Что было потом

Роберт Ридель
  Снимок 1996 года
   

                ЧТО БЫЛО ПОТОМ

   Работа на шахтах была посменной и, чтобы учиться по вечерам, я перешёл в проектный институт «Карагандагипрошахт». В 1961 году окончил (с отличием) вечернее отделении горного института, в 1971 году защитил в Москве диссертацию.

   В проектном институте я проработал почти сорок лет. Начинал с младшего техника, закончил - вице-президентом проектной фирмы. По разработанным с моим участием  проектам были построены крупнейшие угольные разрезы Казахстана и Средней Азии. Такие, например, как разрез «Богатырь», который добывал каменного угля больше, чем все карагандинские шахты вместе взятые.

   Несколько лет преподавал на горном факультете  института, доцент.

   С приходом перестройки появилась возможность сотрудничать с зарубежными фирмами – я несколько раз был в Германии, был в США, в Австралии, в Японии.

   Моя работа в угольной промышленности в какой-то мере была оценена и официально – я полный кавалер знака Шахтёрская слава, имею правительственные награды, с 1988 года лауреат Государственной премии СССР.

  Женился я рано, в 22 года. Жена Таисия Константиновна, урождённая Скрябина, с ней мы прожили уже более пятидесяти лет. У нас дочь и сын, а теперь ещё и три внучки.

   На дворе 2007 год. В этом году мне будет семьдесят пять, хороший повод подводить итоги. И я могу сказать, что, несмотря на непростое детство и многолетние «ограничения», я доволен своей судьбой.  Я смог получить образование, я занимался интересным и нужным для людей делом, у меня хорошая семья.

   Что ещё нужно человеку?

                * * *

       В феврале 2006 года я разыскал по интернету двух своих одноклассников. В 1951 году мы закончили десятилетку, они поступили в институты,  меня не выпустила спецкомендатура. С тех пор я потерял их след.

   Когда я созвонился с одним из них, постоянным нашим отличником, и каждый поведал, как прожил эти годы, он сказал:

- Все эти трудности и ограничения были для тебя «сопротивлением среды». Постоянно преодолевая это «сопротивление», ты и смог чего-то добиться.

   Возможно, что и так...

      2007 г.