Кто о чём, а я всё про них

Наталья Зотова 2
Кто о чем, а я все про них.


Случайно нашла в Интернете стихотворение, от которого мурашки по телу. Автор Дмитрий Нартов, бард из Иркутска.

Человек и собака(отрывок):

Было такое.
Дорогою древней,
Глядя на эти же звёздные блики, 
Тихо брели к первобытной деревне
В шкурах охотник и пёс полудикий. 
Лес им не страшен – ведь стало их двое!
Объединились, друг другу поверя, 
Чтоб защититься от волчьего воя,
Прачеловек и подобие зверя...

Время течёт, изменяются взгляды.
Кто-то неумный сказал, что он вреден – 
Пёс, к батарее таскавший снаряды.
И защитивший меня от медведя.
Я перед ним в долгу буду вечном.
И не понять тем, кто мыслит иначе, 
Что человеку, чтоб стать человечней,
Преданность надо увидеть собачью.

Как я хочу, чтоб в грядущем столетье,
Также как мы, средь осеннего мрака,
Шли по тропе под созвездием этим
Двое друзей – Человек и Собака....

*****

Есть ещё притча о собачьей верности. 

Собака бродила по лесу и вдруг увидела костёр, а возле него Человека. Собака замерзла, ей хотелось подойти к теплому пламени костра, но она не  решалась. Человеку хотелось есть, но было уже темно, и он не решался идти на охоту. В этот миг из кустов вышла Собака, в зубах у неё была дичь. Собака подошла и положила добычу к ногам Человека. В благодарность Человек позвал Собаку к костру. Они разделили поздний ужин на двоих и уснули, прижавшись друг к другу.

Этой ночью впервые отступили страх и холод сурового древнего мира. А утром Собака поняла, что уже не может уйти, а Человек – что не может ее отпустить. Тогда Собака сказала: «В знак вечной преданности я дарю тебе, Человек, единственное, что у меня есть – мою Жизнь. Теперь она принадлежит тебе!» И Человек ответил: «В знак вечной благодарности я обещаю хранить твой Дар в самом надёжном месте – в своём сердце!»  Человек протянул руку – Собака вложила в неё свою лапу. И в этот миг пустота в их душах исчезла...

С тех пор прошло много времени, но в глазах Собаки и ныне живет свет того древнего костра. Она с надеждой всматривается в лица людей, стремясь увидеть там ответные теплые отблески. Но в глазах Человека огненные искры давно погасли – он стал хранить в своем сердце слишком много нужных и практичных вещей, и вскоре Собачьему Дару не осталось в нём места. Человек её не замечает, ему некогда, он ищет что-то в огромном мире.

А Собаки живут и умирают в ожидании чуда. Они верят, что однажды Человек вспомнит и позовёт. Ведь собака всегда была и есть рядом с Человеком.

*****

Иногда, перечитывая нижеследующий текст, тоже найденный в Интернете, с сожалением констатирую, что до совершенства мне ещё очень далеко. Но, глядя в глаза своему псу, вижу – он с пониманием относится к моим человеческим слабостям, принимая меня такую, какая я есть.

Если вы можете начать свой день без кофеина, 
Если вы всегда можете быть жизнерадостным и не обращать внимания на боли и недомогания, 
Если вы можете удержаться от жалоб и не утомлять людей своими проблемами, 
Если вы можете есть одну и ту же пищу каждый день и быть благодарным за это, 
Если вы можете понять любимого человека, когда у него не хватает на вас времени, 
Если вы можете пропустить мимо ушей обвинения со стороны любимого человека, когда все идет не так не по вашей вине, 
Если вы можете спокойно воспринимать критику, 
Если вы можете относиться к своему бедному другу так же, как и к богатому, 
Если вы можете обойтись без лжи и обмана, 
Если вы можете бороться со стрессом без лекарств, 
Если вы можете расслабиться без выпивки, 
Если вы можете заснуть без таблеток, 
Если вы можете искренне сказать, что у вас нет предубеждений против цвета кожи, религиозных убеждений, сексуальной ориентации или политики, 
Значит вы достигли уровня развития своей собаки.

Господи, помоги мне стать тем, кем считает меня мой пес!
«The Penguin Dictionary of Jokes»  Англ. журнал «Пингвин»   Редактор Фрэд Меткалф.

Боже, дай мне быть таким человеком, каким считает меня моя собака.
Януш Вишневский

Найдется ли рядом с нами человек, не пытающийся изменить нас в соответствии со своими представлениями и потребностями. Даже любящие родители «лепят» из детей то, что считают нужным.
Наши питомцы влияют на нас иначе. Без видимых усилий и жестких нравоучений они забираются в наши сердца и души, и мы, сами не ведая как, меняемся. Делаемся внимательней и добрей. Чувствительней и мягче. Совестливей и честнее. И, думаю, счастливее.
Современные психологи не сомневаются, что общение с животными, в частности, с собакой, исцеляет, и тем более детей – давно уже известно это непостижимое явление. Казалось бы, не имеющее объяснений с точки зрения здравого смысла.

У кого-то из наших авторов на Прозе прочитала: "В человеческой среде нет таких отношений, как между животным и хозяином. Пес никогда не предаст, бесконечно предан и любит тебя до последнего вздоха – идеальная модель, которую высшие существа построить не могут".

*****

В сущности, у собак определённо есть то, что мы называем душой.
Р. Амундсен
Трудно не согласиться с этим.Никогда не сомневалась, что собаки умеют наблюдать, думать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Рефлексы и инстинкт только часть их поведения. Как и у нас, впрочем.
Собаки обладают сознанием, их психика отражает реальность не хуже, а в чем-то лучше нашей. Они испытывают и проявляют разнообразные эмоции – плачут, улыбаются, гневаются.
Они умеют любить. А мы –  не всегда и не очень.
В наличии души у себя мы не сомневаемся (а где доказательства?).Так кто доказал, что у животных ее нет?
Мы сами вознесли себя на пьедестал и свысока раздаем оценки: меньший брат, лишен речи и т.п.
А они лучше нас, честнее, мудрее и не рвут кровную связь с природой. Как мы.

*****

Вот что думают наши авторы.
Ната Алекссва:
Взаимоотношениям собаки с человеком я посвятила множество своих публикаций и, думаю, не выразила и сотой доли своей признательности этому удивительному существу. Вообще-то, я считаю собак особым "народом", который живёт рядом с нами по Божьей воле и миссия его - проверять нас на "человечность". К сожалению, этой проверки мы не выдерживаем, особенно в последние годы. Да Вы сами всё хорошо знаете...

Влад Ривлин:  
Иногда я думаю о том, что Господь наверное ошибся, сделав венцом творения человека, а не собаку.

Ирина Ланская:
Иногда мне кажется, что Всевышний посылает  людям собак, чтобы было у кого научиться доброте, бесконечной  преданности, любви, всепрощению, милосердию,  интеллигентности...да и многим другим качествам, которых в жизни так часто нам недостает.

Алекс Рус:
Иной раз смотрю на свою пятнадцатилетнюю сибирячку Мусю и думаю: и как я без неё буду, если... Почему мы их так любим? -задавался я часто этим вопросам. А потом нашёл ответ: ОНИ во многом лучше людей - и словом не обидят и уж точно не соврут и не предадут. И ещё. Они нас делают лучше - это несомненно.

Виталий Овчинников:
Меня всегда поражал феномен собачьей преданности хозяину! Откуда это и почему? Такое впечатление, что собаку кто-то специально создал для бескорыстного служения и услужения человеку. Чтобы человеку не было так одиноко в этом жестоком мире!

Александр Жгутов:
Только имея верную и любящую тебя собаку, ты начинаешь  по-настоящему чувствовать себя человеком, желающим сделать что-то доброе для других. 

Александр Чашев:
Лежит у моих ног рыжее существо, голову поднял, глазами умнейшими-добрейшими в душу заглядывает, не по себе иногда становится от его взгляда, словно знает обо мне что-то такое, что и мне неведомо. Увы, терял и я четырёхлапых друзей, терял часть себя. Самую лучшую.

Валентина Силич
Я смогла увидеть то, что не замечают другие, ослепленные красотой и статью породистых зверей... я не жалею! Я люблю этих, беспородных – лохматых и гладких, маленьких и больших потому, что однажды задала себе вопрос. Чем мы отличаемся от них... ведь мы же... тоже не королевских кровей... но нас любят! И не требуют родословную! Нет, вы не подумайте, я искренне любуюсь и люблю породистых зверей. Как я уже сказала, это удивительная, потрясающая КРАСОТА, СИЛА и МОЩЬ ! А мои беспризорники и подкидыши... это - очарование души! И нам надо... только заглянуть в эти, наполненные любовью и преданностью глаза, в эти ЛОХМАТЫЕ ДУШИ!

Алина Данилова 2:
Нам бы, людям, поучиться у собак немножко! Вот той искренности, когда любят — не любят... И всегда в ответе за тех, кто посмел приручить.

Кира Крузис:
Жизнь собак слишком коротка. Это их единственный недостаток.
Собака- это не смысл жизни, но благодаря ей жизнь обретает особый смысл.

Виктор Румянцев:
Мне кажется, что Бог создал Собаку только для того, чтобы её примером в Человеке разбудить хоть маленькую искорку преданности, сочувствия, дружбы и любви к ближнему.

Татьяна Матвеева:
Собаки не люди – они лучше по своим душевным качествам. Сколько живу, столько в этом убеждаюсь. Порой я думаю, всё лучшее, что должно было принадлежать человеку, по чьей-то прихоти, досталось собаке.

Александр Васильевич Стародубцев:
Собаки говорить не умеют, но рассказать могут многое.

Анатолий Кострилевич:
Мне в голову пришла одна несуразная мысль... А что если души погибших собак передаются добрым людям? 
Я сначала ужаснулся этой мысли, представив себя в прошлой жизни собакой, но, поразмыслив, заставил себя успокоиться. 
Если это так, рассудил я, то в этом нет ничего плохого. Быть в обличье собаки - это гораздо лучше, чем слыть гадом и вовсе не ползучим, а человечьим...
 
Владимир Ус-Ненько:
Думаю, что собаки, это не кто иные, как ангелы... Потому что ангелы всегда благородны и всегда готовы принести себя в жертву... Просто мы их видим в форме зверей, животных и считаем "братьями нашими меньшими"... Мы видим их так, потому что мы  –  несовершенны...

Игорь Скориков:
Говорят, собаки — это последние ангелы, которые решили остаться с людьми на земле. Заведи собаку, но помни, что у нее нет недостатков кроме одного — она как-то уйдет из жизни и разобьет тебе сердце…
Куда они попадают после смерти? Они попадают в свой рай? Я однажды спросил об этом у священника, и он ответил, что домашние любимые животные попадают на небо к своим хозяевам (если они тоже уже умерли), или к людям, которые их любили и тоже уже на небе. Наверное, если Там у животинок никого нет, то они бродят по краю неба и ждут дорогих хозяев.

Ната Алексеева нашла в Интернете стихи, созвучные словам Владимира и Игоря. Автор не указан, но каждый, у кого дома живет пес, мог бы сказать то же самое.

Известно, и ведется так от века -
Далек от совершенства божий раб.
Сам Бог, когда он создал человека,
Увидел, что тот немощен и слаб.
Но голосу людских страданий внемля,
В твореньи ничего не изменил.
Зато послал Бог ангела на Землю,
Чтоб от беды творение хранил.
И молвил Бог:"В мученьях и страданьях
Он будет сон твой, сын, оберегать.
Он - спутник твой во всех твоих скитаньях,
Он - лучшее, что мог тебе я дать..."
И человека удивив той вестью,
Бог ангела на Землю ниспослал.
Тот - плоть и кровь обрёл, покрылся шерстью,
И встал на лапы, крылья ж - потерял.
И ангел тот живет поныне с нами.
Хоть мало он на ангела похож,
Но если ты хоть раз с его глазами
Встречался взглядом - ты меня поймёшь.
Он днём и ночью нас оберегает.
И правда...Что мне все мои враги?
Когда я слышу, как за мной шагают
Твои четыре, ангел мой, ноги?..

*****

Настает день, когда они покидают нас... И плачущая душа выплескивает в Интернет нестерпимую боль:

Все чаще с неба слышу лай – 
Он сыплется, как звездный дождик.
Собаки попадают в рай
И там нас ищут безнадежно.
И, свесив чуткие носы, 
Они по райским кущам бродят, 
И почему – не знают псы – 
Своих хозяев не находят.
Собачий бог не виноват – 
Он, как умеет, с ними лает.
Они безгрешны и про ад
По чистоте своей не знают.
И не возьмут последний след
Своих хозяев безутешных.
Но даже там, где горя нет, 
Они за нас страдают, грешных.
Я не святой. И буду рад, 
Приговоренный к крайним мерам, 
Хоть постоять у райских врат, 
Как у собачьего вольера.
И напоследок посвистеть, 
А хватит сил – подать команду.
Да что мне ад и что мне смерть!
Жизнь без собаки хуже ада.

Автор не указан, а жаль.


Живые и тёплые, с мокрыми холодными носами, с безграничной верой в нашу любовь – они живут рядом с нами, спасая от врагов и одиночества. А потом уходят  в свой «Последний  поход»http://www.proza.ru/2010/10/12/227  (Виктор Квашин).
Вслед им рождаются пронзительные строки:
-Я верю шаманам, которые утверждают, будто все мы после смерти соединяемся с теми, кого любим. Пройдет немного лет, и мы с Нордом снова увидимся.
Он бросится ко мне, виляя хвостом и заливаясь звонким лаем. Молодой и веселый, он опишет вокруг меня пару кругов бешеной скачки восторга, а потом истопчет меня мокрыми лапами и лизнет в лицо.
Мы снова будем вместе бродить по сопкам и сидеть ночами у костра. И там, наконец, мы сможем поговорить на одном языке, хотя и на Земле прекрасно понимали друг друга.
А потом настанет время, и Великая Мать снова отпустит нас на Землю. Только я попрошу, чтобы мы поменялись ролями. Пусть Норд теперь будет человеком – он этого более чем достоин. А я хочу быть его верным псом. Ведь за эту жизнь я так и не выучился быть настоящим другом.

Они живут так мало по сравнению с нами. Но за свою короткую жизнь успевают научить нас главному – задумываться, как и зачем живём мы сами.
И появляется мудрая «История любви» (http://www.proza.ru/2013/11/06/362,   Светлана Лось), убеждающая, что "суть и ценность жизни не в её протяжённости..." "Всё больше потерь накапливается с годами, всё больше близких покидают нас навсегда. История с Баничкой - только предлог поклониться всем, кого нет. Показать, что самое главное, – то, без чего жить невозможно, и жизнь невозможна - это любовь." 
«И какой смысл в долгой жизни, если рядом нет  родных, близких, незаменимых Душ? Человеческих и собачьих», – откликается Ната Алекссева.

Они уходят, мы плачем им вслед, потому что с ними уходит часть нашей души, познавшей абсолютную любовь. Может потому так горьки слёзы и глубока печаль, ибо меж людьми такой любви не бывает.

*****

Все мы разные. Как часто, пытаясь понять другого человека, ищем средство узнать его получше. Нередко именно животные помогают нам в этом.
Наше отношение к ним как лакмусовая бумага проявляет истинную суть души и сердца. Доброту или злопамятство, честолюбие и жестокость или способность любить, прощать и помнить. 

*****

2013г.

Фото из Интернета, автора не нашла.