Историческое рандеву в Гаване

Горкинн
Или, зачем Патриарх Кирилл встречается с Папой Франциском.

Встреча намечена в рамках поездки патриарха по странам Латинской Америки, а папы — в Мексику. Вот, что сообщил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Илларион-"Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной", — заметил он.
По его словам, будет также обсуждаться вопрос действий грекокатоликов (униатов) на Украине, в частности "разгром униатами трех епархий Московского патриархата на Западной Украине, перенос центра Украинской Грекокатолической церкви из Львова в Киев, настойчивое желание этой Церкви присвоить себе статус патриархата, распространение миссии УГКЦ на традиционно православные земли Восточной и Южной Украины, поддержка униатами раскольников".
Представляется, что для Русской православной церкви последнее — это главный вопрос, а первый — только предлог для начала диалога. Дело в том, что православие трактует любые другие христианские религии и верования как ересь и запрещает даже совместные молитвы. Поэтому тема "гонений на христиан" - это повод разобраться, а что такое христианин.

Почему для встречи выбрана Куба?
Куба – это идеальное место для начала диалога между Москвой и Римом. Куба расположена далеко от Европы, арены тысячелетнего конфликта между Востоком и Западом, и является воротами в Новый Свет, где живут миллионы христиан и где сегодня экуменизм может принести реальные плоды. sib-catholic.ru

Вот каковы отзывы об этой встрече в европейской печати:
Ватиканист Луиджи Аккаттоли на страницах «Corriere della sera» размышляет о том, что Патриарху Кириллу эта встреча была необходима ввиду приближающегося Всеправославного Собора: «Встреча готовилась в течение 20 лет, и многим казалась миражом в пустыне».

Андреа Торниелли пишет в «LaStampa» о том, что встреча Патриарха Кирилла с Папой Франциском в Гаване станет новым важным шагом к оттепели и будет иметь последствия не только для отношений между католицизмом и православием, но также для установления мира во всём мире.

Маттео Матцуцци в статье «Utunumsit», название которой отсылает к энциклике Иоанна Павла II, рассуждает о том, что встреча в Гаване укладывается в стратегию «неоэкуменизма» Папы Франциска. Так, например, осенью Папу ждут лютеране в Швеции на открытие празднования 500-летнего юбилея Реформации. Год назад, обращаясь к преследуемым христианам на Ближнем Востоке, Папа говорил о «естественном» экуменизме как человеческой реакции на боль и страдания. Католические комментаторы выдвигают на первый план духовные аспекты предстоящей встречи и называют ее историческим и эпохальным событием, которое откроет новую страницу в католико-православных отношениях.
«Osservatore romano» цитирует слова председателя Европейской епископской конференции венгерского кардинала Петера Эрд; о том, что «встреча станет историческим событием, которое укрепит диалог между Святым Престолом и Русской Православной Церковью, и послужит следующим шагом к единству и к совместному свидетельству христиан в мире». В этой же статье приводятся выдержки из молитвы настоятеля экуменической общины Тезе брата Алоиса, полный текст которой выглядит следующим образом: «Хвала Тебе, Христе Иисусе, за сопричастность Церкви Твоей. Ты собираешь нас вместе поверх всех границ. Мы вверяем Тебе предстоящую долгожданную встречу Папы Франциска и Патриарха Кирилла. Пусть Дух Твой Святой поддерживает их и вдохновляет. Сохрани нас в любви Своей и соделай миротворцами посреди всей человеческой семьи».

Вот комментарии из российских СМИ:
Протоиерей Максим Козлов- «Встреча Патриарха и Папы не снимает проблем,
стоящих между Православием и католичеством»

– Встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским – событие экстраординарное: первый раз за всю историю существования Православной Церкви в России ее Предстоятель встретится с Папой. Почему это происходит именно сейчас?
– Это очень правильная постановка вопроса, которая отсылает нас к некоторой экстраординарности исторического момента, в котором мы находимся. Я думаю, эту экстраординарность можно описать с нескольких позиций. Одна очевидна всем: мы живем в ситуации фактически начавшейся, хотя формально и не объявленной, мировой войны, в которой христиане в пределах в целом земного шара оказываются наиболее страдательной и подвергающейся угрозам и насилию стороной. И это касается христиан не только тех стран, о которых объявлено перед этой встречей, – на Ближнем Востоке, в ряде регионов Африки, – но и в целом христианского населения мира.

– Что могут сделать Патриарх и Папа Римский в связи с гонениями на христиан?

– Во-первых, давайте подождем и посмотрим, что они смогут сделать. Потому что никто из нас, я думаю, не будет отрицать того, что встречаются главы крупнейших церквей мира – Русской Православной и Католической, – два чрезвычайно одаренных, харизматических и чувствующих вызовы времени духовных руководителя. Поэтому многое, я думаю, определится во время их личного общения. Во-вторых, даже если это оставить за скобками, а это очень важный момент, мне представляется, что сама по себе встреча с акцентом на гонения на христиан не позволит удерживать эту ситуацию в информационной теневой нише. По сути дела, только позиция Русской Церкви и в значительной мере объективная позиция Римско-католической церкви по отношению к преследованиям христиан не позволяет этой теме окончательно уйти в тень. О проблеме появления мусульманских мигрантов в Европе трубит вся либеральная общественность. А проблема гибели и изгнания христиан с Ближнего Востока находится в совершенной информационной тени. Поэтому, я думаю, не дать улететь трагедии сотней тысяч людей куда-то на периферию мирового общественного сознания – уже очень важное обстоятельство.

Из интервью на «ДОЖДЕ» 
Сергей Чапнин, бывший ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии»
-Если серьезно, то эта встреча важная, это не только событие №1 в истории русского православия в 2016 году, это одна из самых громких новостей, наверное, всего постсоветского периода. Содержательно — конечно, большой вопрос, собственно, что они могут сказать. Это фантастическая какая-то история — главы двух больших Церквей встречаются в аэропорту: один летит в одно место, другой — в другое. То есть это такая запланированная случайная встреча.

Фишман(ведущий): Такое бывает, у Обамы с Путиным такое тоже может случиться, в принципе.

Чапнин: Конечно. Это даже красиво — встретиться на Кубе. Проблемы, конечно, не будут сняты на этой встрече, это совершенно очевидно. Она в значительной степени будет носить такой символический характер. Но и символика очень важна. Что в символике главное? Главное все-таки — это свидетельство, что существует единый христианский мир. Это, глядя из России, не очень-то очевидно, такое нутряное недоверие к католикам, сродни такого же недоверия к Западу. С одной стороны — недоверие, с другой стороны — конечно же, копирование, по крайней мере, в течение 18-19 века определенных католических практик и концепции в богословии. Это и большое внимание к той социальной работе, которую ведет католическая церковь и в некотором смысле копирование тех примеров, тех образцов социального служения христиан, которые есть в западном мире и которые в последние полтора десятилетия развиваются в России.
А вот, что пишут в этой связи на другом ресурсе- http://www.iarex.ru/articles/51845.html

Надо понимать, что Папа-иезуит если и может с кем считаться, так с иезуитами.
И если он и будет проводить какие-то реформы в католической церкви, то только исходя из того, как их понимает орден.  Между тем реформы с точки зрения иезуитов заключаются в незаметной перестройке католического вероучения в сторону экуменизма, чтобы в конечном итоге прийти к созданию единой мировой религии.  Эта цель напрямую связана и с двумя другими – созданием единого мирового Центробанка и единого Мирового правительства, а достижение этих целей будет означать установление Нового мирового порядка.
Самые первые же высказывания Папы Франциска дали довольно четкое определение, на чем будет базироваться решение задачи расширения влияния Римской католической церкви. Он дал ясный посыл, призвав сильных мира сего к скромности и повышенному вниманию к нуждам бедных.  И ведь с этим невозможно не согласиться! 
Но это не просто призыв, это программный тезис: всем странам надо научиться экономить, примером чему является сам Папа Франциск, он же глава государства Ватикан.  И это одновременно также являлось посылом мировой финансовой элите: стоит воздержаться от показной роскоши и неразумных трат, уделив больше внимания социально ориентированным проектам.  Безусловно, Ватикан рассчитывал, что этот новый тренд должен не только восстановить пошатнувшийся авторитет Римской католической церкви, но и способствовать расширению позиций Святого престола во всем мире.
Похоже, в ордене иезуитов, представителем является Папа Франциск, осознали, что создание Нового мирового порядка возможно лишь в том случае, если те, кто претендует на роль управляющей силы (Мирового правительства) будут пользоваться полной поддержкой и доверием со стороны тех, кем они будут управлять.  Нынешние финансовые элиты, претендующие на роль членов Мирового правительства, фактически дискредитировали себя, доведя мир до череды экономических кризисов, резкого обострения проблем социального неравенства и поставив его почти на грань новой мировой войны.  В этих условиях Ватикан стремится занять роль миротворца, верховного арбитра, призывающего всех к примирению, сдержанности, скромности, милосердию.
Вот только цели никоим образом не меняются.  Новый мировой порядок по версии Ватикана по-прежнему предполагает все то же наличие правящей элиты и обеспечивающих ее потребности низов. Разница с планами мировой финансовой элиты лишь в том, что иезуитский подход к построению этого мирового порядка предполагает, что его будут приветствовать широкие массы уставшего от кризисов и войн населения, а Ватикану будет обеспечена ведущая роль в мировой правящей элите.
Впрочем, достичь этой цели оказалось не так-то просто.  За последние десятилетия влияние Римской католической церкви заметно ослабло.  В США, собственно, оно и без этого было не особо сильным, поскольку там превалируют протестанты, а в рядах правящей элиты страны (особенно, в спецслужбах) прочные позиции занимают мормоны.  В Европе католическую церковь постоянно сотрясают скандалы, а рост мигрантов из Африки и Ближнего Востока приводит к увеличению числа приверженцев ислама.  В этих условиях представители мировой финансовой элиты стали все меньше считаться со Святым престолом, тем более, что в результате череды скандальных разоблачений, получивших название Ватиликс, удалось ослабить и такую казавшуюся ранее неприступной крепость, как Банк Ватикана, который США фактически обвинили в возможной причастности к отмыванию денег.
Вариантов для восстановления своего пошатнувшегося положения у Ватикана, на самом деле, очень немного.  Основной опорной базой католичества сейчас можно считать лишь Южную Америку, а к перспективным регионам относятся страны Восточной и Юго-Восточной Азии, плюс отдельные страны Африки. Но как раз эти регионы сейчас тяготеют к другому центру силы, еще не сформировавшемуся окончательно, но уже серьезно о себе заявившем.
Стоит обратить внимание, что во всех этих регионах (хотя, разумеется, не во всех странах) отмечается тяготение к блоку России и Китая.  Говоря о Южной Америке можно выделить Венесуэлу, Аргентину и Бразилию, входящую, кстати, в БРИКС.  В эту же структуру входит ЮАР - представитель Африканского континента, на котором сейчас довольно сильно укрепились позиции Китая.  Разумеется, нельзя обойти вниманием Индию, также являющуюся членом БРИКС и при этом считающуюся лидером так называемого «третьего мира», дышащую в затылок развитым странам и превосходящую их по темпам экономического роста.  К этому формирующемуся центру силы постепенно подтягиваются и другие страны – в первую очередь, входящие в ШОС, где ведущие позиции опять-таки занимают Россия и Китай.

По сути, это реальная альтернатива продвигаемому США Транс-Тихоокеанскому Партнерству, при этом данное предложение вполне соотносимо с задачами Евроазиатского экономического союза.  Нельзя не упомянуть и о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, который уже сейчас считается альтернативой Азиатскому банку развития, а в перспективе вполне может пошатнуть гегемонию Всемирного банка и МВФ, особенно с учетом возможного сотрудничества АБИИ с Банком развития БРИКС.
Вполне естественно, что этот набирающий силу геополитический и экономический блок не мог не заинтересовать слабеющий Ватикан. Святому престолу нужны сильные союзники, чтобы противостоять диктату мировой финансовой элиты и США, выстраивающих Новый мировой порядок по своим правилам.  Кроме того, это нужно и лично Франциску – чем сильнее будут позиции Святого престола, тем большее влияние Папа сможет оказать на предстоящие в следующем годы выборы «Черного папы» - нового главы ордена иезуитов, поскольку нынешний иезуитский генерал Адольфо Николас уже заявил о своем предстоящем уходе с этого поста.
Поэтому встреча Папы Франциска с российским президентом Владимиром Путиным была знаковым событием, а время ее проведения было совсем не случайным – сразу после того, как страны «Большой семерки» заявили о необходимости продления антироссийских санкций из-за конфликта на Украине, Папа Римский дарит президенту России медаль с изображением ангела, сопровождая ее словами: «Эта медаль, которая была произведена художником прошлого века, изображает ангела, который приносит и мир, и справедливость, и солидарность, и защищает». По сути, это можно трактовать как демонстрацию признания Папой-миротворцем того, что Россия проводит именно миротворческую политику.
Разумеется, ожидать, что Москва и Ватикан станут союзниками, было бы наивно, поскольку наши конечные цели применительно к выстраиванию Нового мирового порядка не совпадают.  Святому престолу, по сути, необходимо застолбить себе место в том порядке, который выстраивает Запад, причем не просто место, а главенствующую позицию.  Но для этого необходимо, как минимум, восстановить и приумножить былое влияние, чтобы Ватикан вновь смог заставить сильных мира сего считаться со своим верховенством.  Добиться этого можно лишь ослабив позиции США и ЕС на мировой арене при одновременном усилении своего влияния за счет демонстративного сближения с противостоящим Западу блоком, одним из лидеров которого является Россия, и позиционирования себя в качестве силы, стоящей над геополитическим противостоянием и действующей в качестве верховного арбитра-миротворца.
Для этого Папа Римский готов даже поступиться некоторыми принципами, следуя политике экуменизма и свято помня иезуитскую заповедь, что «цель оправдывает средства».  Именно так, скорее всего можно расценивать его заявление о необходимости установления единой даты празднования Пасхи для всех христиан, для чего Римская католическая церковь может изменить свой подход к ее календарному исчислению.  По сути, это означает, что Ватикан готов перейти на отмечание Пасхи по православному календарю.  Вполне вероятно также, что после встречи с Владимиром Путиным Ватикан отдаст негласное указание униатам на Украине и их приверженцам в Беларуси поумерить свою антироссийскую и антиправославную активность, чтобы подтвердить свою приверженность концепции мирного диалога и сближения католицизма с православием.  С точки зрения иезуитской логики, в этом нет ничего крамольного, поскольку иезуиты вполне допускают внешнюю демонстрацию согласия с чужими ценностями для скрытого продвижения своих, тайно разрешая даже служение иезуитов в православных церквях в рамках своеобразного «агентурного внедрения» для последующей работы на благо католического ордена.
Надо понимать, что Ватикан не может быть союзником России, поскольку у нас совершенно разные цели. 
Но точно так же надо понимать и то, что на данном этапе у нас есть некоторые общие интересы и общие задачи, в решении которых Святой престол может оказаться удобным партнером.
Главное при этом – помнить, что этот партнер в любой момент может стать противником, когда сочтет свои задачи решенными, а дальнейшее сотрудничество угрожающим достижению его целей.



Комментарии (взято здесь- http://echo.msk.ru/news/1711080-echo.html):
weeta12 февраля 2016 | 04:16
Самый больной вопрос - разморозка родимых вкладов в банке Ватикана. Вот вам и причина встречи "впервые в истории".)
7
________________________________________
pushok197112 февраля 2016 | 05:06
Ещё не состоялась встреча, а уже историческая.
Эка новость: один на всю голову христанутый встречается с другим, только на всю голову православнутым, да ещё на Кубе.
Новость для психушки, от которой, впрочем, РФ недалеко уже...
7
________________________________________
tschapaiСергей Балыкин12 февраля 2016 | 05:09
историческая встреча в буфете на вокзале.... подписано и с плеч долой
долго готовились...