Темные монологи. Действие 1. Сцена 1

Анатолий Бичевин
                ТЕМНЫЕ МОНОЛОГИ

            или ПЬЕСА БЕССМЫСЛЕННЫХ ФРАЗ

      "...Идем, идем: нас путь торопит дальний!"
     Так говоря, мы вместе с ним вступили
     Печальной бездны в круг первоначальный.
                Данте Алигьери

               
                Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е  Л И Ц А :

ФРАНЦИСКО - служитель церкви.
ДЭНИЕЛ - актер.
БЕНЕДИКТ - человек, интересующийся природой.
РЕНО - трубадур.
ЭРМИ - мальчик.
РОЗА - девочка.
ИЗОЛЬДА - бабушка Розы.
ТРИНЬОН - дедушка Эрми.
СОФИ - отчаянная девушка.
ЭЛЕН - девица легкого поведения.
ЖАН - первый охранник.
ТРЕНТ - второй охранник.
СУЩЕСТВО

Время действия пьесы - первая половина 16 века.
Место действия - бывшая сторожевая башня, предназначенная для заключения военнопленных.

(Читателю или постановщику следует иметь в виду, что кажущаяся быстротечность сцен весьма относительна.)

СЦЕНА ПЕРВАЯ:

Открывается красный занавес. входят стражники, держащие за руки Франциско.

ПЕРВЫЙ   Ну-ну, да от почтеннейшего еще разит, прямо как от последователя гаргантюализма.

ВТОРОЙ  Тише ты. У этой бестии ушки на макушке.

ФРАНЦИСКО   Нет-нет, уважаемые. Я ничего не слышал и слушать не собирался. Выпустите, то есть... э ... Не стоит сажать богослужителя во тьму кромешную. Пусть там пребывают те, кому ее во всех случаях не избежать.

ПЕРВЫЙ   Да мы бы с радостью, почтенный Франциско. Только вот не очень хочется навлечь на себя гнев праведный святейшего нашего...

ВТОРОЙ   Все, довольно болтовни. Давай, давай - заводи его.

     (Первый с трудом открывает дверь, затем решетки. Вталкивает Франциско и закрывает его. Свет гаснет.)
    
     (Звуки скрипа дверей и решеток в дальнейшем подразумевают введение и вывод заключенных.)

ФРАНЦИСКО   Эх, не видать мне больше ни одного солнечного лучика... Ну ничего, как говаривал мой старинный приятель Ромарио - "Не все на свете один лишь свет!..." Посиди, мой старый приятель Франциско-о, подумай о своих грехах. Помолись...

ГОЛОС   (очень тихий) Если бы молитвами можно было наестся, (Слышен негромкий свистящий смех и звон цепей) я бы помолился бы и за тебя.

ФРАНЦИСКО (испуганно) Да?  (Слышно как он спотыкается и падает) О-ох!

                Наступает тишина.

ГОЛОС  (спустя 3 - 4 секунды) Не стоит давить на мои прогнившие кости.

ФРАНЦИСКО (Слышно его торопливое шарканье) Н-надеюсь, я вам ничего не повредил? Я, право, неловок.

ГОЛОС (очень тихо) А ты толстый (опять тот же смех). От колесницы жирок-то с потом не сошел, а!?

ФРАНЦИСКО   Что вы! Меня не пытали. Меня... Я здесь по недоразумению.

ГОЛОС   А я? Как ты думаешь? Referendum, что ли?

ФРАНЦИСКО  Н-нет, я не знаю что вам ответить.

ГОЛОС (слышен тихий злобный смешок)  Ты осквернил всемогущую церковь, негодник?

ФРАНЦИСКО  Что вы? Мой помощник Андролле по случаю празднования Государя нашего небесного решил откупорить самую большую из тех бочек, что выстаивали в подвале Мо...

ГОЛОС   Так ты служка?

ФРАНЦИСКО   Ну да! То есть, не совсем - я настоятель, почти аббат... Вот. И как раз епископ Менский наведался в монастырь,  застал там то, что впоследствии назвал "адским" действом и посему наказал меня.

ГОЛОС   Печальная история.

ФРАНЦИСКО   Хуже того - я не знаю, сколько меня здесь продержат. Темнота ужасно действует на меня. Я чувствую себя узником железной клетки Людовика Х1, или того хуже. Согласитесь, как только в ум человеческий могли прийти такие издевательства?!

ГОЛОС   (после некоторого молчания) Могли прийти в ум дьявольский. (Внезапно раздается повизгивание крысы.) А-а... Это ты, черная Мими. Погоди немного - празднество еще только началось...

         (Франциско освещается голубым светом)

ФРАНЦИСКО   (Пятится, ерзает, прижимается к стене, щупает ее судорожно) Крысы?! Здесь крысы!? Господом заклинаю, скажите, где они!

                Свет гаснет
                Слышен тихий свистящий хохот.

(шепотом) Господи...

ГОЛОС   (очень тихо) Не глупи. (еше тише) А кого ты здесь хотел? Уж не агн
цов ли пред алтарем жертвенным? Так вот  он. А может, Фату Моргану, переливающуюся, как спелое яблочко в полдень? Так вот она - по ее милости ты здесь.

ФРАНЦИСКО   Их нет? Они убежали?

ГОЛОС   Как тебя зовут?

ФРАНЦИСКО   Франциско Ланже.
               
               (Раздается сухой кашенль и  стон)

ГОЛОС   Не повезло тебе Франциско Ланже. Если ты страшишься писка в углу - то ты еще и не боялся вовсе.

ФРАНЦИСКО   Что вы! Крысы - мой самый большой страх. Матушка в детстве, еще перед тем, как я попал в приход, без концов рассказывала мне о том, как мой младший брат, тоже Франциско, был съеден крысами, пока она ходила стирать белье на  ручей. Франциско залез в подвал каким-то чудом, а там и... Мать  только какую-то тряпку от повязочки нашла. Уже умирая, она все бредила о Франциско - винила все себя. Так и умерла неуспокоенная. А я живу с этим дальше.

                Тишина 3 -4 секунды.

ГОЛОС   Знал я человека. Он все петухов сторонился. Дурак, Говорит, мол, как первый раз петуха увидал - так и обмер... (смеется). У петухов мясо сочное. Сочнее чем у кур. Пожирнее...

ФРАНЦИСКО   Д-да. А-а вы откуда будете?

ГОЛОС   Я из Англии.

ФРАНЦИСКО   Англичанин? Здесь?... Вы?... Здесь?

                Тишина

ГОЛОС   Ты тоже здесь.

ФРАНЦИСКО   А как же вы здесь оказались?

               (Раздается громкий сухой кашель)

ГОЛОС   Я актер. Моя профессия такова, что обязывает ко всему на свете, кроме искренности. Поэтому мне некому пожаловаться на Судьбу. Да и вряд ли она  позволит мне это. Моя жизнь - от начала до конца - мерзкое зрелище.

ФРАНЦИСКО   Надо же...

ГОЛОС   (сдержанно) А я здесь, как олицетворение игрищ этой самой Судьбы - Ха! (кашель). Я весь как дух. Я есть... totalis! Пусть делают, что угодно! (его речь переходит на сплошной крик, прерываекмый хрипом и кашлем). О, как я ждал этой минуты! Теперь актером будешь ты - заплывший кабан, и как я желаю узреть твою испуганную  морду!

(Франциско освещается светло-голубым светом)

ФРАНЦИСКО   Но!... Но подождите!

ГОЛОС   За что, скажи мне, презренный, меня повергли в ноги этому зверю, имя которого Тьма?! За то, что мой взгляд был зорче, мой образ глубже?! Что я за тварь, Раз меня сочли быть достойным быть сожранным мраком?! (Молчание 4 - 5 секунд) Нет, несчастный, ты не слышал вопли мечты человеческой, разрезаемой на части!

            (Раздаются дикие вопли женские и мужские вперемешку - 5-6 секунд.)

Я разгрызу тебе горло, ублюдок, я напьюсь твоей кровью. Я вырву твою печень, я высосу желчь твою - самое лакомое блюдо! Я вгрызусь тебе прямо в мозг!!...

        (Раздается резкий и быстрый звон цепей. Страшный вопль Франциско. Свет над    ним гаснет.)
                Входят стражники

ПЕРВЫЙ   Ты только послушай, Трент, послушай. Не успели закрыть нашего толстобрюхого Франциско - он уже вопит от ужаса.

ВТОРОЙ   Не думаю, что его долго   продержат. Полдня не больше того.

ПЕРВЫЙ   Для такого гуся и лва часа без съестного - страшная смерть. Хоть я и не знаю взаправду, чья доля горше.

ВТОРОЙ   Тюрьма на юге не сегодня-завтра будет заброшена. Туда уже никого не ссылают - говорят в застенках там обитапют призраки, Те что были прикованы - тех оставят  подыхать дальше, остальных переведут сюда. Сейчас там ни одного охранника.

ПЕРВЫЙ   Ты посмотри-ка! В округе-то ни одной стоящей тюрьмы не сыщешь! Выходит всех этих нехристей к нам посылать будут!

ВТОРОЙ   Да. Это так.

ПЕРВЫЙ   Одно хорошо - святая инквизиция быстро разделывает грешников. Того и гляди к весне еще заскучаем! (смеется)

                Гаснет свет.


2002 г.