38. Логоцентрированные необычные состояния сознани

Павел Гордеев
§ 38. Логоцентрированные необычные состояния сознания

Логоцентрированные необычные состояния сознания представляют собой такие состояния, которые свою сущность проявляют не в отношении внешнего мира (экзоцентрированные состояния сознания) или собственной длительности (эндоцентрированные состояния сознания), но выходят за пределы собственной длительности. Трансцендирование собственной длительности осуществляется за счет выхода в сферу универсальных смыслов (отсюда название данного класса), архетипов, великих исторических и вселенских событий. Разделяемость этой реальности выводит соответствующий класс явлений из сферы субъективного и помещает его в сферу интерсубъективного.

Пример логоцентрированных необычных состояний сознания – осуществляемое в ритуале трансцендирование профанного времени и открытие доступа к времени сакральному – времени мифа. Множество примеров «выхода за пределы линейного времени», переживаемого в необычном состоянии, приводит С. Гроф. Сюда относятся реалистичные переживания внутриутробного развития, вплоть до эмбриональной стадии, отождествление со сперматозоидом или яйцеклеткой, переживание эпизодов из жизни предков, актуализация памяти расового или коллективного бессознательного. «В некоторых случаях – пишет Гроф – люди переживают отождествление с определенными животными – предками на эволюционной лестнице – или со всем филогенетическим деревом. Можно даже пережить историю Вселенной до зарождения жизни на Земле и оказаться свидетелем драматического Большого взрыва – формирования галактик, рождения Солнечной системы или ранних геологических процессов на нашей планете» [1, с. 102].

Здесь уместен вопрос: каким образом переживаются содержания, составляющие логоцентрированные необычные состояния сознания? Ведь мысль тоже может в некоторой степени трансцендировать привычное время, помыслив некоторое событие, непосредственным свидетелем которого субъект не являлся. Ответ на этот вопрос кроется в самой сущности логоцентрированных необычных состояний сознания. Во-первых, акты мышления или простого фантазирования суть акты субъективные, и принадлежат, соответственно, субъективной реальности. Исторические события, напротив, открываются для субъективной реальности как нечто ей внеположное, как разделяемая реальность. В этом восприятии интерсубъективная реальность не может быть сформирована субъектом посредством актов мышления, фантазирования и т.п. Во-вторых, переживания исторических событий или мифологического времени в логоцентрированных необычных состояниях сознания затрагивают не только отдельные когнитивные акты и структуры (например, мышление), но вовлекают всю когнитивную систему субъекта, включая перцептивную способность. Отсюда, видения отдаленных по времени событий, если правда имеет место логоцентрированное необычное состояние сознания, не может быть галлюцинацией, поскольку последняя есть порождение субъективной реальности.

--

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. М.: АСТ, 2008.