Генералами не рождаются. Часть 9-я. Служба в ФСНП

Александр Авдеев
                ТРЕВОЖНЫЕ МЫСЛИ О ГЛАВНОМ.

– Почему не принимается закон о конфискации имущества осуждённых за коррупцию и экономические преступления?

Все законы в России принимают депутаты Государственной Думы, точнее их большинство, а в чьих интересах легко понять, исходя из структуры парламента. Так сказать, единая правящая партия, которая и содержит своих буржуазных депутатов. В Думе нет представителей рабочего класса, крестьянства, народной интеллигенции – только во фракции компартии, которая пока в меньшинстве. В других партиях представителей большинства народа нет. Правит капитал, его интересы – прибыль и ещё раз прибыль, а не какой-то там народ.
Поэтому и не принимаются законы о конфискации имущества по уголовным экономическим делам. Мало того, нередко осуждаются подставные лица, которые отсиживают за своих хозяев-благодетелей. Это тоже форма заработка: превращенцы-извращенцы.

– Будет ли осуждён бывший военный министр Сердюков?

Нет, не будет. В отношении него нет даже процедуры возбуждения уголовного дела. А нет уголовного дела, нет и преступления. В противном случае нужно возбуждать уголовные дела в отношении должностных лиц, которые его назначили на крайне ответственную для безопасности государства должность и не контролировали результаты его «работы».
Возникает мысль, что Сердюков, в народе «Табуреткин», был назначен для бандитского «распиливания» громадной государственной собственности.
Главное – на наших глазах был допущен развал не ими созданного оборонного потенциала страны. В хищном капиталистическом мире в первую очередь уничтожают слабого. Как в волчьей стае. События на Украине прямо об этом говорят. Там не просто переворот, там управляемый «миротворческий» натовский переворот.
Петух уже клюнул…



                СЛУЖБА в УПРАВЛЕНИИ ФСНП .

Итак, осенью 1992-го А.Т. Авдеев назначен на должность начальника Управления Федеральной службы налоговой полиции России по Калужской области.
Как позднее написал один из сотрудников: «Шёл туда, где Отчизне нужнее, не искал тихих мест потеплей».
На организацию новой структуры времени было дано в обрез. Множество организационных вопросов решали параллельно с учёбой кадров.
Александр Тимофеевич вспоминает: «Я хотел видеть в нашей службе лучших людей из различных систем: из госбезопасности, УВД, армии, прокуратуры, налоговой службы. Нужен был некий симбиоз, способный немедленно начать работу. Нужно было создать здоровое ядро, вокруг которого бы формировались подразделения: оперативное, следственное и отдел налоговых проверок». Люди осознавали свою миссию, и дело пошло.

Калужская область для многих казалась лакомым куском. Разнообразный спектр производящей промышленности, высокодоходные отрасли сельской экономики, предприятия легкой и пищевой промышленности. И в том, что оказались перекрыты каналы для хищнического дележа, был обуздан организованный криминал – велика заслуга энергично и умело действующих правоохранительных органов, налоговой службы и, конечно, налоговой полиции.
Чем руководствоваться, когда парализованы законы? Наверное, особым «оперативным» чутьём, позволяющим многое предвидеть, отделять главное от второстепенного, плохое от хорошего. И ещё потому, что удалось осуществить практическое взаимодействие со всеми правоохранительными органами. В унисон действовали: милиция (М.Н. Астахов, Ю.С. Кожевников), прокуратура (Н.Н. Привалов), служба безопасности (Н.А. Иудин), налоговая инспекция (В.Я. Киселёв), местная власть (В.В. Сударенков, А.Д. Артамонов).
Постепенно стал складываться благоприятный микроклимат для ведения предпринимательства, который через 7-8 лет обернулся стабильным потоком инвестиций в экономику области.
Регулярно проводились расширенные заседания коллегии Управления налоговой полиции, на которых подводили итоги, намечали планы и пути их реализации. Протокольно приведём некоторые итоги первых пяти лет, они объективно характеризуют эпоху первоначального накопления капитала.
Основное направление оперативной деятельности – подавление организованных преступных группировок, которые извлекали доход от рынков и фирм, занимающихся производством, хранением и реализацией контрафактной алкогольной продукции, продажей автомобилей, горюче-смазочных материалов.

Оперативно выявлялись факты нарушений в налоговой сфере.
В течение года проведено 945 проверок, выявлено 174 нарушения, изъято из незаконного оборота 160 тысяч литров алкогольной продукции. Некое предприятие «Фора-П» торговало оптом, не имея лицензии, арестованные 100 тонн вина оказались бесхозными, хозяин срочно сбежал. Однако многих владельцев, не заплативших налоги, находили, взыскивали и налоги, и штрафные санкции.
Особая статья – взыскание бюджетных недоимок предприятий. Некоторые из них не по своей вине действительно находились в трудной ситуации, созданной срывом поставок, задолженностью смежников. Поэтому подходили с пониманием их положения, чтобы рабочие не страдали от действий полиции. Другие же пользовались моментом, укрывали доходы, не платили налоги.
Разбирались индивидуально, вели профилактическую работу, злостных неплательщиков строго по закону привлекали к ответственности. Организовывали реализацию арестованного имущества через магазин «Недоимка». Калужские налоговики по результатам проверок добились начисления в бюджеты различных уровней на 48 процентов больше в сравнении с ранее достигнутым.
Это был один из самых высоких показателей в Центральном Федеральном округе.

Финансовые отношения предприятий приобрели тогда причудливые формы: бартер, продажа долгов, разнообразные взаимозачётные схемы. Во всём этом требовалось разобраться, выявить скрываемые объёмы реализации продукции, если таковые были. Тогда следственный отдел Управления налоговой полиции (А.А. Корсаков) возбуждал уголовные дела. При этом налоговые полицейские всегда помнили, что закон суров к нарушителям, но нельзя подавлять честного предпринимателя, испытывающего финансовые затруднения.
Можно и отсрочить долг. Как показало время, такой избирательный подход оправдывал себя, многие честно, цивилизованно расплачивались по долгам.

Было и другое. Контроль за финансовой, торговой, коммерческой деятельностью – дело непростое, деликатное, а нередко и опасное. В составе органов налоговой полиции имелась служба физической защиты (Г.Н. Усов). Кстати, число защитных мероприятий не снижалось, даже росло. Бизнес становился агрессивнее, но сотрудники физзащиты умели действовать профессионально, быстро, без лишнего шума.
Добрались и до многочисленных банков. Своевременно ли они исполняют поручения клиентов по перечислению налоговых платежей? Выявили факты умышленного несоблюдения некоторыми кредитными учреждениями очерёдности перечисления финансов, а то и снижения перечислений по усмотрению самого банка.

Можно сделать вполне обоснованный вывод: налоговая полиция работала эффективно, в большой мере способствовала стабилизации всей финансовой сферы, приучала предпринимателей всех форм собственности к неукоснительному исполнению налогового законодательства. Приучали к родившейся тогда формуле: заплати налог – и спи спокойно.
Можно сказать, что мощная, хорошо отлаженная организация успешно работала в сфере финансово-экономических отношений, ранее неведомых нашему обществу.

\Приведём выдержки из аттестационного листа Александра Тимофеевича: «В период формирования Управления Авдеев А.Т. в оптимально короткие сроки обеспечил комплектование основных подразделений территориального органа профессионально подготовленными сотрудниками, создал и продолжает поддерживать здоровый морально-психологический климат в коллективе.
Под его руководством оперативные подразделения Управления достигли определённых положительных результатов в работе. Только за десять месяцев выявлено 63 нарушения налогового законодательства. Возбуждено 43 уголовных дела. Осуждено за свершённые
налоговые преступления три человека. Сумма установленного причинённого ущерба в форме сокрытия или занижения объектов налогообложения составила более 70 млн. рублей, на основании решений по актам налоговых проверок в бюджеты разных уровней было перечислено свыше 73 млн. рублей. От реализации имущества и перечислений в бюджеты денежных средств в счёт погашения задолженностей доходная часть бюджета пополнилась на 18 млн. рублей.
При активном участии Авдеева А.Т. и по согласованию с начальниками Управлений ФСБ и органов внутренних дел на координационных совещаниях при прокуратуре области и г. Калуги было подготовлено и рассмотрено 9 вопросов, касающихся предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в экономической сфере.
На межведомственном уровне заключены соглашения между УФСНП, УВД и Калужской таможней, издан ряд совместных приказов, регламентирующих порядок взаимодействия правоохранительных органов области. Налажен полноценный обмен компьютерными базами данных с УВД области, что позволило значительно повысить оперативность и качество получаемой информации.
Под его непосредственным руководством выполнен большой объём работ по размещению и материально-техническому обеспечению подразделений.
По характеру выдержанный, уравновешенный человек, требователен к себе и подчинённым. В коллективе Управления и администрации области пользу-
ется уважением и авторитетом».

В эпоху разгула криминальной революции главное самим быть с чистыми руками.
Не было ни одного случая причастности налоговых полицейских к каким-либо сомнительным операциям и сделкам. Истинные ценности не подвластны смутному времени.

В 1995 году Указом президента России А.Т. Авдееву присвоено звание генерал-майора налоговой полиции, его наградили знаком «Почётный сотрудник налоговой
полиции Российской Федерации», а также именным наградным боевым оружием.

С чувством глубокой благодарности вспоминаются сотрудники Управления, с которыми начал работу, что называется с «нуля». Эффективная работа с первых шагов сложилась благодаря таким замечательным коллегам и профессионалам как А.Холодов, Л.Аникин, Е.Ерыганов, А.Петров, Г.Усов, Н. Чиркина, В. Алексеенков, А. Корсаков, И. Абрамова, Е. Преснякова, С. Шараев, А.Костюков, Н. Шусть. Все работали увлечённо, с полной самоотдачей.
Они были первопроходцами, первым всегда труднее. Оглядываясь на пройденный путь, А. Авдеев скажет: «Нам, людям, которые стояли у истоков создания налоговой полиции, приятно, что в кратчайшие сроки мы смогли «непослушных ввести в законопослушное русло, заставить соблюдать нормы права, а вместе с этим обеспечить нужный поток финансовых средств в казну государства. Здесь работали кадры, которыми можно
гордиться».

Пройдут годы, осмысливая события и факты тех лет, Александр Тимофеевич отметит в своих записках и нечто другое.
– На моём зачислении в органы КГБ, видимо, сказалась моя командировка в качестве руководителя туристической группы (октябрь 1973 г.) в Арабскую Республику Египет. Во время поездки на грандиозную Асуанскую плотину, построенную советскими строителями, нас застала арабо-израильская война. Обстановка резко изменилась, стала непредсказуемой и взрывоопасной.
Посольство СССР решило срочно возвратить группу в Каир, который в это время уже бомбили, с последующим срочным переездом в Александрию. Я держал постоянную оперативную связь с консульством посольства. В группе было около тридцати человек. Все волновались не столько о себе, сколько о семьях, детях.
Нас эвакуировали в Каир, где было опасно находиться, и сразу перевезли в Александрию. Надо заметить, что группа вела себя в этой обстановке спокойно: никаких жалоб, тем более истерик и каких-либо недоразумений. Умели наши люди сплотиться перед лицом опасности. «Давай, секретарь райкома партии, выручай!» – подбадривали они меня. Главное было никого не потерять. И как результат, вернулись без потерь, при полном самообладании.

Возвращаясь к работе в налоговой полиции.
– Мы создали не декоративную группу держиморд, которая выколачивает долги, а нового образца правоохранительную структуру интеллектуалов.
К. Маркс писал: «Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьёй, порядком и религией».
Всемирно известная итальянская киноактриса Софи Лорен в середине семидесятых годов не полностью уплатила налоги. Ей было отказано в возвращении в Италию до погашения налогового долга. В ответ на это она очаровательно улыбнулась. И как только пересекла границу сотрудники финансовой гвардии арестовали примадонну и поместили в камеру вместе с проститутками. Отпустили, когда уплатила налоги.
Позже правительство Италии решило наградить актрису по поводу какого-то юбилея. Однако по настоянию всё той же Финансовой гвардии не наградили, т.к. она не являлась примером для честных граждан своей страны. Вот так-то!

Моя должность в НП требовала постоянного общения со многими чиновниками всех уровней. Отношения складывались далеко не безоблачные. Если и оказывали нам внимание – то на этапе создания, этакое лёгкое, поверхностное. Раз надо – создавайтесь…
Дело ещё и в том, что ни мы, ни местные руководители ещё не чувствовали глубины происходящих в стране перемен, а в связи с этим не поняли уникальных функций создаваемой структуры. Это позднее до властных лидеров стало доходить: налоговые полицейские – самостоятельная сила.
Характерный пример. Заместитель главы областной администрации И.Г. Ханин при первой же встрече у него в кабинете вдруг сказал, выслушав мои – соображения о начале нашей работы: «Не мешайте бабки делать»… – Какие служебные вопросы можно было с ним решать?

Хорошо, что первые лица Управлений Федеральной службы налоговой полиции России утверждались прямым приказом Директора ФСНП России без согласования с местными руководителями. Потом отошли от этого принципа. А зря! Международная практика
создания подобных структур предусматривает их прямое подчинение только первому лицу страны.
Однако перевод экономики страны от плановой к рыночной привёл к резкому скачку криминализации общества, сильно повлиял на психологию граждан.
Отсутствие чётко выраженной государственной идеологии привело к духовному обнищанию людей, утрате чувства долга и патриотизма на многие годы.

Вся жизнь моя
как будто бы на срезе,
И кольца годовые
стали все видны.
Вот эти проступают,
словно на железе,
То годы роковые,
Отметины войны.
А в годы молодые –
кольца огневые,
Меня работа обнимала
и крепко за руку брала.
Ребята волевые,
трудяги заводные,
Страна нас уважала
За те хорошие дела.
Расходятся, как волны,
живые эти кольца,
Как память, как зарубки
потерь и неудач.
Хорошее проходит,
да горечь остаётся,
Её не подсластишь, брат,
хоть плачь или не плачь.
Я жизнь прожил железную:
в огне, в труде, по лезвию,
Холодную и снежную
На жертвенной крови,
была она единственной
Как дальний свет таинственной
И звёздней, и чудеснее,
Наверена на истине,
надежде и любви.