Как живой

Ангелина Казадаева
                1

 Это был красивый двухэтажный дом. Семья Морзов совсем недавно въехала в него. И пока взрослые занимались перевозкой вещей, облагораживанием комнат, дети бегали и осматривали все вокруг. Два мальчика-близнеца, Кристофер и Джошуа тринадцати лет и их восьмилетняя сестренка София успели исследовать сад, побывать почти во всех уголках дома, найти места для игры в прятки, разбить мамину вазу и выслушать за это от гувернантки длинную тираду о том, как должны вести себя послушные дети. Лишь чердак оставался закрытым для ребят. А поэтому детям очень хотелось туда попасть. Ключ был у отца, но мистер Морз постоянно отмахивался от близнецов и Софии, ссылаясь на дела.
 А дел было, действительно, много. И вот, наконец, когда с комнатами было почти покончено, пришло время вспомнить о чердаке. Нужно было разобрать вещи, оставшиеся после прежних хозяев. Отец обещал детям, что они первые попадут на заветный чердак. Какое нетерпение испытывали маленькие Крис, Джо и София, когда мистер Морз открыл массивный замок ржавым ключом. Чердак для ребят был какой-то тайной, чем-то загадочным и волшебным.
 С чувством, что сейчас совершится что-то важное, дети вошли в небольшую комнату под крышей. Везде лежал слой пыли, в углу висела паутина. Ничего интересного на чердаке не было: сломанный комод, старая, когда-то дорогая и красивая, золоченая рама для картины, изъеденное молью шерстяное одеяло и массивное кресло, обитое уродливым зеленым плюшем. Только одна вещь привлекла внимание маленьких Морзов - огромный деревянный сундук с нарисованным индейцем на крышке. Крис и Джо сразу же бросились его открывать.
 В сундуке оказалось совсем немного вещей: клык какого-то хищного животного (по всей видимости, настоящий), который сразу забрал себе Джо, Крис нашел для себя искусно вырезанную из слоновой кости рогатку с кожаным ремешком, внимание же Софии привлекла старая тряпишная кукла с большими глазами-пуговицами и маленьким, всего в пять стежков, ртом, отчего выражение лица человечка было печальным и немного удивленным. В сундуке также лежал какой-то сломанный инструмент, по-видимому, он предназначался для раскалывания орехов, стертая картинка гор и две палочки, заостренные с одного конца. Эти вещи детей не заинтересовали, к тому же по дому начал распространяться запах яблочного пирога, поэтому девочка и близнецы поспешили вниз.
               
                2

 "Я постоянно думаю о том,каким я был, если бы не был куклой. Я постоянно думаю о мире там, снаружи, за стенками этого сундука, в котором меня заперли.
 Господи, как я хочу быть человеком, свободным человеком. Ходить, говорить, есть, любить, смотреть на звезды, читать книги, встречать рассветы...
 Хорошо, скажем, двигаться я могу самостоятельно, меня ограничивает только этот чертов сундук! Думать, как ни странно, я тоже могу. Я не знаю, как я это делаю, игрушкам вроде не положено мыслить, мечтать, передвигаться. Вот только я нем, как   рыба. Не могу произнести ни звука. А еще у меня нет имени. Я не знаю, как меня зовут. И нужно ли вообще куклам имя? Да, я не человек, черт возьми, совсем не человек...
 Мне послышалось, или это, действительно, кто-то разговаривает? Кажется, здесь есть люди... И они направляются... к сундуку! О да, свобода! Я наконец-то выберусь отсюда!"
               
                3
 
 София не расставалась со своей новой игрушкой.
 - Софи, у тебя же есть красивые куклы. Зачем ты постоянно таскаешься с этим старым, пыльным уродцем? - спросила миссис Морз у дочки.
 - Он не уродец, мама. Он составит хорошую компанию Анне, Терезе и Джону, - ответила девочка и побежала к себе в комнату.
 - Как же мне тебя назвать? - спросила София у куклы.
 Человечек смотрел на девочку своими огромными пуговицами и молчал.
 - Я дам тебе имя Джонатан Ливингстон. Так звали чайку из рассказа Ричарда Баха.
               
                4

 "Итак, я попал в руки какой-то девчонки. Она перезнакомила меня со всеми своими куклами, зайцами и медведями. Они неживые, с пустыми, нарисованными или стеклянными глазами. Смешно... Ее игрушки вряд ли о чем-то думают, мечтают. Они ни к чему не стремятся, а довольствуются своим местом на шкафу Софии или в кукольном доме. Эта девочка и меня туда посадила. Но я здесь долго не задержусь. Наконец-то я свободен и могу увидеть мир. Так неужели же я останусь сидеть в этом плюшевом розовом плену? Ах да, я забыл представиться. Джонатан Ливингстон, к вашим услугам (София дала мне имя, и за это я ей благодарен).

                5

 Летние дни так прекрасны. Улицы утопают в зелени и цветах, летают бабочки и поют птицы. Крис, Джо и София все время проводили на улице. Вот и сейчас близнецы играли в футбол, а София сидела на траве и читала книжку. Рядом с собой она посадила Джонатана и время от времени обращалась к нему, спрашивая его мнение о герое книги или интересуясь, удобно ли сидеть так любимой игрушке.
 - Оставь ты уже свою куклу в покое, - обратился к сестре Крис. - Что ты в нем нашла? Он же уродлив и похож на мешок.
 - Ты ничего не понимаешь, - обиделась София. - Он не уродлив и совсем не напоминает мешок.
 - А вот и похож, - дразнил Кристофер девочку. - И мама как-нибудь его выбросит.
 - Нет, нет, не похож! - громко сказала София. - Если ты будешь так говорить, я расскажу папе, что ты испачкал его костюм.
 - Крис, брось ты это. Пойдем играть, - окликнул брата Джо.

                6

 "Как прекрасен этот мир! Солнце, зелень, голубое-голубое небо... Как люди не замечают этого? Они заняты своими "важными" делами и не замечают всей красоты. Как много они теряют, сидя в душных офисах.
 А какие бывают ночи! (Вчера вечером мне удалось выбраться на улицу в сад, и я просидел там до утра). Огромная, круглая, белая луна ярко заливает своим светом все вокруг. И небо звездное-звездное... Как люди могут спать в это время?
 А рассвет... Как жаль, что я не могу почувствовать утреннего холода! Алое солнце встает на востоке, окрашивая небо в холодный, розоватый цвет. На траве и на листьях капельки росы...
 Боже, если бы я был человеком, я бы наслаждался этими минутами. Я бы не тратил ни секунды своей жизни на то, чтобы заработать как можно больше денег... и не видеть красоты мира...
 Как бы я ценил жизнь..."

                7

 Сегодня София проснулась в прекрасном настроении. Ведь это день ее рождения. Крис и Джо с криком вбежали в комнату, поздравляя сестру. Мальчики подарили сестре большой набор цветных карандашей и альбом.
 Весть день до обеда прошел в суматохе. На кухне что-то шипело, шкварчало и брызгало маслом; именинница решала, какое платье надеть на праздник; миссис Морз руководила украшением дома.
 К трем часам начали собираться гости, праздник начался. Сколько было шуток, смеха, подарков! Какие вкусные блюда были на столе! И невероятный торт с девятью свечами.
 Когда гости ушли, София взялась разбирать подарки: роман Даниеля Дефо "Робинзон Крузо", набор для вышивания, огромный белоснежный заяц, корзинка фруктов, коробка шоколада. Но самым красивым подарком была великолепная фарфоровая кукла в восхитительном платье, с темными локонами, голубыми глазами и длинными-предлинными ресницами.
 Кукла так понравилась Софии, что она совсем забыла о Джонатане. И теперь он сидел на комоде, удивленно смотря вокруг.
 Однажды миссис Морз зашла в комнату дочери и, увидев ненавистную игрушку, взяла Джонатана и бросила его в гору старых вещей на заднем дворе дома
 - Брэндан, когда ты сожжешь тот хлам, что остался от прежних владельцев? - спросила вечером женщина своего мужа.
 - Завтра, - ответил мистер Морз. - Завтра, я все сделаю.

                8

 "Меня бросили в какую-то кучу старой мебели, бумаг, одеял и еще не разобрать чего. Почему-то я не могу двигаться. Наверное, у меня что-то вроде перелома. Только я не чувствую боли. Безусловно, это плюс. Пришел Морз, облил гору хлама керосином. Кажется, мое положение незавидное. Почему я не могу двигаться? Я бы выбрался отсюда...
 Морз вернулся. По-моему, он поджег вещи. Скоро пламя дойдет до меня... Остается только ждать...
 Я наблюдаю за огнем. Красиво, черт возьми. Можно бесконечно на это смотреть. Уже горит кресло рядом с ящиком, на котором я лежу.
 Как же хочется "жить". Да пусть хоть такое существование, как у меня, но только не уходить из этого мира, не становиться кучкой пепла. Я только-только выбрался из сундука, увидел жизнь. И вот...
 Огонь дошел до моей руки. Ткань медленно горит... А я ничего не чувствую... Это конец... Прощай, Джонатан Ливингстон".

                9

 - Ты хочешь стать человеком?
 - Конечно! Да,да, хочу!
 - Ты понимаешь, что это трудно? Придется страдать, испытывать боль?
 - Да, я понимаю это. Я готов.
 - Ты уверен, что не пожалеешь о своем желании?
 - Уверен. Я никогда не пожалею об этом.
 - Что ж, ты принял свое решение, Джонатан.
 - Да, я принял решение...