Дорога в самостоятельную жизнь

Николай Проценко
 Плиев Валера, Пустовалов Юра, Малеев Толик и я договорились ехать поступать в Кораблестроительный институт в г. Николаев. у Валеры и Юры серебряные медали, у Толика и у меня четвёрки и пятёрки. У меня в Николаеве бывшие соседи, с которыми родители изредка переписывались, у Толика какая-то родственница, Валера и Юра за компанию. Валерин отец купил нам билеты на теплоход "Россия" после войны забранного у Германии. Он ходил вдоль черноморского побережья из Одессы в Батуми и обратно. С заходом в порты Сухуми, Сочи, Ялта. В портах для пассажиров проводились экскурсии. Лето. Море. Пляжи, заполненные купальщиками и купальщицами. Не чета, морю Тбилисскому. К этому времени уже заполненному водой. "Тот, кто рождён был у моря, тот полюбил навсегда белые мачты на рейде в седой города. Свет маяка над волною, тёплых ночей забытьё. Самое синее в мире Чёрное море моё". "На дерибасовской открылася пивная. Там собиралася компания блатная". На корабле в ресторане стоит рояль. Публика зажиточная. Вечерами одесситка играет одесситы, подпевают. Евреи поют и танцуют семь-сорок. В детстве я видел, как танцуют греки и курды. Хором. Взявшись за руки или положа руки друг другу на плечи. Рядом жили. А на курдской свадьбе даже становился в хор. Пищит зурна. Такт выбивают барабаны. Зрители играют таши. Одновременно хлопают в ладоши. Сначала медленно и постепенно увеличивая темп. Голосом звучит: - люль-келе, люль-келе. И так заводишься, что ничего не замечаешь вокруг. Я то, знал значение салам алейкум, а когда услышал: - шолом алейхем, понял, что турки и евреи типа, русские и поляки. В Ялте мы из-за забора увидели и слушали Русланову, после её освобождения из заключения. В том числе знаменитые "Валенки". Севастополь - закрытый город. Где-то не далеко Камыш-бурун, в котором пленили отца. "Штат велик Пенджаб. В нём жесток раджа: - Ту, которую сильней, в мире любишь ты!.. Убей!.. Я тебе сказал! Я так приказал!" Экзотика. Передо мной раскрывался огромный мир, о котором я не имел представления. Впечатления захдёстывали. В Одессу прибыли под вечер. В порту наняли автомобиль в Николаев, куда приехали ночью. По дороге в Николаев в свете фар, кроме дороги ничего  вокруг не видел. Среди ночи подъехали к дому Бронченко. Нас ждали, и повели в кухню, стоявшую рядом с домом. Хотелось пить. Когда я взял в рот глоток воды, она отдавала какой-то затхлостью. Тётка, увидев как мы, сморщившись, поставили стаканы на стол, сказала: - Да. Вода у нас такая. К ней надо привыкнуть. А сейчас лучше выпейте компот или чай. Выпили по два стакана компота. Вышли во двор сели на лавку. Светало. Спать не хотелось. Поделились впечатлениями. Утром без вещей с документами отправились в институт. В приёмной комиссии документы приняли и, как иногородним дали место в спортзале, возле стены. Когда стали знакомиться с соседями, оказалось, что есть приехавшие с Дальнего востока уже работавшие на кораблестроительных заводах. Мы были "белыми воронами" среди тех, кто приехал с Волги и местных. И в это момент мы почувствовали себя дундуками, лезущими не в свою тарелку. Наши медалисты первыми пошли на собеседование и не прошли. Им предложили сдавать экзамены на общих основаниях. Юра и Валера дали телеграмму родителям. Их отцы прилетели  через двое суток и увезли детей поступать в институты в Одессе. Там они поступили. И я их больше не видел. Для нас первым экзаменом было сочинение. Написали. Толик получил неуд,  я тройку. Толик на другой день забрал документы, купил билет на поезд и уехал в Тбилиси. Я был потрясён. У меня следующий экзамен - физика. Спортзал, стремительно пустел. Раскрыв учебник, я не видел букв. В голове каша. Когда нашёл себя в списке и прочитал фамилию экзаменатора. Проценко. Я впал в ступор. Почему-то у меня было мнение, что моя фимилия уникальная и связана со словом проценты. Время не стоит. Моя очередь заходить в кабинет. Вошёл. Передо мной полноватый мужчина. Ниже меня ростом, с лысиной от лба до макушки. Взяв мой экзаменационный листок, хмыкнул и спросил:
- На якой мове будемо размовлятыся?
- На русской, конечно.
- Видкиля приихав?
- Из Грузии. Из Тбилиси.
- А-а. Давай на русском, - прешёл он на русский язык, - бери билет.
 Взял билет. Ни номера билета, ни вопросов в билете не помню. К билету получил листок с задачей и двумя примерами. пошёл готовиться. Задачу и примеры решал на автомате. Помогла привычка. Когда, вышел к столу и отдал лист с решениями, экзаменатор, взглянув на него, вроде, улыбнулся.
- Отвечай на вопросы белета, - сказал он. Пока я, отвечал, он меня не прерывал. Когда замолчал, спросил:
- Чего это ты мне мямлил? Судя по решениям ты физику знаешь на отлично. Судя по ответам на вопросы, ты всё перепутал. Ставлю три. На следующих экзаменах сосредоточься и не волнуйся.
 А я спросил:
- У нашей фамилии, какой корень?
- Так ты этого не знаешь?
- Не-а.
- Процюе. Работает. - И он засмеялся, - Будь здоров.
- Спасибо.
 С экзамена я уходил в хорошем настроении. Даже с моральным облегчением. В столовой купил украинского борща с салом, два стакана компота. Пообедал и пошёл бродить по городу к верфям. Остался один. Так резво пропали товарищи. Смотрел на корабли и внутренней тяги к кораблестроению не чувствовал. "А чего это я решил стать кораблестроителем?" И вспомнил, как Валерка Плиев, после отдыха с родителями летом в Гаграх расхваливал море. Мы слушали его, раскрыв рты. Заражаясь его вдохновляющей романтикой моря, хотя с детства у нас ни у кого не было желания стать моряками. Держаться на этом романтическом всплеске всю жизнь, когда нет внутренней потребности к этому, глупо. "А чем же мне всё-таки хочется заниматься?" Вспоминая свою, так сказать, трудовую деятельность, увидел, что делал всё в силу необходимости, и не к чему у меня не было пристрастия и увлечённости. Захотилось пить. "И вода тут противная. Опять надо идти покупать компот. Правда, раков полно в любом киоске с пивом. А что раки? Я их один хрен не ем". Пришёл в спортзал. Улёгся на полу на выделенном мне месте. Репродуктор за окном пел. "Едим мы, друзья, в дальние края станем новосёлами и ты и я". По стране маршировала целинная кампания. Вспомнилась материна поговорка: "Кто чему научится, с тем ему и мучиться". Одно дело, когда мучения в "охотку", и совсем другое дело, когда мучения "через силу". И тут всплыло решение. "Мне в ноябре в армию. Дёрнусь ка я на целину по комсомольской путёвке. Билеты покупать не надо. Кормёжка будет. Мир посмотрю. Осенью заберут в армию. Всё за казённый счёт. С армии за казённый счёт вернусь домой. За это время заматерею. Наберусь опыта. А там видно будет". И спокойно крепко уснул. Утром пошёл в райком комсомола.

 Весть о начале строительства Ростово-Владикавказской железной дороги взбудоражила Ставрополь. Особенно радовались купцы и промышленники.
 Но вскоре на смену радости пришло уныние.
 Железная-то дорога, оказывается, пройдёт мимо Ставрополя. От станции Кавказской повернёт на Армавир и Невинномысскую.
 В августе 1875 года акционерное общество во главе с инженером Штейнгелем сдало в эксплуатацию железнодорожную линию от Ростова до Владикавказа протяжённостью 652 версты. А позднее закончило сооружение Новороссийской ветки, которая прорезала плодородные кубанские степи и соединила станцию Тихорецкую с первоклассным портом Новороссийск. Этому порту и городу суждено играть большую роль в экономической жизни всего Предкавказья, и не случайно Новороссийск называют морскими воротами Северного Кавказа.
 Основной поток промышленных товаров пошёл мимо Ставрополя, дальше на юг и юго-запад. Товарообмен у ставропольских купцов стал глохнуть. Попытки оживить его, возить свои товары на ближайшие станции жедезной дороги и покупать там из других городов центральной России не увенчались успехом: удобных подъездных путей к линии Ставрополь не имел. Бывшая столица Северного Кавказа, стоявшая около ста лет на главном почтовом тракте, потеряла роль крупного торгового центра. После перевода из Ставрополя штаба войск Линии и Черномории в Екатеринодар и Владикавказ это был второй огромной силы удар по городу.
 Алексея Устинова пригласили на заседание гласных и обратились к нему за советом:
- Вы человек учёный, тонкости дел финансовых, коммерческих, технологических познали, подскажите, как нам выйти из дорожного тупика.
 Алексей улыбнулся:
- Выход из тупика один - построить дорогу.
- Но какую и где - вот главная заковыка.
 Устинов, подумав, ответил:
- Легче всего построить шоссейную дорогу от Ставрополя до станции Невинномысской - это не дорого.  Но лучше построить железную дорогу от станции Кавказской до Ставрополя - но это обойдётся дорого.
- Сколько будет стоить шоссейка и сколько железка?
 Алексей удивлённо посмотрел на гласных:
- Я не проектировщик, могу и ошибиться.
- Ну, хоть примерно, - настаивали гласные.
 Пришлось Устинову достать из кармана записную книжку и карандаш и углубиться в расчёты. Отцы города, молча, благоговейно смотрели на него, как на ангела, который должен принести им избавление от губительного товарного застоя. Сумма денег, затраченная на строительство шоссейной дороги оказалась невеликой, а вот на "железку" надо было выложить не менее, трёх миллионов рублей. О том, как ставропольские купцы пытались построить железную дорогу, чтобы получилось "и дёшево и сердито" для темы моего рассказа не важно. Важно понимать значение места расположения населённого пункта на трассе. Значимость трассы придаёт значимость населённому пункту и не наоборот. Если Тольятти стоит на федеральной трассе М5, через него проходит железная дорога из центральной России в Сибирь и в Среднюю Азию, а эти дороги пересекает транспортная артерия Волги с выходом в Персию Средиземное и Балтийское моря, то ему расти и цвести. Он стоит на перекрёстке важнейших трасс. А прибаолтийским республикам и Грузии чахнуть. Зависеть экономически от подачек их эмигрантов в сопредельные страны. Причина объективная. Они находятся на задворках и Западной Европы и России. Советский Союз пытался обеспечить их транзитными путями перевалки людей и грузов. России "раз плюнуть" эти транзитные пути ликвидировать без ущерба для себя. То, что они станут военными плацдармами Англии и США в принципе большого значения не имеет. Германия и вся Западная Европа, ни, что иное, как плацдарм Англии и США, против России. Этого не видит и не знает только дурак. Поэтому, стратегически, главной задачей для России является уничтожение, не самих Англии и США, а тех придурков, которые пыжатся подчинить Россию. Они считают, что вся Россия состоит из продажных жадюг. Такой швали в России, согласно закону о противоположностях, 5-6 процентов. Они и являются опорой западного истеблишмента. Такие соотношения во всех странах. Формирование выгодного для себя истеблишмента из подонков общества и есть задача внешней политики Англосаксонского мира. Странно, что наши академики историки и философы эту тему не затрагивают в своих работах. А министр образования об этом даже не думает. Не только сейчас, а всегда идёт война за формирование истеблишмента. Каким образом она ведётся надо писать в учебниках, чтобы дети с детства знали, что войсковые сражения - это крайний случай не прекращающейся войны истеблишментов. В этом и является преимущество опоры в политике и государственном строительстве на закон природы, а не на закон "что дышло, как повернул, так и вышло" и не на идеологию. Я так думаю. Продолжение следует.
11 февраля 2016 года.