Икар и Икария Игоря Миторайя

Сергей Рябцев
Сколько помнит себя человечество, столько времени оно пытается покорить небо, и известная всем легенда об Икаре лишь малая часть тому подтверждений.  Однако возникает вопрос, если уж так сильно хотелось летать, то почему, когда следовало выбирать между полётами и лазаньем по деревьям, наши очень далёкие доисторические предки предпочли остаться на земле? Почему не последовали за птицами, ведь могли спокойно развивать в себе крылья. Да, вероятно, процесс этот сложный и опасный, но ведь никто никого не торопил. Напротив, мать Эволюция говорила, пробуйте, экспериментируйте, чем смогу – помогу! И ведь помогала, подбрасывая массу наглядных примеров из огромного класса птиц, доведя попутно их аэродинамику до совершенства. Всё для нас старалась, хотела, чтоб как у людей, чтоб не ползали, а летали. Увы, мы свой шанс в том эволюционном развитии упустили, прошляпили, не те органы развивали, всё царями мечтали стать.  Стали, а теперь что ж, можно конечно махать руками, а всё равно локоток то не укусишь. И возникают на этой почве у неокрепших духом всякие комплексы, типа: «Отчего люди не летают так, как птицы?».

И как закономерный итог всех этих душевных мук и страданий – личная драма на примере Екатерины, Островского, и Икара, по батюшке - Дедала. Впрочем, со временем человечество крылья себе всё-таки сотворило, пусть не из перьев, но из алюминия и прочих небиологических материалов, что гораздо надёжней.  Хотя, но то лично моё мнение, классика выглядит лучше, особенно в мраморе или бронзе. Пожалуй, только художнику под силу передать настоящую красоту нетленного образа человека с крыльями за спиной. И что б далеко не ходить за примером, обратим взор на скульптуры Икара с Икарией, что установлены в ближайшем пригороде Парижа - Дефансе.

Автором этих поистине монументальных произведений из бронзы является польский скульптор Игорь Миторай, увы, ныне покойный. В его работах отчётливо прослеживается влияние классической школы, однако не чужды были ему и элементы постмодернизма, что он с успехом демонстрировал, отсекая своим скульптурам то руки, то ноги, то более значимые части, предоставляя им новые судьбы.

Икар и Икария, как явствует из названия, были заимствованы им из древнегреческой мифологии. Не стану рассказывать здесь всей истории, вероятно, читатель знает её лучше меня, однако напомню, что Икарией называется остров в Эгейском море, в окрестностях которого в своё время совершил неудачную посадку Икар. Однако у меня существует совершенно другая версия. Икар и Икария – это одно и то же лицо, но в разные интервалы времени. Откуда такие метаморфозы?  Отвечу.

Посмотрите внимательно на фигуру Икарии. По некоторым признакам, то бишь грудь, она очень похожа на женскую. Рискну утверждать, что Икар до своего знаменитого перелёта был женщиной. А историки древнего мира потому всё переиначили, что сами были мужчинами, уж очень им не хотелось допускать на Олимп женщин. Всеми силами удерживали они гражданку от подвига, цеплялись за ноги, крылья ей портили, отраву всякую подсыпали, чем умышленно хотели вывести из строя её селезёнку и поджелудочную железу, о чём наглядно демонстрирует нам скульптура.

Однако полёт состоялся и только благодаря козням завистников, а не солнцу, что якобы воск растопило, он закончился неудачей. Икария до своего острова не долетела, разбилась бедняжка, утопла. И тут на сцену выходит мужчина Икар, ведь надо кому-то примерять лавры. Его кандидатура в принципе всех устраивала, но был один маленький нюанс  - крылья. Их не хватало для убедительности, а взять их было негде, Икария то утонула. И тогда мужи древней Эллады решили вовсе отказаться  от крыльев, а заодно и от рук, где оные крепились, посовещались меж собой и выдали свой вердикт Икару. Мол, ты парень потерпи за веру, а мы тебе памятник поставим и легенду сочиним, её все школьники в пятом классе изучать станут, а вдобавок венок лавровый всенародно вручим и объявим день рождения твой нерабочим.

Согласился Икар конечно не сразу, но когда в процессе уговоров ему случайно и неумышленно снесли часть головы, его разум выбрался на свободу и вскоре вошёл в тесный контакт с народом, познал его чаяния, после чего вернулся на место и утих. Праздник у древних греков состоялся, а мы с тех пор живём с наивной мыслью, что Икар был мужчиной. Шерше ля фам – говорит нам история, а с ней и скульптуры Игоря Миторайя.

В стремлении покорить небо, людям нет равных, вероятно, поэтому они остались без крыльев.


Париж, Дефанс


(Фото из личного врхива)