Люди, падая, бьются об лёд

Инна Коротаева
     В марте минувшего года была опубликована статья «Миллион за падения» - о ситуации в нашем коммунальном  хозяйстве, о праве тех, кто получил травму на городских улицах, требовать согласно закону РФ от 3 августа 1992 года возмещения  морального вреда за нравственные и физические страдания.

     Казалось бы, эта информация заставит граждан с ушибами и переломами требовательнее относиться  к тем лицам и организациям, которые наносят вред горожанам.

     Вернувшись с началом зимы и нового гололеда  на улицах к той же теме, я начала с посещения судов. Думала найти иски  по поводу переломов  и падений. Однако в районных судах не смогли назвать  ни одного подобного дела. В Кировском суде, правда, вспомнили, что было нечто подобное. После долгих размышлений назвали… все ту же сосульку, упавшую с крыши на улице Кирова, от которой погиб польский турист. В прошлом году ежедневно  до 20 человек, поскользнувшихся и и упавших на улицах города, обращались в травмопункты  или оказывались в стационаре. И вот снова главный врач  травмопункта  Е.Б. Бубнов сообщил, что за прошедшие сутки  из 82  обратившихся  за помощью – 20  пришли с различными «уличными» травмами. Увы, и главврач  подтвердил, что его пациенты никогда не заводят речи о возмещении убытков за счет тех, кто  не содержит город в надлежащем виде.

     Ветеран труда И. Чирков  обратился в редакцию с предложением: пусть руководители города, которые частенько ездят  за рубеж, в том числе и в северные страны Европы, познакомятся с ведением  там городского коммунального хозяйства. Расскажут в газете, как поддерживаются чистота и порядок в Стокгольме, Осло, Хельсинки, Ювяскюля  в зимнее время. Это предложение очень не понравилось начальнику  горкомхоза В.В. Морозову. Во-первых, он по таким вопросам за границу не ездил. Был в Германии по очень узким  проблемам сбора и вывозки отходов. А  по уборке улиц работникам горкомхоза  чужой опыт не нужен. Видимо, потому, что такой внутригородской помойки нигде больше нет. Коммунальщики с завидным  упорством  каждый год ставят перед  городскими властями вопрос  об уборочной технике. На  1994 год была сделана заявка о выделении валюты  для трех пескоразбрасывающих машин. Требовался миллион марок (около миллиарда рублей). Мэрия  тогда хранила стойкое молчание. А от нынешних цен мэрия, наверное,  вообще потеряла дар речи: коммунальщики на  1995 год  требуют уже  4 миллиарда рублей. Деревянная лопата, стоившая в марте 300 «деревянных», сейчас тянет на  6 тысяч.

     Правда, заключены договоры с  различными организациями, и если  все технические  единицы суммировать, получится  внушительная картина: 66 снегоуборочных машин,  две -  для разбрасывания  соляно-песчаной смеси, 30 погрузчиков, 14 тракторных  щеток, 100 самосвалов, 20 грейдеров,  30 бульдозеров. Вроде бы на  4 миллиона  квадратных метров  проезжих городских площадей немало. Но заместитель начальника горкомхоза  В.Н. Пенкин огорчается.  По новому ГОСТу, действующему  с  1 января нынешнего года, на уборку проезжих магистралей с начала  снегопада, отводится  4 часа, в Ярославле с трудом укладываются  в 12.  И за первую декаду ноября департамент уже задолжал транспортным организациям 100 миллионов рублей.

     Да, снегоуборочную технику мы не так уж часто встречаем теперь на улицах. Потому борются за чистоту  женщины из бригады Марины Васильевны  Посадсковой муниципального предприятия «Горзеленхозстрой» . Летом они обихаживают все клумбы в центре города (нынче высадили  семь миллионов  цветов), а зимой убирают снег на набережной.  Их механизация  - лопаты, скребки, метлы. С бригадой мы уже встречались года три назад. Ничего в ней не изменилось, кроме состава. Ушли ветераны, появились новые лица – женщины, уволенные с предприятий, молодые  девушки из училища. Но если первые довольны хоть такой работой, молодежь – стесняется. Ни фотографироваться, ни фамилии называть не хотят. Непрестижная работа. А это все-таки «Горзеленхозстрой»,  не дворники.      

     О дворниках у нас разговор  с начальником  РЭУ-13 С.С.  Мылашем. У него почти все вакансии были заполнены, но начались снегопады, и дворники побежали: тяжелая работа,  большие участки, низкие оклады – около 74 тысяч рублей, техника – ломы, да лопаты. Работают пенсионеры, в основном женщины. Никакой уважающий себя мужчина  за такие деньги горбатиться не будет. А РЭУ техника не по карману. В прошлом  месяце получило РЭУ денег ровно столько, сколько требуется на зарплату и оплату налогов, сверх даже ржавого гвоздя  не купишь. А есть случаи неотложные – например, сосульки на кровле. Чтобы их убрать, нужна вышка, аренда  которой за смену обкалывания в десть крыш поглощает 290 тысяч рублей. Еще  помогает то, что  ломы и метлы по старым ценам куплены,  да песка заготовлено по КамАЗу на дом. А тонна соляно-песчаной смеси для посыпки  тротуаров  сейчас стоит  10-12 тысяч рублей.

     В Кировской администрации свои заботы. Проблем -  выше  головы.  На центральных улицах вольготно устроились  разного рода арендаторы, обязанные следить не только за своими  витринами, но и за тротуарами перед ними. Ну  хочется ли «крутым» мальчикам и девочкам брать в руки  лопату?  Много в центре учреждений культуры с обширными  территориями и и дырявым карманом, где денег ни на дворников, ни на штрафы нет. 

     А за окном - снова снегопад. На центральных многолюдных улицах мокрое месиво под ногами. На  второстепенных улицах скоро появятся сугробы – препятствие  для пешеходов и  машин «скорой помощи». На столы  начальника РЭУ ложатся заявления  от дворников об увольнении. На счета коммунальной службы  падают миллионы рублей долгов. Растворяются в коридорах власти заявки на миллиарды, которые могли бы  сохранить людям здоровье, облегчить городскую жизнь. Пострадавшие на улицах по-прежнему дальше травмопунктов  не идут. И даже оговоренные  законом суммы  за ущерб не подталкивают  к судебным тяжбам.  Пострадавшие, наверное,  относят этот закон  к числу написанных, но неработающих. Наши улицы по-прежнему  остаются ловушками для пешехода, который, сломав ногу или руку, вправе  за свою боль плату требовать, но резоннее  бы за  эти миллионы  канавы зарыть, тротуары убрать, ледяной лом вывезти.

     Фото Ю. Барышева

     P.S. Уважаемые  читатели,.  Если  кто-то (не дай Бог, конечно)  получит травму на улице и решит  обратиться  в суд за компенсацией, позвоните в редакцию по телефону …

     Северный край, 1 декабря 1994 г.

     Фото Л. Ватлиной (Через 12 лет)