10 декабря 2015 года. О чём задумалась эта собака?

Александр Гавристов
Собака стояла на обочине в глубокой задумчивости. Остекленевшие глаза говорили о внезапной и тяжелой работе в её голове, а повиснувшая передняя лапа застыла в воздухе, забыв наступить на землю. Штормовой ветер перебирал шерсть на загривке и чуть пошатывал собаку на трёх ногах, но она его не замечала, погруженная в свои важные мысли.  Я поневоле притормозил, стараясь дождаться окончания ступора у пса, но постепенно уменьшающаяся фигура собаки в зеркале заднего вида так и осталась неподвижной как памятник, пока совсем не исчезла за поворотом. Нашу машину тоже немного «водило» на шоссе от порывистого бокового ветра, но всё уже было решено и «подписано» - мы с Женей ехали на рыбалку!
Ветер, ветер…. Сила, направление – это всё решающе важно для ловли на фидер. Особенно, если предполагается ловить на таком сложном в рыбацком отношении месте как Трояновский сброс. В тяжелых раздумьях я два дня изучал страничку Gismeteo в интернете, пытаясь отыскать какие-то  оптимистические признаки улучшения погоды. И вдруг, ура, я увидел маленькое «окошко» в прогнозах – в ночь со вторника на среду ветер стихнет и слегка изменит своё направление с северо-западного на юго-западный, после чего его сила начнет снова возрастать – этакий «глаз циклона»!  Если расположиться на своём любимом месте – на левом мысу «под горкой», то ветер совершенно не будет мешать ловле. Отлично! Это, пожалуй, единственный реальный шанс на ближайшее время.
И вот мы едем! Вроде всё собрано… Я ещё раз перечитываю в голове свою «рыбацкую считалку», помогающей собирать вещи на рыбалку. Дойдя до слова «седушка», я довольно улыбнулся: буквально на днях я, наконец, нашел замену своему шикарному креслу, прослужившему мне более трёх лет и пришедшему  в окончательную негодность. И вот – о, чудо! – объезжая рыбацкие магазины городка, я внезапно наткнулся на точно такое же, спрятанное под грудой рыбацких штучек, выставленных на продажу в магазине у Сергея -  уголок кресла торчал из-под  рыбацких санок около батареи. Оказалось, что оно пролежало там тоже более трёх лет (!), видимо дожидаясь именно меня. Сергей, удивившись моему зрению, великодушно отдал по старой цене – 2700 рублей, что для такой роскоши сущие копейки. Ну, вот – на пару-тройку лет комфорт на рыбалке мне обеспечен!
По дороге обзваниваю ребят, сообщая о том, что мы всё-таки едем на Троян. Но, увы,  у каждого из них сложились какие-то обстоятельства, не позволяющие присоединится к нам. Ладно, ещё встретимся!
На часах полдень и мы по новой асфальтированной дороге шикарно подъезжаем к месту нашей рыбалки. Сейчас наступает самое противное – таскание рыбацкого скарба до чаши Трояна. В том числе и нового кресла – такого удобного и такого тяжелого. Но, всё плохое когда ни будь проходит – прошло и наша вьючная «работа». Мы на месте! Любимое место свободно, а это самое главное. Замечательно и то, что обрывистый берег за спиной совершенно закрывает нас от сильнейшего ветра, задирающего белые буруны по всему водохранилищу. На выходящей из чаши струе волны особенно злые – ветер гонит встречную волну против течения, превращая воду в этом месте в кипящий котёл. А нам под берегом спокойно и даже уютно!
Плохо другое – уровень воды очень низкий. Я помню свой прошлогодний опыт, когда в декабре я приехал на Троян по такой же вот низкой воде. Приехал, просидел всю ночь и не увидел ни единой поклёвки леща. Проблема в том, что выход из чаши сильно мелеет и течение ускоряется, а лещ, существо осторожное, не рискует по такой струе входить в Троян. В прошлый год я вернулся  сюда только после того, как уровень поднялся примерно на полметра, и был «награждён» десятком увесистых лещиков. Так что, глядя на обмелевший Троян, я невольно вспоминал прошлый год и оптимизма не испытывал. Ладно, приехали – надо ловить, а не предаваться воспоминаниям.
Кроме нас с Женей на Трояне было с десяток рыбаков, большинство из которых «добывали» уклейку, устроившись на мысу в удобных креслицах и не спеша наполняя подвешенные к ним садки серебряными рыбками.  Противоположную косу пара рыбаков плотно обставила донками. Что они ловили – не знаю, во всяком случае, большого ажиотажа там не наблюдалось ни днём, ни ночью.  Обычных «форельщиков» не было вообще.
Ладно, начинаем ловлю! Первым ко мне в садок попросился некрупный карасик, за ним плотвичка, потом уклейка и, куда же без неё в этом году, -  густёрка-лаврушка.  Что-то много их на Трояне в этом году развелось – не дают проходу круглые сутки. Рыбка шла вся мелкая, типа «кошкина радость». Все попытки как-то отсечь мелочёвку к успеху не привели – стаи густёрок с резвостью и яростью молодых пираний набрасывались на все, что попадало в воду. При этом, беспрестанно дёргая за поводки, они заставляли кормушку на дне «приплясывать» и она начинала «сваливаться» вниз по течению. Я сначала грешил на  недостаточный вес кормушек, но замена их на более тяжелые к успеху не привело. Становилось совсем грустно… Таскать мелочь фидером не доставляло никакого удовольствия, а перспективы увидеть поклёвки «ночных лещей» были весьма туманны…
Солнце быстро ушло за горизонт  и наступила желанная темнота. Рыбаки разъехались по домам – остались только мы с Женей, рыбаки на косе и пара человек, устроившиеся в конце плит и до полуночи ловивших канальных сомиков. Мелочь ушла спать, хотя нет-нет, да и влетала на фидер очередная стограммовая густёрка. Фидеры как-то враз успокоились, кормушки смирно лежали на дне и даже не собирались ползать по течению. Пришло время ожидания подхода лещиков! Эх! Была бы вода повыше…!
Время шло. Мы иногда снимали с крючков всё тех же густёрин, подросших немного в размерах. Настроение потихоньку падало. Даже вездесущие сомики ни разу не порадовали нас решительной поклёвкой. Но, вдруг, когда на часах было уже одиннадцать часов, вершинка фидера решительно кивнула, «отстрелила» назад и закачалась. Я подсёк и, наконец-то, почувствовал что-то увесистое на другом конце плетни. Женя засуетился с подсачником, но…. а-а-а-а-аа!!!... – метрах в пяти от берега, даже не показав себя, рыба сорвалась, оставив нас на берегу, громко разговаривающими на непечатном языке! Обидно! Но!.. Поклёвка-то была! Забрезжила надежда…
Через десять минут напряженного ожидания опять фидер закачал «головой» и, наконец-то, на берегу оказался первый подлещик весом в 400 г. Это уже интереснее. Так-так…! Потом ещё один – покрупнее (600 г),.. ещё, ещё и, как апофеоз полночному клёву – килограммовый лещик у Женьки в руках! «Ну, вот! А ты  боялся!..» К полуночи клёв стих. Я снова в ожидании сидел в новом кресле с сигаретой в зубах  и со стаканчиком горячего чая в руках. Но, настроение было уже совсем другим! Значит,  заходят подлещики в чашу, заходят, несмотря на малую воду.
В тишине прошел час, другой. Только без пяти два меня вновь порадовала мощная поклёвка. Но, к сожалению, лещик влетел в зацеп на дне и,  воспользовавшись моей беспомощностью, благополучно смотался. Тут же последовал «парный» номер: сначала килограммовый лещ был доставлен на берег и, еле успев посадить его в садок, я уже тянул второе удилище, подтаскивая к подсачнику очередного 600-граммовика. В этот раз клёв продолжался чуть более получаса, после чего снова всё успокоилось – косячок подлещиков ушел по одному им известному маршруту и фидеры затихли.
Просидев ещё немного, Женя пошёл спать в машину, оставив меня в одиночестве на берегу туманной чаши под шикарным звёздным небом. Вчерашний тёплый день сменился морозной ночью – удилища покрылись инеем, вода в мотыльнице свежим ледком. До рассвета ещё далеко – буду ждать очередных подходов  подлещиков и, чем чёрт не шутит, - лещей! Но клёв пропал уже совершенно. Только ближе к утру мне удалось добыть ещё одного хорошего подлещика и пару карасиков-ладошечников.
Вот уже и утро скоро – на часах седьмой час. И тут между  голыми березками, растущими на  противоположном берегу чаши, я увидел тонкий-тонкий серпик стареющего месяца, доживающего свои последние дни. Он с видом провинившегося школьника, опоздавшего на уроки, осторожно поднимался над горизонтом.  «Ну! И где тебя носило всю ночь?» -  подумал я и месяц, почувствовав, видимо мой упрёк, залился краской и быстро-быстро скрылся в пелене тумана, повисшего над берёзами. Стыдно стало!...
А за ним небо уже начинало светлеть. Фидеры опять стали «ползать», одаривая  меня мелкими выспавшимися  густерками – пора было собираться домой.  Восемь нормальных подлещиков от 400 до 900 г – неплохой улов. Жена заждалась свежей рыбки. Да ещё килограмма три густериной «лаврушки» и прочей разнорыбицы для своих котов и кошек. Ну, а мне – бессонная ночь под звёздным небом, стыдливый месяц,  быстрые метеориты, не дающие шанса загадать желание и, конечно, желанные поклёвки робкого ночного лещика… Каждому – своё…
Берег  ожил – подтянулась группа рыбаков из Брянска с фидерами наперевес.  Я, было,  удивился, почему они здесь, а не на набережной – любимом месте Брянских фидеристов. Посмеялись немного… Поговорили и я стал «сматывать удочки», уступив мужикам  своё место и пожелав им хорошего улова. На половине  моего тяжёлого пути к машине меня встретил выспавшийся Женя и радостно помог мне донести вещи до прогретой «Лады».
Когда мы выехали на мост у Холмца, солнце внезапно вышло из-за утреннего облака, осветив открывшиеся сверху просторы. По заливам ещё затаился посиневший первый ледок, а открытая вода самого водохранилище была совершенно тихой и гладкой. Ничто не напоминало о злых ветрах, рвавших холодную воду ещё вчера – ну,  не было этого, не было… Только разрисованный инеем белый лес над спокойной водой, поля седые,  да ровный грейдер под колёсами… Красота!
Проезжая наш городок, я притормозил на запомнившемся месте. Собаки уже не было – она всё-таки «отмерла», поставила ногу на землю и убежала по своим собачьим делам. Интересно, какая мысль заставила её так остолбенеть вчера?...