Эффект Помяловского К тексту Марии Эдельгард

Эдуард Островский
О пользе каллиграфии для подготовки специалистов в области инновационных технологий
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет...

   1966-ой,тогда меня привели в 1 - й класс. На партах стояли чернильницы и были уроки правописания*. И мы по прописям учились правильно изображать буквы. И конечно, ручки деревянные с железным пером. Впрочем, как кажется, были какие то варианты этих "перьев", а может быть все они были одинаковыми? Нет- нет, кажется была такая же разница, как в отечественных лезвиях для бритья, которые были разными по составу металла и цвету...
   И вот этот год и был кажется последним или одним из последних, когда в школе были чернильницы и ручки перьевые. Далее последовало "время шариковой ручки".
   Нет, почерк "хороший или плохой", это дело природное и никакие прописи и уроки каллиграфии мне не помогли в этом смысле:грязь и неряшливость при написании - это было у меня не отнять. Но кто знает, может быть чему то это и помогло в моём формировании.
    Есть известное мнение, что не сам порядок и его соблюдение в школе, а именно преодоление этого порядка - и формирует личность. Примером такой "педагогики" приводят Очерки Бурсы Помяловского. А услышал я про это( и не только я, а видимо тысячи людей в своё время), от Георгия Петровича Щедровицкого - в одной из его "методологических баек"...
    Вот и эти японские исследователи нарвались на этот "Эффект Помяловского":"Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий".- Всё правильно, дети, преодолевая "напасти каллиграфии" - стали более изощрёнными в поисках отдушины от этой каллиграфии - "Креативными", как сегодня говорят.

*Уроки правописания - это ошибочное написание. Правильное название: уроки чистописания.