Победы и поражения

Алексей Шутёмов
    Пришёл черёд королю первый раз посадить на коня своего сына. Под шумок королева посадила на коня и дочь, хотя это и не являлось обязательным. А потом продолжились государственные дела, и встретился король с придворным стихотворцем, который воспевал победы и оплакивал поражения королевства. По счастью, поражений в последнее время почти не было. Но у стихотворца с советником вышел спор, знает ли проигравший о победе больше, чем победитель.

    — Я вас отведу к одному человеку, с которым мы некогда вместе учились словесному искусству. И тогда посмотрите, что значит проиграть. -

     И привёл короля и советника в жалкую лачугу на окраине столицы, где жил оборванец, помогавший торговцам на рынке.

      — Что ж, — горько усмехнулся он. — Я начинал стихотворцем вместе с нынешним придворным. Но его баллады понравились при дворе больше, и я остался не у дел. Тогда я стал изучать искусство художников, и опять другой понравился при дворе больше. А сначала я вообще изучал военное дело, но так и не стал ратником короля. Всегда кто-то, но немного меня превосходил. Пробовал я и кузнечное ремесло, и гончарное. А в итоге я нахожусь здесь. Много ли знаю я о победе? Практически всё. Но насколько мне это помогло? Ну, это смотря в чём. Как видите, я таскаю товары на рынке, чем и зарабатываю на хлеб. -

    — Наверное, ты прав, — в задумчивости ответил стихотворец. — Но есть то, чего ты не знаешь о победе. Ты не знаешь, что такое лютая зависть, хотя думаю, что жалость куда страшнее. Ты не знаешь, что значит страх лишиться победы. И если когда-нибудь, что весьма вероятно, я окажусь в этой же лачуге, моя судьба будет горше. -

      — Сложно сказать, — заметил оборванец. — Что хуже — никогда не знать победы, или хоть немного, но вкусить её сладость. И на старости утешаться воспоминанием о счастливых минутах. У меня-то этого не было. -

        — Что ж, — заключил король. — Я мог бы тебе выделить немного золота. Но поможет ли оно тебе? Вряд ли. -

          — Верно, — отозвался оборванец. — На хлеб и мясо хватает, зимой вполне тепло, а что ещё нужно? Если отбросить спесь и тщеславие — судьба носильщика на рынке не так уж и плоха. -

            — Думаю, скоро настанет время, — печально заметил король. — Что скоро торговцы на рынке, а то и носильщики, будут зарабатывать больше золота, чем придворные музыканты, стихотворцы и художники. А может, что и больше, чем учёные астрономы, врачи и учителя. -

            — Да как такое может быть?! — воскликнул советник.

            Король грустно молчал в ответ. Он набирался мудрости, а от мудрости счастливым ещё никто не стал.