Опережающее развитие вредно!

Очень многие родители стремятся, как можно раньше начать заниматься развитием малыша. При этом очень часто под развитием понимают раннее обучение чтению, письму, счету. На первое место для родителей выступает подготовка к школе.

А что же понимают под развитием ученые?
 
Научное обоснование теории развивающего обучения дано в трудах Л. С. Выготского.  Он в  своих  исследованиях  определял  зону актуального и зону ближайшего умственного развития ученика. Под развитием ребенка он понимал диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. В переломные периоды происходят позитивные изменения личности, составляющие главный и основной смысл всякого критического возраста. Развитие характеризуется именно наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму и всякий раз требуют особой меры. 

Л. С. Выготский в результате подробного анализа все теории детского развития свел к двум основным концепциям. Согласно одной из них, развитие есть не что иное, как реализация, модификация и комбинирование природных задатков. Согласно другой концепции, развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Под возрастными новообразованиями он понимал тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.
 
Теория Выготского о зонах актуального и ближайшего развития не потеряла своей актуальности. Важно учитывать сензитивные периоды развития детей.
Существует естественное и искусственное развитие.

Можно сравнить – грунтовые огурцы и парниковые. Точно также и с детьми. Естественное развитие предполагает учет природосообразных законов развития (всему свое время). В противоположность естественному развитию существует искусственное развитие. Вот оно-то и наносит вред ребенку, если чрезмерно применяется.

Приведу конкретные примеры. Сейчас создается много компьютерных игр для детей (бизнес!). Психологи  и педагоги разрабатывают такие хорошо продуманные программы, что маленький ребенок (от 8 мес. до года) готов смотреть эту программу на экране монитора в течение тридцати минут не отрываясь. Родители довольны! 30 минут ребенок занят развивающимися занятиями! А то, что 30 минут сидеть без движения уставившись на экран - это вредно для физического здоровья ребенка – об этом умалчивается (бизнес!).
 
Другой пример. Родители увлекаются большим количеством звуковых игрушек – а ведь это искусственное звучание (даже, если озвучивал профессиональный артист). Дети подчас забывают, как звучит мамин голос (маме – некогда – проще дать поющую игрушку).

А как много имеется «развивающих» игрушек, искажающих методику обучения чтению и письму!!!... (Но родители, к сожалению, этого не знают)

Чем дальше мы уходим от естественных приемов обучения, тем больший вред мы наносим развитию ребенка. 


Рецензии
Хотя и не люблю читать статьи, написанные в научном стиле, но от этой я не удержался, Елена, потому как тема очень важная, тем более, когда я, как дедушка, как раз участвую в таком периоде воспитания внуков. Согласен во всем! Приведу пример от себя: самый настоящий деревенщина, я вырос в сибирской тайге, до пятого класса не только книг, а даже учебников не брал в руки, обходясь запоминанием учительских уроков, до армии читал только татарские книги... И нисколечко не отстал ни в чем от городских, и даже столичных ровесников. А сколько нынче примеров негатива в поведении компьтерных детей?!.. С уважением,

Габдель Махмут   20.08.2016 10:03     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш комментарий и за воспоминания. Они только подтверждают мои выводы.

Елена Плюснина   20.08.2016 21:05   Заявить о нарушении
Вы ввели новый термин - "компьютерные" дети. Это в настоящее время очень серьёзная проблема, которая не осознаётся на государственном уровне...

Елена Плюснина   26.08.2017 07:54   Заявить о нарушении
Вы правы, коллега. Госмужи много чего недопонимают, поэтому все законы рождаются вослед, когда уже невтерпеж, то есть не упреждая очевидные последствия. Так, к примеру, с выводящимися в офшоры деньгами. Так и с компьютерными детьми... С уважением,

Габдель Махмут   26.08.2017 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.