И Шуберт на воде и Моцарт в птичьем гаме

Михаил Гольдентул
Посвящается 125-й годовщине со дня рождения Осипа Мандельштама

                Куда как страшно нам с тобой,
                Товарищ большеротый мой!
                Ох, как крошится наш табак,
                Щелкунчик, дружок, дурак!
                А мог бы жизнь просвистать скворцом,
                Заесть ореховым пирогом,
                Да, видно, нельзя никак...

                (О.Мандельштам)

 

    Все произошло абсолютно спонтанно. Слушал  по радио  Шуберта
(Арпеджионе, соната для виолончели и ф-но    https://www.youtube.com/watch?v=NNcQuY1isEI).
Очень давно не слушал,  много  лет,  и какая-то странная волна нахлынула,
и   всплыли строчки из Мандельштама:

«И Шуберт на воде,и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали  пульс  толпы и верили толпе.
Быть может, прежде губ уже родился шопот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты».

    И хотя  я думал о Шуберте,  и о том, как,  чуть ли не мимоходом, Мандельштам выявил  сразу целиком всего Шуберта  и Моцарта, я зацепился за строчки:

«Быть может, прежде губ уже родился шопот
И в бездревесности кружилися листы»,

Стихотворение – бездна.
О гениальных стихах можно говорить адекватно,  только  цитируя  другие гениальные стихи.
Слова  Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме:

«Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».
Прежде губ уже родился шопот. 

Или Гераклита, содателя идеи логоса, (откуда и пошло -  «в начале было слово»):
 «На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды".
Что более знакомо всем как «все течет и все изменяется», или «нельзя войти дважды в один и тот же поток».

И опять к Шуберту и Моцарту.  Когда-то давно, когда  я это стихотворение впервые услышал,  (прочесть не мог, в СССР Мандельштам впервые частично был издан только в 1973 году,  Усатый таракан и его безусые последователи не разрешали),  оно впечаталось в мой опыт навечно. И определило  мое понимание Шуберта и Моцарта. 

    Мандельштам,  этот  тщедушный скворец, знал это уже изначально:  Шуберт на воде и Моцарт в птичьем гаме.
Моцарт, Шуберт, да и  сам  Мандельштам  как бы принадлежат  природе,  мирозданию,  этому логосу - вечнотекущему и изменяющемуся миру, поэтому они так точно улавливают его музыку и гармонию:

«Что   нужно кусту от меня?» у Цветаевой. (Стихотворение,   которое опасно читать, столько в нем первобытного ужаса).

    Цветаева, конечно, в этом списке, и Пушкин, Мусоргский, Есенин, Рафаэль,  Ван Гог,  Блок, Эдгар По, Гумилев, Верлен, Рембо, Моцарт, Шуберт, Мендельсон, Модильяни.... ,   какой божественный список. Быстро Бог забрал их к себе.

Я болен мыслями, лечусь словами
но  еще больше заболеваю....

Как в Песнь песней:
«Яблоком подкрепите меня,
Лепёшкою накормите меня,
Любовью я больна».

Но ничто не поможет мне,  ни яблоко ни лепешка.

   Литературоведение замечательная вещь, позволяет привести все в упорядоченную систему.
Все трое родились в январе. Моцарт – 27-го,  Шуберт - 31-го, Мандельштам - 15-го. Это вносит определенную упорядоченность в  изложение.
   Вот, как раз,  в России отмечается 125-летие со дня рождения Мандельштама, а в прошлом году отмечалось  120-летие со дня рождения Есенина.

    Наверное, ни в одной стране у поэтов не было судеб  более трагичных,  чем в России.
Пушкин с Лермонтовым убиты на дуэли,  Гумилев расстрелян,  Маяковский застрелился, Есенин и Цветаева повесились,  Мандельштам и Владимир Нарбут  умерли  в лагере.... .  Жуткий список.
Могилы Цветаевой,  Мандельштама   и Владимира Нарбута    неизвестны.

Нарбут:

"Над озером не плачь, моя свирель!
- Как пахнет милой долгая ладонь!..
…Благословение тебе, апрель!
Тебе, небес козленок молодой!"

Все в том же птичьем гаме.  Утоплен  в  барже или казнен в 1938  году. С Мандельштамом общая участь.

И опять к  Моцарту в птичьем гаме.  Неужели Моцарт, написавший трагический Реквием,  Дон Жуана, (послушайте увертюру  (https://www.youtube.com/watch?v=k5eC9Aa9T5c ),  20-й  фортепианный  концерт,  в птичьем гаме?

  Да,  именно в птичьем гаме!  И Шуберт тоже там  - на воде и в птичьем гаме. Там они все ... и  Пушкин с таким трагическим «Борисом Годуновым»   и сакральным  «Пророком»,  и Рафаэль с «Сикстинской Мадонной»...

   У Давида Самойлова  есть  замечательное стихотворение о Пушкине,  но оно подходит к ним ко всем:

"Но почему-то сны его воздушны,
И словно в детстве – бормотанье, вздор.
И почему-то рифмы простодушны,
И мысль ему любая не в укор".

В птичьем гаме....

   И снова возвращаясь к строке  «Быть может, прежде губ уже родился шопот»,
так на всю жизнь поразившей меня.  У Мандельштама есть как бы ее продолжение.

“Silentium!”
"Останься пеной, Афродита,
И слово в музыку вернись,
И сердце сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!"

Поразительно, поразительно!!!!!  К нему протянулась цепочка от  Тютчева. 
 Еще раз, о гениальных стихах можно говорить только словами гениальных поэтов, потому что  нас  простых смертных  язык бессилен:

Тютчев:
“Silentium!”
"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь".

   О, мистическое,  божественное  общение с помощью столь хрупкой  и невнятной (Невнятности! наших поэм, Цветаева) субстанции как слово.


Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.
 Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.
Не встретит ответа
Средь шума мирского
ИЗ ПЛАМЯ И СВЕТА
РОЖДЕННОЕ СЛОВО.