наполнения почти любым содержанием, но только малая часть из всех возможных вариантов эффективна.
   Бог же видит все варианты развития всех судеб людей во все времена и всегда создаёт наилучшие варианты молитвенной жизни, пользуясь отнятием не только духовных, но и физических опор. Человек не может не стремиться обрести  хотя одну опору, иначе он умрёт. Поэтому любой человек может молиться с той или иной степенью верности, то есть так или иначе соединяется с Богом. Хоть когда-то.
   
1. Доказать, что любая книга настраивает на тот или иной диалог.
2. Может ли существовать ропот на смирение? А смирение о ропоте?
3. Назовите несколько основных свойств Божиих.   
4. Допустимо ли строгое понятие "кпд молитвы"?
5. Известно, что жизнь не является суммой частей. А суммой каких частей не является молитвенная жизнь?
6. Значила бы ли возможность одновременного осуществления всех возможностей развития действий с какого-то этапа к постепенному и совершенному заполнению Вселенной?
7. Докажите, что в каждый момент времени люди молятся с разной степенью верности.

4. Приближение к Богу достигается через соблюдение заповедей.

   Степень верности молитвы, таким образом, возрастает в процессе совершения действий, противоположных действию страстей. Именно поэтому гордый молится с меньшей степенью верности, чем все остальные.
   Соответственно сообщества, где много гордых людей, могут быть направлены против молитвы истинной. Отсюда--отклонения в использовании молитв в неправославных конфессиях и в разных сектах христианства.
   В многих таких сектах есть опора на Ветхий завет и ненужность новозаветных заповедей. Поэтому духовная жизнь, основанная на молитве, должна включать и новозаветные, а не только ветхозаветные заповеди.

1. Возможен ли аналог арифметической или геометрической прогрессий в молитве?
2. Что лучше--увязать в болоте гордости, но верить в себя, или стоять у болота, но прося у Бога указать направление пути?
3. Назовите несколько известных Вам из истории таких "сообществ гордых людей"
4. Красота спасёт мир, по словам Достоевского. Поясните, в чём красота молитвы.
5. Проще ли понимание и содержание духовной жизни в неправославных конфессиях по сравнению с православием?
6. Как тогда применима к православию фраза: "Где просто, там и Ангелов со сто"?
7. Почему заповедей блаженства больше, чем добродетелей в классическом изложении Игнатия Брянчанинова?