О чуде

Евгений Терещенко
Принято считать, что чудом являются вещи необычные, превосходящие наше понимание, поражающие наше воображение. И это, действительно, так. Но мы забываем при этом, что не меньшим чудом является весь окружающий нас мир природы. Само существование космоса, солнца, нашей планеты, растений, людей, животных является чудом.

Маленький ребенок воспринимает окружающий мир, как чудо, хотя и не дает ему такого определения. Но взрослые обучают ребенка, рассказывают о вещах, их происхождении, устройстве, функционировании , опасности – безопасности, полезности- вредности, и мир для ребенка постепенно становится все менее загадочным, все менее волшебным и волнующим.

Взрослый человек не воспринимает мир, как чудо, хотя и знает это слово. Увидев незнакомую вещь, даже самую необычную, я тут же начну проводить аналогии со знакомыми мне вещами, и припишу этой вещи понятное мне происхождение и назначение. Она станет для меня или неизвестным живым существом, или летательным аппаратом, или непонятным механизмом для выполнения определенных работ. Чудо - это феномен восприятия, а не существования. В процессе развития интеллектуального и утилитарного восприятия мира, происходит его демистификация, превращение в плоскую, скучную, безжизненную вещь. А такое восприятие мира, в свою очередь, порождает потребность в острых ощущениях, развлечениях, алкоголе.

Обратный процесс – мистификацию мира, его превращение в чудо, можно осуществить через изменение своего сознания и восприятия. Для этого нужно научиться видеть мир непосредственно, отсекая интеллектуальное знание о нем, останавливая, хотя бы на время, непрерывно работающий ум. Такое восприятие мира дают (вероятно) наркотики, длительная практика медитации, в некоторых случаях, произведения искусства.

Так, А.Тарковский в фильме «Сталкер», используя некоторые приемы мистификации, «оживил» в нашем восприятии хорошо нам знакомые, обыденные предметы. Таинственная, непонятная зона, непонятно откуда угрожающая опасность, напряженные, настороженные лица героев, их эмоциональные реакции, звуковые эффекты погружают зрителя в таинственный мир, в котором привычные вещи оживают и воспринимаются иначе, чем в реальной жизни.

Чудо возможно тогда, когда в нашем восприятии мира преодолен дуализм субъекта и объекта, и произошло временное «слияние» субъекта и объекта. Такое непосредственное, не утилитарное, не интеллектуальное восприятие действительности и создает ощущение «чуда».