Рецензия на фильм Эти глаза напротив и не только

Николай Кладов
Посмотрел фильм о жизни известного певца Валерия Ободзинского.

Конечно, мы хорошо помним его песни. Фильм мне понравился. Особенно сам главный герой. По моему, он оказался вполне достойный человек. Это, словно, был человек из другого мира. Человек, артист, который мог петь только о любви, который чувствовал себя чужим в том мире, в котором ему пришлось жить и петь свои песни.
Он познал и славу и успех и притеснения и несправедливость системы, которую выстроили партийные чиновники.
Фильм не о песнях, так мне показалось, песни мы все знаем, а о жизни людей того времени в условиях тоталитарного контроля, "бульдозерных выставок", кабинетных интриг и партийного дуболомства, доходящего порой до маразма.
Они ("партийцы") сломали царскую систему эксплуатации и выстроили свою, еще более изощренную, чиновничью и бюрократическую систему эксплуатации трудового человека.
Они хотели контролировать всё и всем управлять и строили это через унижение и подавление человека.

Это показано на примере, например, тиражей пластинок Ободзинского. Они выходили миллионными тиражами, а исполнителю платили всего 150 рублей. Количество концертов - ограничено. Организовать свой концерт, на основе прямого договора
с дворцом культура - не возможно.
Артист жил в комуналке, при его популярности мог много зарабатывать и купить кооперативную квартиру - не давали. Он вынужден был давать "левые" концерты.
За это сажали в тюрьму.
Утром поешь песни - можно, браво! Вечером - с той же сцены, те же песни - незаконно.

Этот партийный маразм, притеснение и эксплуатация,  деление людей на своих и чужих - было частью общей системы, которой называли советской.
От слова "советоваться" - с народом.
Но с народом никто не советовался, им управляли.  Эти важные дяди, А точнее сказать: чинуши, которым медведь наступил не только на уши, но и на все остальное.

Тогда же было такое понятие себестоимость продукции.
И на зарплату шло в лучшем случае 11%, а чаще - 5%. А в случае с Ободзинским 0.0001%.  А на западе, в условиях капитализма, на зарплату шло от 40% и больше. Вот поэтому там было выгодно работать, а не сидеть в партийных кабинетах.
И Союз ССР развалился от этого. Никакой Горбачёв этого сделать не мог.      Никто не хотел работать на голом энтузиазме - в стране наступил дефицит товаров и продуктов.
Партия очень хорошо заботилась о себе и мало о народе.
Причем некоторые чиновники, с партбилетом в кармане жили, как царьки.
Это какая-то гидра тщеславия и корыстолюбия.
Одного царя свергли, а тысячи новых царьков наплодили.

Почему, если народ идет слушать артиста, или народ идет у богу, то обязательно появляется посредник, которые хочет на этом хорошо устроиться и красиво жить.

Когда Валерий все это понял - он ушёл с эстрады. Он потом в конце фильма и в конце своей жизни скажет: "мне надоело унижаться".
Вот это унижение человека  ( о котором мы еще мало знаем!) и было основой строя того времени. И он - это строй - рухнул и развалился, что было закономерно.
Были и артисты, которые умели приспосабливаться и показательно обласканы.

Валерий долго терпел и все преодолевал - он хотел петь, но потом сделал простой мужской ход. Ушел с самого верху в простые люди и к простым людям.

Те, кто тогда закулисно рулил, творческими процессами на эстраде, некоторые и сегодня остались и сегодня их можно видеть, что они в "авторитете" и также, видимо, рулят. А число артистов, которым они сломами жизнь, ради того чтобы самим пыжиться на сцене - уже десятки.

Сегодня появились еще и поющие дочки нефтяных магнатов и дочки криминальных авторитетов и есть предположения, что дела за кулисами праздника жизни - по другому, но не лучше. И артисты не уходят в сторожа, а прыгают из окон.

Ободзинский своим опытом сказал: не ходите туда, там нет искусства.


В фильме показана еще одна категория людей это женщины, которым он пел свои песни. Это и жены, которые его не понимали, и фанатки - одни из которых его глупо преследовали, а другие помогали в трудную минуту.
Хороших людей опять оказалось мало, как и хороших песен.