Русский гений

Ирина Рассказова2
Русский гений – М. Ю. Лермонтов
(200 лет со Дня рождения великого поэта)
Люблю Отчизну я…
Москва! Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Н.А. Добролюбов пишет: «Что же любит в родине этот поэт, равнодушный к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям «темной старины»?..вот что он любит: «Проселочным путем люблю скакать в телеге, и, взором медленно пронзая ночи тень, встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень, люблю дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз, и на  холме, средь желтой нивы, чету белеющих берез»… С отрадой, многим незнакомой», он любит смотреть на простую «избу, покрытую соломой, с резными ставнями» окно, любуется пляшущим простым деревенским людом. Полнейшее выражение чистой любви к народу русского поэта отмечает Н.А. Добролюбов. Откуда она  у знатного дворянина, принадлежащего к высшему свету, аристократа, блестящего офицера? Прежде, чем остановиться на этом, немного о биографии гениального поэта России.
М.Ю. Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. В Москве. Вскоре семья переехала в имение бабушки Е.А. Арсеньевой – село Тарханы ( теперь село Лермонтово). Отец его – Юрий Петрович, армейский  капитан в отставке, был небогатым тульским помещиком. Его предки были из Шотландии. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого дворянского рода.  Елизавета Алексеевна   была очень недовольна неравным браком. Лермонтову не было и трех лет, когда  его мать  заболела туберкулезом и умерла. Бабушка отобрала ребенка у зятя и всячески препятствовала  встречам отца и сына. Она угрожала лишить внука наследства, если он будет воспитываться у отца. Михаил Лермонтов, глубоко его любивший, тяжело переживал разлуку с ним. Будущий поэт получил блестящее домашнее образование, а потом поступил в Московский университетский благородный пансион, затем учился в Московском университете. А после закончил в Петербурге Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. У Лермонтова с детских лет обнаружились замечательные математические способности, он был хорошим художником, знал несколько иностранных языков. Это помимо его  уникального литературного таланта.
А теперь хотелось бы вернуться к истокам его любви к простому народу. С детства Михаил Лермонтов видел дикость крепостничества, когда помещики безжалостно истязали своих крепостных за малейшие провинности, порой даже безнаказанно убивали, могли вырвать мать, детей из любимой  семьи и продать, как скот. Многие дворяне возмущались жестокостью нравов.  И лишь единицы  выражали свой протест  открыто, страстно и пламенно против противного  Богу социального строя: это   А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин… Лермонтов с детских лет  переживал, видел, в какой нищете живет народ. На его глазах бабушка самоуправно и жестоко расправлялась с крепостными. Только вмешательство маленького Миши помогло, например, отпустить двух сестер к умирающей матери. Но бабушка так и не разрешила им ухаживать за отцом-инвалидом. Это был солдат, вернувшийся с войны без ног, он кое-как передвигался на руках. Однажды он, стирая в реке белье, упал в воду. Его спасли, но он простудился и умер. Бабушка решала вопросы женитьбы и замужества своих рабов. Она  хотела заставить  одну девушку выйти замуж не по любви. Мария Алексеевна, видимо, знала, что та любит другого и ждет  ребенка, потому что, когда Миша попросил выдать девушку за ее любимого человека, бабушка вроде согласилась,  но затаила зло и  разрешила  свадьбу сыграть только через год. В результате крепостная родила ребенка   в свинарнике, его съели свиньи, а  молодая мать умерла.  А до этого  бабушка ее обрила наголо и  велела  ходить в таком виде без платка. Маленький Миша защищал крепостных, как мог. Заставил бабушку отпустить свою  няню, узнав, что у той свои дети без присмотра. Были вообще вопиющие случаи жестокости. В соседнем поместье помещица забила насмерть  горничную. И каждый почти день избивала  крестьян. Ее дочь не выдержала и заступилась за них.  Тогда  мать выгнала  ее из дома. Однажды  будущий поэт оказался в крестьянской избе. Он чуть не задохнулся от едкого дыма, кругом копоть, сажа. На  крышах  крестьян не было труб. Весь дым шел в избы. Спали вповалку на полу и на лавках, укрывались, чем придется. В избе стоял запах прелой овчины и пота. Здесь же жили зимой животные, стояли бочки с огурцами и капустой..По стенам – мотыги, лопаты, косы…  Вся утварь. Пораженный мальчик  упросил бабушку покрыть лесом худые крыши крепостных, выдать кирпичи им, чтобы те могли сложить  печи и трубы. Его доброе сердце, искреннее сочувствие к бедному люду, возмущение такой беспросветной их жизнью – вот они, истоки  неприятия  будущим поэтом  отвратительного жизнеустройства общества. ( Кстати, тогда была монархия с немецкими   царями, якобы Божьими помазанниками, за которую так яро сейчас ратуют некоторые патриоты. По их мнению, у русских явно не хватает ветхого жилья  и лучин в избах.) От сочувствия к обездоленным людям родились такие строки: « У врат обители святой стоял просящий подаянье, бедняк, иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, и взор являл живую муку, и кто-то камень положил в его протянутую руку.» («Нищий»). Многие современные лермонтоведы всячески порочат память о великом поэте ,говорят, что у него был несносный характер, что он был злой и язвительный. В книге В. Бондаренко « Лермонтов»(из малой серии ЖЗЛ) проводятся письменные доказательства, что Лермонтова любили, что у него были настоящие друзья и  добрые товарищи по службе. Да и мог  ли  злой человек написать так о нищем? Конечно, он бывал язвительным. Но злость его была направлена на пустых, порочных и бездушных людей из высшего  света. И этого ему не прощали. Только у человека с большим и добрым сердцем могли родиться такие строки: « Там стонет человек от рабства и цепей… Друг! Этот край… моя отчизна». ( «Жалобы турка»). Это, конечно, иносказательно. Подразумевал он Россию. Написал Лермонтов это стихотворение, когда ему было всего пятнадцать лет. Отсюда, из детства, истоки его противостояния жестокости и несправедливости. Стихи великого поэта – это мужественная, решительная борьба против всякого рабства и насилия. Его пламенное  стихотворение « Смерть поэта», созданное после убийства русского гения,  великого поэта А.С. Пушкина, разлетелось по России и всколыхнуло  всех мыслящих передовых людей того времени. Строки его бессмертного творения полны  благородного негодования, огня, боли, бесстрашия… Они отзываются в каждом честном сердце такой же болью и таким же  огнем. «Вы,  жадною толпой стоящие у трона! Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, пред вами суд и правда – все молчи!...Но есть и божий суд, наперстники разврата! Есть грозный суд: он ждет; он недоступен звону злата…И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: оно вам не поможет вновь, и вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!»
За это стихотворение Лермонтова отправили на Кавказ, где шла война. Хотя официальной причиной ссылки  была  дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом. Известный литератор 19 в. А.В. Дружинин писал, что поэт « первый кинул железный стих тем, кто ругался над памятью великого человека». Так началось противостояние Лермонтова и Царского  двора. С  небывалой силой презрения к высшему обществу написаны им еще  два великолепных стихотворения: « 1-ое января» ,или «Как часто пестрое толпою окружен» и «Дума». Лермонтов был на маскараде в Благородном собрании под новый  1840 год. И вот родилось его «1-ое января»,в котором он с отвращением говорит о бездушии и лицемерии  высшего света. « При диком шепоте затверженных речей мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Он на балу чувствовал прикосновение « холодных» и давно « бестрепетных рук» светских красавиц. Это было ему так невыносимо. У Лермонтова была ранимая душа. У него было много стихотворений о любви, об одиночестве, о природе… В.Белинский писал: « Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем». Но он предпочитал  прятать  ее под напускной веселостью и язвительностью. И как же он ненавидел неискренность и ложь! «О, как мне хочется смутить веселость их. И дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью…»Это стихотворение и  его «Думу» В. Белинский называет сатирой. «Печально я гляжу на наше поколенье! – с  восклицает поэт в стихотворении «Дума»…В бездействии состарится оно… К добру и злу постыдно равнодушны, в начале поприща мы вянем без борьбы. Перед опасностью позорно малодушны и перед властию презренные рабы». «О! как любил он, ненавидя!»- сказал о сатире Н.В.Гоголя Н. Некрасов. Эти же слова можно отнести и к Лермонтову.
Совсем по-другому поэт пишет о Родине, о простых героях-солдатах, богатырях в знаменитом стихотворении «Бородино». « Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!... «Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали». И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!» «Меня в стихотворении «Бородино» поражает… глубочайшее проникновение молодого Лермонтова в характер  русского солдата, его яркая героизация русской истории». (В. Бондаренко). Его  восхищает  вообще многомерность Лермонтова.  Поэтическому видению  русского гения  доступны образ героического простого солдата,  понимание и восхищение душой вольнолюбивого горца Мцыри (поэма «Мцыри») мистический загадочный Демон, которого В. Белинский считал «символом свободы, независимости и познания…»( поэма «Демон»). В то же время Лермонтову близки чисто русские мотивы в духе народных песен ( поэма« Песня о купце Калашникове…»), «Новгород»… Будучи на Кавказе,  Лермонтов , с одной стороны, «рвется в самые опасные схватки…, и одновременно восторгается смелостью и свободолюбием горцев»( В. Бондаренко). В М. Лермонтове надо отметить высокое нравственное начало. Всю свою короткую жизнь он стоял за правду до последнего, как и его герой купец Калашиков из « Песни…», который не побоялся выйти биться с царским опричником « за  святую правду-матушку» и  тем защитил  поруганную честь и достоинство семьи. Его поэзия и жизнь -  это борьба. Лермонтов прямо утверждает, что поэзия должна «воспламенять борца для битвы», хочется добавить: конечно, со злом! Великий поэт убежден, что поэзия должна звучать, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Он сравнивает  творчество  лицемерных, продажных , трусливых поэтов с заржавевшим кинжалом. «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, из золотых ножон не вырвешь свой  клинок, покрытый ржавчиной презренья?..» А воздействие творений М.Лермонтова поистине ошеломляет. Персонаж повести М. Горького «Трое» Павел Грачев так говорит о  лермонтовской поэзии: «…иной раз хлыстнет тебя по сердцу, как искру высечет: вспыхнешь весь!..» М. Горький в повести «В людях» рассказывает, что когда  читал поэму «Демон» в мастерской, то у него голос срывался, слезы выступали на глазах, а все работники окружили его, как магнит, и когда он дочитал ,стояли взволнованные, ошеломленные, тесно прижавшись, обнявши друг друга и хмуро улыбаясь. Любимой поэмой Героя  Советского Союза Зои Космодемьянской  была поэма «Мцыри». Герой  Советского Союза Ульяна Громова, член штаба подпольной комсомольской организации « Молодая гвардия» в Краснодоне в Луганской области,  читала в немецких  фашистских застенках наизусть подругам «Демона», стихотворение «Новгород»: «Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали? Зачем?.. Погибнет ваш тиран, как все тираны погибали…». Вообще стихотворение «Новгород» - это не описание города, а «мечта о русской вольности»(В. Бондаренко). Поэт был настолько русский по своей натуре. В. Михайлов в книге «Лермонтов» пишет: «Всем своим существом Лермонтов влился в то, что называется русским духом, стал его составной частью, духовной опорой в дальнейшем пути своего народа да и всех людей на Земле». «Несокрушимую силу, мощь духа…» - отмечал  В. Белинский в Лермонтове. Убийство величайшего поэта России А.С. Пушкина потрясло  молодого юношу. И кем? Дантесом, иноземцем. «Не мог щадить он нашей славы, не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..» Иностранцы в России чувствовали себя вольготно. В Свете разговаривали только по-французски. Русский язык презирали.  Аристократическую знать, как и  сейчас, составляло нерусское начало. Лермонтова это глубоко возмущало. В Петербурге он в основном посещает салон С. Карамзиной, дочери великого историка, где  разговаривали по-русски.  Он был близок к славянофилам. Мечтал открыть журнал, где планировал публиковать произведения русских авторов на родном языке, а не сплошные  переводы, которые тогда были в почете. Разве  такая русская мощь и свободолюбие нужны были Николаю 1, почти немцу по происхожднию? Думается, что дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом  специально организовали путем, сплетен, оговора. Убить поэта на этот  раз не удалось. Де Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в воздух. Зато появилась возможность снова сослать   поэта  на Кавказ.  «Убийство маскировалось самой удобной и расхожей ширмой – дуэлью»( В. Михайлов). В процессе  организации этой дуэли, в частности, использовали крайне отрицательное отношение Лермонтова к таким, как Дантес, которые прибыли в Россию «на ловлю счастья и чинов»,  при этом вели себя часто дерзко, вызывающе. Русский поэт «оказался в нерусской клетке»( В. Бондаренко). Заклятыми врагами поэта были такие люди:  1.А. Х. Бенкендорф, шеф корпуса жандармов, начальник 3 Отделения канцелярии его императорского величества.  Масон. Дед  его Иоганн Бенкендорф происходил из старинного  франконского дворянского рода. (Франконская Династия германских королей). Затем перебрался в Лифляндию( Прибалтика).2. Карл Роберт Нессельроде – министр иностранных  дел Российской империи. (Отец его немецкого происхождния, мать – еврейского). 3. Л.В. Дубельт – создатель жандармской России, служил у Бенкендорфа, масон. Литературное творчество контролировал именно он.  Происходит из немецкого дворянского рода. Родные корни – все та же Лифляндия (Латвия, Эстония). 4. П.А. Клейнмихель, граф,  директор  Департамента   военных поселений, дежурный генерал Главного штаба, где Лермонтов находился под арестом после написания стихотворения « Смерть поэта». Были и другие люди, которые участвовали в  травле и организации убийства М. Лермонтова, как считают многие биографы поэта. Лермонтов -  «это был протест русского национального самосознания,- пишет В. Бондаренко.- А такого ни тогда, ни сейчас никому не прощали!» Поэт хотел подать в отставку и заняться литературой. К тому времени  слава Лермонтова уже гремела в России. Вышел его великолепный роман «Герой нашего времени», шедевр мировой прозы. Но царю и его клике не нужен был еще один  гений, борец за справедливость и русское достоинство. Царский двор боялся национальных революционных настроений. Тогда уже влияние поэзии Лермонтова  на умы  и сердца  было колоссальным. А если бы им был еще и журнал свой открыт?! Сколько он мог  бы написать прекрасных произведений! Судя по разным источникам и,в частности, по  книге В. Бондаренко, вторая дуэль с Николаем Соломоновичем Мартыновым, тоже была справоцирована, чтобы убить свободолюбивого поэта.  Существуют письменные свидетельства,  в которых говорится,   что некими людьми офицеру Лисаневичу настойчиво предлагалось вызвать Лермонтова на дуэль. Но тот отказался. Удобным орудием убийства послужил Н.С. Мартынов, тоже масон. С ним у Лермонтова были  сложные отношения. Современник поэта Руфин Дорохов прямо заявлял, что было совершено убийство. Он рассказал об этом поэту А.В. Дружинину. Позже бесследно исчез и сам Дружинин и все  его записи.  «Почему ныне восхваляемый Николай 1( если  он  не виновен в смерти  поэта?) строжайше запретил хоть что-то писать  о поэте. И целых три десятилетия книги и стихотворения его выходили без справочных материалов о самом Лермонтове»,-  возмущается  В. Бондаренко.  Его также  поражает  антилермонтовская позиция многих современных ученых: « Нынешний поворот к воспеванию убийцы поэта я объясняю общею тягою к дискредитации всего русского». Это и немудрено.  Тогда – Бенкендорф, Нессельроде…, сейчас – Чубайс ( раньше – Чубайтис), Кох, Греф, Миллер и, само собой, масоны…
А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Рубцов, И. Тальков.
Среди  любителей оправдывать убийц русских поэтов В. Бондаренко отмечает и Е. Евтушенко,отец которого,между прочим,немец.Но лучшие биографы великих  писателей и поэтов , в том числе Л. Толстого, Н. Некрасова и других , не позволяют глумиться над талантами русского народа. Поэт  П.А. Вяземский  горько отмечал, что  « в нашу поэзию стреляют удачнее, чем в Луи Филиппа». В. Михайлов в книге « Лермонтов» пишет: « Поэт – сердце нации, ее символ… когда поэта убивают, попадают в самое сердце народа… Но душа поэта… живет в наших душах, в нашей жизни. И навсегда останется жить…»Пройдет еще немного лет, и  на Руси, что нету краше, родится не один поэт, чтоб Родину нам сделать нашей.

М. Лермонтову

Ты будешь жить, великий гений,
В сердцах народа, жить всегда!
И перед властью на колени
Не упадешь ты никогда!
За пламень твой души прекрасной,
За дерзкий вызов миру зла,
За то, что так была опасна
Вся жизнь твоя, и так светла,
За то, что был ты одиноким,
Душою страстною любя,
За взгляд такой родной, далекий,
За мужество…люблю тебя,
Но и сейчас клянут поэта,
С несправедливостью борца,
Могучий дух и пламя света –
Собой закрою – от свинца!
И. Рассказова

И. Рассказова