О, как любил он - ненавидя!

Ирина Рассказова2
В прошедшем 2011 г. Было много знаковых событий: 75 лет со дня рождения истинно русского поэта Н. Рубцова, 50 лет со дня полета в космос Ю. Гагарина, восстание на Манежной площади в Москве…
Нельзя не вспомнить и о 185-летии со дня рождения великого русского сатирика, революционера-демократа М.Е. Салтыкова-Щедрина. Доктор филологических наук, зав.кафедрой русской литературы Костромского педагогического университета Ю.В. Лебедев пишет, что «высокая сатира возникает лишь на духовном взлете национальной литературы: требуется мощная энергия самоутверждения, стойкая вера в идеал, чтобы удержать напряженную энергию отрицания».(«Литература в школе»,№ 6,2001г.) Достоевский считал, что «в осуждении зла непременно кроется любовь к добру: негодование на общественные язвы, болезни – предполагает страстную тоску о здоровье». Недаром Н. Некрасов  сказал: «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть», и, продолжая эту тему, воскликнул: «И как любил он, ненавидя!» Это было сказано о сатире Н.В. Гоголя. То же самое, думается, можно сказать и о М.Е. Салтыкове-Щедрине. По словам Ю.В. Лебедева, «сатира, вошедшая в классику мировой литературы, - явление чрезвычайно редкое. Имена великих сатириков буквально наперечет: Эзоп в Древней Греции, Рабле во Франции, Свифт в Англии, Марк Твен в Америке, а в России – Салтыков-Щедрин». Почему же? Ю.В. Лебедев считает, что « трудность сатирического творчества заключается в том, что искусство сатиры драматично по своей внутренней природе. Это искусство небезобидное и опасное для самого художника: писатель-сатирик имеет дело с общественным злом, с человеческими пороками, которые держат в мучительном напряжении, утомляют и изматывают его духовные силы. Лишь очень стойкий и сильный человек может выдержать каждодневное испытание и не ожесточиться, не утратить веры в жизнь, в ее красоту, добро, правду». Именно таким стойким, мужественным человеком и был М.Е. Салтыков-Щедрин. Автор книги о Салтыкове-Щедрине из серии ЖЗЛ К.И. Тюнькин пишет: «Смелость и проницательность сатирической мысли Салтыкова, режущей как бритва, рассекающей самые главные нервы общественно-политической жизни России, беспримерны, они вызывают неудержимый смех и нестерпимую боль…Сатира Салтыкова вырастала из глубины его возмущенного духа, питалась болью его сердца».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился 15(27) января 1826г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Отец его, Евграф Васильевич, - дворянин, мать , Ольга Михайловна Забелина, - дочь московского купца. С детских лет видел он все ужасы крепостного права. Однажды он с матерью поехал к родственникам. Пока шла беседа в доме, Михаил вышел во двор. И вдруг он услышал стоны. «У конюшни, на куче навоза, привязанная локтями к столбу, стояла девочка лет двенадцати и рвалась во все стороны. Был уже час второй дня, солнце так обливало несчастную своими лучами. Рои мух поднимались из навозной жижи, вились над ее головой и облепляли ее воспаленное, улитое слезами и слюною лицо. По местам образовались уже небольшие раны, из которых сочилась сукровица. Девочка терзалась, а тут же, в двух шагах от нее, преспокойно гутарили два старика, будто ничего необыкновенного в их глазах не происходило. Я сам стоял в нерешительности перед смутным ожиданием ответственности за непрошенное вмешательство, - до такой степени крепостная дисциплина смиряла даже в детях человеческие порывы.
-Не тронь…тетенька забранит…хуже будет!- остановила меня девочка…»Но Салтыков-Щедрин бросился освобождать беспомощную страдающую девочку, подвергнутую издевательствам. «Он, еще ребенок, разрывает цепи крепостной дисциплины, в нем побеждает свое, человеческое». (К.И. Тюнькин). Не так ли и нас стараются приучить равнодушно смотреть, как выселяют из квартир, забирают детей из бедных семей в детдома, а оттуда часто…на органы, как закрывают больницы, оставляя людей без элементарной  медицинской помощи, школы…как возвращают средневековье, безысходность в повседневность и в сердца людей  и уже сейчас продают  в рабство?! Но всегда были и есть люди, противостоящие злу и насилию. Как и поэт Н. Некрасов, Салтыков-Щедрин не мог без содрагания наблюдать быт крепостной деревни. «Здесь, в деревне…особенно чувствуется мертвящее дыхание зимы, только здесь, так сказать, всем нутром понимаешь неимоверную тяжесть крепостного труда – уже зимой,- пишет он в продолжении «летнего фельетона»  «В деревне», в февральской хронике. Вот его описание унылой и тоскливой зимней деревни. «Окруженные со всех сторон снежными сугробами, придавленные сверху толстым снежным пластом, они единым своим видом говорят путнику о всякой бесприютности, о всевозможных лишениях и неудобствах». А что же внутри крестьянской избы? Две-три семьи на малом пространстве; «тут и древние старики…, тут и взрослые дети обоего пола, и подростки, и, наконец, малые дети до грудных младенцев включительно…смрад…, дым от горящей в святце лучины, миазмы от скопления на малом пространстве большого количества людей, от мокрой одежды и всякого тряпья, развешанного для сушки около огромной печи, занимающей без малого четверть всего жилья…» «И вот где родится, стареет и умирает поилец и кормилец русской земли!»- восклицает горько Салтыков-Щедрин.
В саратовской газете «Земское обозрение» за 23 февраля 2011 года говорится, что крепостное право не так уж плохо, что многие писатели преувеличивали его тяготы для «красного словца». Говоря о Салтыкове-Щедрине, я специально привела отрывки из его творчества, из которых читатели  отчетливо видят, что он писал не для «красного словца», а с болью всего своего большого человеческого сердца, как и многие другие писатели и поэты, заплатившие за правду, сказанную ими,  своей свободой, а нередко и  жизнью. «Я люблю Россию до боли сердечной»,- говорит сам Салтыков-Щедрин. Целью его чиновничьей службы (а он дослужился, благодаря своим личным качествам, до вице-губернатора) было «не дать в обиду мужика». Автор книги о великом сатирике К.И. Тюнькин пишет, что Салтыков не умел работать вполсилы, отмечал его необыкновенную память, остроту и мощь разума, гений художника, огромную волю и работоспособность. Салтыков-Щедрин помог очень многим простым людям, находясь на высоких должностях. Но главное в его деятельности было литературное творчество. В нем он отразил полную невыносимого труда и тягот жизнь народа. Несмотря на саркастический смех, в его произведениях ярко вырисовываются высокие нравственные ценности русского народа, его духовная сила, на которой и держится Россия: трудолюбие, доброта, широта души, природный ум, чувство юмора, талантливость, любовь к родной земле, к Родине. «Салтыков-Щедрин хочет понять и определить, в чем же суть, в чем особенность русского национального характера… и ищет эту суть…в простом народе…» (К.И. Тюнькин). Находясь в далекой ссылке за издание произведений, в которых содержались революционные идеи, Салтыков-Щедрин испытывал невыносимое одиночество, напряжение всех человеческих сил. Как-то ранней весной он стоял на берегу реки Камы. Удивительной красоты русский простор открылся ему с высокого берега. «В виду этого простора, в виду этой силы стихии, в одно и то же время и разрушающей и оплодотворяющей, человек чувствует себя отрезвленным, чувствует, как встает и растет во всем существе его страстный порыв к широкому раздолью, который дотоле дремал на дне души, подавленный кропотливостью жизненных мелочей». («Тихое утро»). Очень поэтично написал об этом  исследователь жизни и творчества великого писателя  К.И. Тюнькин: «И, может быть, именно тогда проснулась в Салтыкове-Щедрине невиданная творческая сила, просившаяся на волю…Стоя на этом холмистом берегу, вглядываясь в однообразные,  но властно пленявшие ,притягивавшие дали лугов, воды и леса, ощущал Салтыков- с его чисто русской сдержанно-страстной натурой и пробуждающимся поэтическим гением – прилив мощных, не находящих еще выхода, трагически скованных духовных сил, неудержимую потребность созидания … Поднималось и росло и то безмерное негодование, тот гнев неприятия и другая боль, боль, вызываемая калечищими человека общественными неправдами…Это уже не была боль эгоистического одиночества, это была негодующая боль сострадания, в недрах которой уже зрела будущая гениальная сатира». Молодой Чехов писал о Салтыкове-Щедрине: « Обличать умеет каждый газетчик …но открыто презирать умел один Салтыков. Да, любить Салтыкова-Щедрина нелегко, но верить ему необходимо. Как никто другой, Салтыков владел нелегким искусством говорить правду. Уйти, скрыться от щедринской правды не мог никто, никому не было дано спрятаться от нее за формулами официального оптимизма или официальной ненависти ни за благодушием либеральных фраз, ни за проповедью всепрощающей любви и бездеятельного смирения, этих будто бы истинно русских начал. И те читатели, которые понимали истинное содержание творчества Салтыкова-Щедрина,…такие читатели не только не боялись, но и преклонялись перед ним и любили его, любили как художника, любили, как человека». Один поклонник творчества выдающегося писателя называл его «святым старцем». Великий сатирик плакал, когда читал это письмо. Будучи тяжело больным, испытывая страшные боли, старческий упадок физических сил, он продолжал работать, продолжал борьбу. Салтыков-Щедрин был много лет редактором прогрессивного журнала «Отечественные записки». Борьба писателя с царской цензурой была поистине героической и отнимала у него много  сил и здоровья. Именно в эти годы сформировался эзоповский язык Щедрина. Журнал постоянно подвергался правительственным репрессиям, многие номера из-за произведений Щедрина арестовывались, во многих делались вырезки. Сказки Щедрина подвергались особенно тяжелому цензурному гонению, неоднократно запрещались. В 1884г. правительство запретило деятельность журнала «Отечественные записки». Это было страшным ударом для писателя. Но он не сдался. Тяжело больной, он в последние годы жизни работал над автобиографической книгой «Пошехонская старина», где в миниатюре, на примере родового поместья,  виден был весь ужас самодержавно-крепостнической России. Особую известность приобрели его произведения: «История одного города», «Губернские очерки», «Господа Головлевы» книга «Сказок» и др. Такие сказки многие знают: «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Карась-идеалист», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и др. Эти произведения проникнуты неподражаемым  остроумием, фантастикой, искрящимся юмором, сокрушительным, часто доходящим до сарказма. В своих произведениях Салтыков-Щедрин отразил  со всей полнотой общественно-политическую борьбу в России в Х1Х в.
Салтыков-Щедрин – личность огромного величия и силы, личность гениального мыслителя и художника, истинно русского человека. Как уже говорилось в начале статьи, «любовь к родной стране питала неутихающую боль, неутихающая боль рождала живые образы» , которые и сейчас заставляют нас смеяться становиться лучше, честнее, справедливее, мудрее … Те читатели, которые заинтересовались личностью писателя, могут прочесть о нем следующие книги: К.И. Тюнькин. «Салтыков-Щедрин» -М.; Молодая гвардия, 1989-(ЖЗЛ);С.А. Макашин: « Салтыков-Щедрин. Биография.Т.1.М.,Гослитиздат,1951г.; «Салтыков-Щедрин».На рубеже 1850-1860 годов. Биография. М., «Худ. лит», 1972г.; «Салтыков-Щедрин». Середина пути.1860-1870-е годы. Биография. М., «Худ. лит»,1984; «М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников»,Тт. 1-2 ,М., «Худ. лит.», 1975.
И. Рассказова