Москвич

Иван Паластров
Когда-то давно, во времена СССР, купить легковушку было проблематично. Машины разных марок выпускались на нескольких автогигантах страны. Самым престижным автомобилем, конечно, была "Волга", но на ней разъезжали только чиновники. Второй по престижности - были "Жигули", за ними шел "Москвич" и самым последним в этом ряду был „Запорожец“ - гордость Украинского автопрома. Машин выпускалось много, но народу, даже с нищенскими зарплатами, их все равно не хватало. Нужно было отстоять очередь в несколько лет, и не факт, что дождешься.  

У нас на Чукотском прииске народ был побогаче, чем на материке, и в очереди за машиной не стояли разве что новорожденные и школьники. Стоял и я. Наконец-то на нашу бригаду тяжелых бульдозеров выделили две машины  "Москвич". Бригада была большая, под сотню человек, а автомобиля - два.  Как делить? На прииске все хорошо работали, и народ беспокойно гудел как пчелиный улей. Наконец решили разыграть лотерею, тут все по-честному: кто вытянет счастливый билет, того и машина. Накрутили фантиков,  на двух написали - "Москвич", как будто были другие марки.  Скинули фантики в шапку, завязали завязки и дали ее в руки уборщице Риммочке. Драгоценные билеты вытащили быстро. Первый выигрышный фантик  попал Саньке с катерпиллера. От счастья он чуть не заплакал. Санька как раз собирался в отпуск, и машина ему была кстати.

Второй билет попался мне. Я тоже обрадовался и побежал домой, чтобы обрадовать  Светлану. Я прибежал домой и радостно потряс фантиком с выигрышем машины. У жены  загорелись глаза. Мы представили как будем проводить отпуск на машине, как поедем на родину и к Чёрному морю. Но когда успокоились, и разум вернулся в наши головы, мы стали соображать. Во-первых, у меня не было прав на управление автомобилем, это не бульдозер, и нужно будет ездить по дорогам, на которых полно машин и пешеходов. Второе - у нас не было гаража. Куда денем машину, когда закончится отпуск? И третий аргумент -  мы только что были в отпуске, а следующий - ждать  целых три года.  За машиной мы решили не ехать. Свой вытянутый счастливый фантик мы отдали тому, кто должен был ехать в отпуск.

Завершив работу на прииске, мы приехали на материк. Съездили на юга к морю и, ближе к осени, перед тем как мне устроиться на работу, решили купить авто. В то время очереди на „Москвич“ и  „Ниву“ уже не было - их продавали в кредит. Жигули по-прежнему были в дефиците и продавались по очереди. Нам очередь не светила, так как мы после Севера, еще нигде не работали.  „Нива“ мне показалась дорогой, тогда она стоила одиннадцать тысяч. Решили купить „Москвич“ - по цене он подходил.
Я пошел в потребсоюз, была такая организация, заплатил полную стоимость, мне дали талон и сказали:
- Езжайте в область, там получите.
Так как у меня не было водительских прав - только начал ходить на курсы -  я договорился с новыми знакомыми из соседнего дома пригнать машину из области.
Поехали втроем на их машине. Приехали на базу. Нас впустили на площадку склада, где стояла пара сотен автомобилей - «Москвичей» и „Нив“. У меня был оплачен "Москвич 2140" в простом варианте. Тот, который мне понравился по цвету, стоял в самом конце, и чтобы выгнать его, нужно было сдвигать весь ряд. Это заняло бы много времени, и мне предложили такой же цвет, только в люксовом исполнении и на одну тысячу рублей дороже. Я осмотрел машину. Она мне понравилась: по желтым бокам шли черные молдинги и передняя панель была совершенно другой, более современной. Я доплатил и мы выгнали машину. Тут же у ворот, мы помыли кузов, загаженный голубями, ну не вести же это добро домой, да и стыдно ехать на такой обгаженной машине. Приехав, машину поставили на площадку перед домом. Мне хотелось показать обновку семье. Цвет кузова был ярко желтым, с черными молдингами, квадратными фарами, выглядела вполне прилично. После того, как машину осмотрели, посидели внутри на сидениях серого цвета, под велюр, еще с неснятым целлофаном, машину нужно было гнать в гараж. Гараж я снял заранее, своего еще не было. Гнать я решил сам, хотя прав у меня не было. В то время, у нас в городке гаишники на улицах не паслись, так что попасть к ним я не боялся. Подъехав к гаражу, я развернулся, чтобы задним ходом загнать машину в гараж. Открывая ворота, я подумал:
- Узковаты, как раз в притирку.
 И стал загонять машину. Тут я услышал скрежет металла об металл, но выйти и посмотреть я не мог - двери не открыть, так и заехал. Выйдя, я увидел, что зацепил передним крылом за косяк ворот и содрал краску с крыла, немного помяв. Я не расстроился сильно, крыло выправлю сам и покрашу, будет как новое. Крыло я, конечно выправил, но такой краски подобрать не смог, покрасил тоже желтой, но она немного отличалась от заводской. Так я и ездил с этой меткой, пока не попал в друтую аварию, но это другая история.
____________________
 Катерпиллер - мощный одноковшовый экскаватор американского производства
Молдинг — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки.