Судьба теплохода

Вера Полуляк
    Круизный теплоход «Александр Блок» оставил в моей памяти светлые воспоминания. По Волге-матушке реке совершала вместе с другими туристами незабываемое круизное путешествие из Москвы до Астрахани и обратно.
Захотелось вдруг узнать, что с тем уютным корабликом теперь стало. Благо, с интернетом это сделать не сложно. Но на все мои запросы поисковик упорно предлагает теплоход с другим названием – Александр Грин. Каково же было моё удивление, когда оказалось, что Грин и Блок – это, в данном случае, практически одно и то же. Получается, что Блок совершает теперь круизы под алыми парусами своего тёзки Грина?  Как случилась такая метаморфоза? И чем обусловлен этот фортель?


    Оказалось, теплоходу Александр Блок выпала непростая судьба. Построен он был в 1984 году в Австрии по заказу речного флота СССР. Но совершил всего несколько навигаций. В одной из первых волей случая была и я. Теплоход блистал новизной и уютом. Длиной в 90 метров трёхпалубный красавец мог принять на борт 180 пассажиров. К их услугам двух и четырёхместные каюты.  В каждой каюте санузел с биотуалетом и душевой кабиной. В ресторане, где нас кормили, новая красивая посуда. Парикмахерская, библиотека, кинозал, сауна –всё, что душе угодно. А на открытой палубе по вечерам устраивались вечера отдыха.  И плюс ко всему этому – прекрасный обзор волжских берегов, променад на сквозных палубах.


    Путешественникам из Питера такие прогулки напоминал Невский проспект, а москвичам – Старый Арбат, жителям мелких городов – центральную улицу Ленина. Все приветливы и улыбчивы. По ходу движения теплоход делал стоянки в приволжских городах. Там нас встречали экскурсоводы и знакомили с достопримечательностями. К назначенному часу возвращались на теплоход, в полюбившиеся каюты, как к себе домой. И, под мелодию песни И. Николаева и М. Танича, в исполнении Валерия Леонтьева, теплоход продолжал путь:

"…Я чего-то и не вспомню
Через годы, через годы.
А вот это прикипело
И зовет издалека…
…Пароходы белоснежные
Плывут, как облака"…

   Пару раз для нас были организованы так называемые зелёные стоянки. Пароходик причаливал к берегу, где можно было просто искупаться в Волге. Июль выдался жарким, купанию и отдыху на песчаном волжском побережье все были несказанно рады. Возвращаясь на корабль, старались не притащить с собой в обуви песок. На теплоходе была вакуумная система уборки, всё по последнему, на то время, слову техники. И нас проинструктировали, как со всем этим чудом следует обращаться.

    Особенно прониклись мы предостережением, что от попадания песка в унитаз, он выйдет из строя, а ремонт возможен только на берегу и не во всех городах. Терять этот аксессуар никому не хотелось. Вот и вытрёпывали песок из сандалет и одежды, что было мочи…


    Запомнилось, как встречали наш теплоход в Куйбышеве. Местный хор выстроился на пристани и задорно исполнил песню - визитную карточку своего города: «Ах, Самара-городок, беспокойная я, беспокойная я успокойте меня»… Чем заслужили такую честь - осталось загадкой. Обычно встречали только представители местных турбюро. И уводили за собой в город.


    В Чкаловске посмотрели знаменитый ангар с самолётом, на котором летал лётчик, В Ульяновске, конечно же, музей Ленина, в Мышкине – Музей народного зодчества и уникальный Музей Мыши. Погуляли по Кремлю в Горьком (Нижний Новгород). В Волгограде отдали дань памяти павшим героям на Мамаевом Кургане, потрясающие впечатления на всю жизнь оставила эта экскурсия. Полюбовались красотами Самары, Казани, Саратова, Чебоксар и всех остальных приволжских городов. И крупных, и совсем небольших, но очень известных. Таких, как Плёс, на высоком волжском берегу которого Левитан написал более 40 своих картин.


    Все экскурсии были интересными и насыщенными. Но не менее интересным было и просто передвижение по Волге на борту Александра Блока. Любопытно было проходить шлюзы. По пути к Астрахани мы опускались, а на обратной дороге – поднимались. И двигались вперёд и вперёд, любуясь прибрежными пейзажами.  В некоторых местах, вблизи водохранилищ, Волга становилась такой широкой, что другой берег был не виден. Так, без происшествий, с огромным удовольствием мы добрались до Астрахани, погуляли по её улочкам. И тронулись в обратный путь.

 
    Почти три недели на борту теплохода пролетели незаметно. Возвратились в Северный речной порт Москвы мы отдохнувшие, с огромным багажом незабываемых впечатлений.
 

     И не было сомнений в том, что этому теплоходу предстоит ещё долгие годы сплавлять по матушке-Волге туристов, передовиков производства и героев социалистического труда, радуя их и заряжая энергией. Среди пассажиров, путешествующих по Волге в то лето, было немало премированных профсоюзными путёвками.

    Но что-то пошло не так. Нет, с теплоходом было всё в порядке, но в нашей жизни, в судьбе страны начались различные катаклизмы. Теплоходик вдруг стал нерентабельным. По прямому назначению он использовался всего три сезона – с 1985 по 1987 год. А потом ему нашли другое применение, сулящее кому-то немалые доходы. Он стал гостиницей на воде, рестораном, а в 90-е годы - и казино. На его борту снимались даже кадры фильма «Полицейская Академия в России».


    Местом постоянной приписки «Александра Блока» на долгие годы, до 2011-го, стала Краснопресненская набережная, недалеко от Центра Международной торговли.
Всё это время в штате команды, обслуживающий теплоход, был механик. Он добросовестно следил за тем, чтобы все навигационные системы оставались в рабочем состоянии. И когда было принято решение вновь круто поменять судьбу судна, теплоход своим ходом отправился на реконструкцию.

    Говорят, он очень изменился. Вмещает теперь 112 пассажиров. Каюты стали похожи на номера 4-хзвёздочных отелей с двуспальными кроватями, телевизором, интернетом, балконами.  Сделали лифт, который соединяет все палубы.
С 2012 года он, став теплоходом класса "Люкс", курсирует по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Основные пассажиры - иностранные туристы…


     Зачем понадобилось менять название – информацию об этом в интернете не нашла. Возможно, чтобы подчеркнуть, что теперь это совсем другое судно. Заменили после реконструкции так много, что от прежнего осталась лишь малая толика. Даже дата постройки указывается в некоторых источниках не 1984 год, а 2012-ый.

     Но от прежнего теплохода, который сохранился в моей памяти, осталось, в частности, имя Александр. И мне, как дилетанту в деле кораблестроения, почему-то кажется, что Грин как нельзя более удачно подошёл в качестве нового названия банально из-за своей фамилии, состоящей, тоже из 4 букв. Блока на Грина заменить было очень легко. Вот и несут теперь Блока алые паруса Грина вперёд, по рекам России, но преимущественно с иностранцами на палубе и с экскурсионной программой на английском языке…


    Многое изменилось за прошедшие три с лишним десятка лет. И пароходик белоснежный из моей юности сильно поменял своё обличье. Но, преодолев с честью трудные времена, всё же движется вперёд…

«И вновь мачты выплывают,
Выплывают из белёсого тумана
И вновь музыка в кофейнях
И на лентах у матросов якоря»…