Отрезок 4. Психолог по вызову

Юлия Лобес
   
  Чтобы стать мастером  в любом деле , необходимо наделать  ошибок ,набить шишек или как сейчас говорят-облажаться.  Да и этого мало! Самое главное из этой кучи    "Моя лажа" слепить собственные опоры, чтобы  в следующий раз  не так сильно обугливать свою задницу,  а  бережно относится к себе и людям вокруг.

  В рукоделии  все просто. Прошила криво, распорола, снова  наметала, снова прошила, снова распорола,  и так далее, пока не понравится. У меня доходило до 12 раз на 1 шов. Переделываешь - перешиваешь-переклеиваешь-перекрашиваешь -перевязываешь, доводишь до совершенства, одним словом.   Ручками- ручками осваиваешь  через многократное  повторение. Не зря говорят- сначала надо "набить руку", чтобы  следующий  раз уже быстрее,  легче,  находить линию, строчку, сочетание, размер и форму.  В психотерапии также. Правда, позор очевидней,  а энергии больше.

  Экспертом станет только тот, кто согласиться на такие условия- спутаться, сделать выводы, опять лопухнуться,  зализать раны, снова  сделать фигню, обмишуриться, сесть в лужу, попасть пальцем в небо и т.д. Снова и снова и снова. У меня бывали провалы большие и маленькие.  И будут, я уверена. Расскажу  как я была психологом по вызову . Один раз.

       Я была в меню перед  уткой.  В общем, моя знакомая, клиентка, очень творческая женщина,  побывав на группе "Целебное рукотворчество",  придумала пригласить меня к   своим гостям. Ну,  приглашают же звезд на корпоративы и закрытые вечеринки.  По слухам, не гнушается ни  Д. Нагиев, ни  И. Ургант, ни даже Элтон Джон. Вот это и была моя западня- я почувствовала себя звездой. Сначала  растерялась от нового формата, но соблазн и желание заработать  перевесили здравый смысл. Как никак  новый опыт и кое- какой  гонорар.  Сначала за круглым столом поели-выпили, потом переместились к другому столу,  я достала все рукодельные прибамбасы-краски по стеклу, подсвечники, кисти, орнаменты и прочее. Дело предновогоднее. Решили подвести итоги года методикой колесо баланса. Резюмировали  все   как по маслу. Хозяин дома- муж знакомой  ушел в  полный игнор. У него на лице написано его отношение к психологии и ко мне,   как к представительнице этого  отряда " бездельников и жуемотов".  А народ вокруг меня! Интересно же, что  такое психолог, да еще арт-терапевт!  Потом взялись за самое вкусное - рисовать! Всего было 3 семейные пары. Полный провал этой затеи был очевиден еще в стадии предложения, но не мне. Но не мне.

   Как- то получилось, что одна семейная пара дошла до сермяги. Он не похвалил ее подсвечники, а похвалил  подсвечники другой женщины. И влип, бедняга. .. И я тоже. (Мужчины никогда не хвалите  подсвечники и все прочее у других женщин в присутствии вашей!). Легкий приятный вечер в эту же  секунду со свистом полетел коту под хвост.

 Катя губки поджала,  лицо в претензии:
-Вот так всегда. Он никогда меня не хвалит. Не замечает. Комплиментов не говорит.
 Продолжает:
-А вот другим женщинам, даже не знакомым продавщицам с легкостью говорит.
Я помню,  что нас учили на чувства выруливать, спрашиваю:
- Что чувствуешь?
-Обиду, блин. Столько-о-о-о за 30 лет накопилось.
- Скажи ему.

- Да я миллион раз говорила. Что толку-то?
-Видимо, говорила так, что ему было не понятно. Хочешь попробовать по-другому?
Упирается. Отговаривается.
Я обращаюсь к Николаю (мужу):
- Ну, вот так. Готовы выслушать вашу жену?
Он оправдывается, мол, я то что... причем, да ничего такого..придумала...
 Мнемся,   жмемся  и потеем все еще  какое-то время...
Остальные гости в замешательстве и тревоге- а вдруг и у них начнется? Начинают активно спасать, уговаривать, класть сметанки, утешать, все в порядке- все в порядке. Коля  тебя любит, обожает, а продавщицы и подсвечники- это мелочи и фигня. Просто не обращай внимания! Он же все для тебя. В общем,  скалой на защиту семьи и брака, а значит  надежности привычного мира. А я, наоборот, как вампир, почувствовавший запах крови--остановится уже не могу:

-Что  вы что сейчас делаете? Предлагаете подавить обиду, и все оставить как есть, ситуацию задавить в зародыше. Может, дальше пойдем?
Катя (жена):
-Коля, когда ты при мне делаешь комплименты другим, я чувствую обиду, для меня это значит, ты меня не любишь. Я бы хотела, чтобы ты видел во мне женщину и говорил ласковые слова, комплименты.
Коля (муж):
- Ой,  да это с жиру. Мы столько лет вместе. Ты как часть меня. Я не понимаю, как можно хвалить себя на людях?
Я гну свою линию:
- Что будет, если станете хвалить?
Коля с неловкостью:
-Да это нехорошо, неправильно.
Я:
-Нехорошо и неправильно с чьей точки зрения?
Молчит как рыба об лед. Захожу с фланга:
-А чувство какое?
Кряхтит, бедняга, мается.  Кое-как общими усилиями  идентифицируем раздражение. Дальше  Коля:
-Катя, я раздражаюсь, когда ты предъявляешь мне претензии при народе, для меня это значит …  опять спрыгнул, ушел в сторону, начал забалтывать.
Катя насупилась, потемнела как грозовая туча.
Коля:
- Это такие мелочи. Это не важно.
Я:
-Что это значит для Вас, когда ваша жена при народе обозначает свое недовольство.
Коля:
- Что она делает из мухи слона, видит мелкое и не видит крупное. Я бы хотел говорить комплименты кому и когда хочу! (Каюсь, я тогда еще не знала, что мужчина-это общий источник энергии, кстати, и женщина тоже).

 Все в ауте. Галдят, спорят. Хозяин дома нарезает круги вокруг стола. Не подсаживается, но слушает. Подносит Коле коньячок, сочувствует:

- Ох, попал ты ,брат.

 Гости с  трудом выносят напряженность ситуации. Я тоже. Че делать? Психотерапию не заказывали да и формат мягко говоря не тот, отягчающих много,  а с чувствами что делать? Что делать,  ведь назад не запихать. Ох, как я  мысленно Всех богов на помощь призвала! Портачу дальше , и в хвост и в гриву.
Я :
-Вот смотри,  для  тебя это мелочи, а для нее как важно. Что хочешь сделать?
Коля вяло :
-Да я не знаю...Сейчас я ей скажу комплименты, она скажет, это потому что я попросила. Мне не надо.
Катя возбуждается:
- Да,  сейчас уже не надо.
Понятно . Игра старая. Все роли отрепетированы на зубок.
Я надежды не теряю:
-До благодарности и уважения  друг к  другу идти будете?

Они не пошли. Остановились. Загрузились. Может, этого достаточно для одного новогоднего вечера в кругу друзей? В общем,  я струсила и отползла.
   Переместились за стол. Хозяин дома в легком шоке, но виду не подает:
-Я не ожидал!    
   
 Поутихли, справились. Все-таки не одно десятилетие практиковались чувства гасить. Остальные гости в более приличной и безопасной  ситуации стали мне задавать вопросы типа таких: " А как с точки зрения психологии, а что по этому поводу говорит психология?" Чувствовала себя как на арене цирка,  что-то вроде не смешного клоуна перед  номером дрессированных тигров.

  Сожалею очень. Спасибо Вам, добрые люди, за угощение терпение и,  что гнилыми помидорами не закидали. Ведь я нарушила все,   все что могла, только что не переспала ни с кем из гостей, Бог миловал.  Я   тогда утешалась словами, которые прочитала накануне :" Критику и обратную связь о своей работе принимайте от профессионалов".  Торговалась сама с  собой : "Из профессионалов здесь нет никого. Мое  позорное фиаско никто не увидит. А сама я никому не расскажу. Только если автогеном пытать буду,  тогда раскалюсь". Наивная!

   Проверила на своей шкуре этические принципы работа  психолога. Решила  соблюдать. Оказалось "достаточно одной таблэтки!".  Именно поэтому,  теперь,  когда клиенты соблазняют меня на какой нибудь творческий эксперимент,  я проверяю по пунктам: (Пришлось недавно от  машинки швейной отказаться, вернее от дьявольски  заманчивого предложения приехать в гости домой и,  в подарок, выбрать приглянувшийся мне  "Зингер" из трех !). 


• В чем  именно заключается предложение?
• Не входит ли оно в противоречие с этическими принципами работы психолога?
        Дальше можно уже не проверять, если на послед ответ "да". Но для      
        особенных следопытов еще:
• Что со мной будет, если я соглашусь на это?
• Что может быть, если я соглашусь на это?
• Подходят ли мне последствия этого решения?
• Вижу ли я , осознаю ли я,  предполагаю ли я последствия этого решения?
• У кого я могу спросить об этом?

В общем, как сказал один гениальный  психолог, знаток душ Александр Пушкин "Опыт-сын ошибок трудных!"