Гадание, гадать - этимология

Сергей Колибаба
Совокупность разных методов прорицания (предсказание будущего) называют - гаданием, гадать - ритуал познания прошлого и  будущего, в основе лежит вера в какую-либо сверхъестественную  сущность, которая якобы имеет информацию о будущих (прошедших) событиях. Условия жизнедеятельности людей меняются быстро, особенно в сферах войны, политики, экономики и торговли, человек  не успевает психологически подстраиваться к новой реальности.  При общей неопределенности будущего и отсутствия стабильности в средневековом обществе, предсказания будущего давало человеку  психологическую уверенность,  надежду в благополучном исходе предстоящего дела.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь

Корень: -гад-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: суеверно пытаться узнать будущее по приметам, картам и другим предполагаемым источникам тайных знаний; строить предположения, пытаться мысленно или интуитивно прийти к пониманию или знанию чего-то.
 
Этимология по Максу Фасмеру

Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. гадати, русск. гадать, укр. гадати, белор. гадаць, болг. гадкам «предполагаю», словенск. gadati, gadam «допытываться», чешск. hadati, словацк. hadat, польск. gadac «говорить, беседовать». Возм., родственно лит. godoti «стараться, думать», godel; «мысль, дума», godyti «находить чутьем, соображать», латышск. guods «честь». Более правдоподобно сравнение слав. слов с др.-исл. gata «предположение, подозрение, загадка», geta «речь, предположение, вера», возм., также готск. bigitan «достигать, находить», нов.-в.-нем. vergessen «забывать», алб. genj, gjenj «нахожу», gjendem «меня находят», греч. chandano «хватаю», аор. echadon, буд. keisomai , лат. prehendo «хватаю», praeda «добыча» (из *praiheda).

б) Этимологический словарь русского языка Семёнова

Древнерусское – гадати (догадываться, строить предположения, предсказывать). Старославянское – оугождати (иметь суждение, думать, мыслить). Слово появилось в русском языке задолго до возникновения письменности (до XI в.). По некоторым предположениям, образовано от древнеиндийского gata (говорит, вещает, пророчит), geta (речь, предположение, вера). Существует мнение о более древнем происхождении слова: от латинского – prehendo, praeda (хватаю, добыча). Слова с аналогичной индоевропейской основой встречаются в литовском (godoti – «стараться, думать») и древнеисландском (gata – «предположение, подозрение») языках. Уже в XII–XIII вв. слово «гадать» использовалось в значении «узнавать будущее и прошлое». Одновременно с этим появилось образование «гадания» – «различные способы, позволяющие предсказывать события будущего и узнавать о загадках прошлого».

2) Применение термина в русском языке

Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1977
http://vk.com/doc-23433303_131890930

* Гадание, с. 1. То, что содержит тайный, сокровенный смысл', иносказание', загадка. Блаженъ еси, Иосифе, съвръщителю божию таиньству и пророчьскыхъ гадании разрушителю. Кир. Тур. XIII , 425. XII в. Сего послушавъ мудрый премудрее будеть... разумеет же притчя и темно слово, гланиа же премудрыхъ и гаданиа. (Притч. I , 5—6) Библ. Генн. 1499 г. И глагола имъ Самсонъ: слышите гадание: что, ядомое изыде отъ ядущаго и отъ крепкаго сладкое? ВМЧ, XVI в.

2. Толкование, объяснение. Толкование воспросовъ простыхъ или гадание дЪла. Риторика, 382. 1631 г. Разчитаютъ гаданиемъ рожение месяцу... гаданиемъ исчитаютъ  добрыя часы и злыя. Пять поуч., 99. XVI I в. 3. Предположение, мнение. (1216): Оже бы, по моему гаданию, „лучши былъ миръ взяти и дати старишиньство Костянътину. Новг . IV лет., 189. 4. Ворожба, гадание. Которое еллинское идольское неистовство не превзыдоша нечестии своими... ворожениемъ же и птичнымъ гаданиемъ. М. Гр. III , 129. XVI в.

* Гадати. 1. Узнавать по каким-л. признакам (нечто тайное, скрытое)', догадываться о чем-либо.

* Гадательство, с. 1. Гадание, ворожба. Только де онъ того [порчи] не дЪлывалъ и по нихъ [по костям] никакого гадательства не чинивалъ. Д. Иос. Колом., 74. 1675 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675): «И заставил иноземца шаманит[ь], сиречь гадат[ь], удасться ли им поход и з добычаю ли будутъ домой».

* С. У. Ремезов. Ремезовская летопись по Мировичеву списку (1690-1700): «Слышавъ же се Кучюмъ и приятъ трезубъ и челобитье в[з]емъ чесно и оскорбе, зело печаленъ бысть и посла во вся пределы своя собрати вся живущия подданные по градомъ своимъ, сам же с волхвы нача гадати, что хощетъ надъ нами быти и уразумеша вси, яко воинъ Еръмакъ князь не поедетъ в Русь, но будетъ къ намъ вскоре и разхититъ всехъ».

* Ф. И. Буслаев. Эпическая поэзия (1851): «Наши предки чувствовали в слове «гадать» соединение двух понятий: мыслить и говорить, что очевидно из толкования неудобь -познаваемым речам, в котором, между прочим, объясняется: «гадание ; съкръвен глагол», то есть сокровенное слово, не только мысль вообще, но и таинственное изречение, а также ворожба, потому что гадать значит и ворожить, а вместе и изрекать непонятные слова ; загадывать.

3) Обобщение и вывод

* Термин «гадать» и его производные, применялись в переводах Библии, богослужебных текстах и светских актах. Церковь, на протяжении всей своей истории, вела идеологическую борьбу с магией и оккультными обрядами исходя из библейской заповеди: ««Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это…» (Второзаконие 18:10-14).

* Интересен график применения термина в Национальном корпусе…(НКРЯ, русская литература 1800-2010 гг.), в процентах. Статистика показывает, что ГАДАНИЕ вплоть до 70 годов XX века находилось под идеологическим контролем, первоначально Церкви, затем Коммунистической партии.

1800 – 14%; 1804 - 0%; в дальнейшем использование термина не превышает 10% до 1967 года.
С 1968 по 1983 рост до 20%, затем падение к 2000 г. до 10%, далее совершенно невероятный рост применения термина в литературе – с  2001 года и по настоящее время – до 95%. Опасное явление в развитии общественного сознания, увод  рационального мышления из материалистического проблематичного настоящего  в мифологическое будущее.  Ох, и дурят нашего брата мистикой – сие возможно только при наличии целой книжной индустрии по теме!

Вывод

Маловероятно, чтобы термин, связанный с идеологической борьбой христианства против чуждых культов мог происходить из «праславянского» языка, как утверждает  Макс Фасмер, мы не знаем и славянского. Славянские культы известны только по нескольким коротким описаниям из уже христианских или мусульманских письменных источников. Целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральным языком иудеохристианства – ивритом, термин идеологии необходимо рассматривать в связи с СИСТЕМОЙ этой идеологии.
 
4) Терминология иврита и библейский образ
 
В иврит-русских словарях мы обнаруживаем два термина имеющих формальную связь с русским словом «гадать».

а) ГАД = ивр. ГАД вавилонский (арамейский) бог; счастье, удача.
 
Библейский образ

* Бытие 30:11, Вестминстерский кодекс (дословно): «Сказала Лия какая удача (ГАД) пришла, счастье (ГАД), и назвало его Гад (счастье)».

* Исаия 65:11: «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада (бог счастья) и растворяете полную чашу для Мени».

б) ДАА, ДААТ знание

См. стронг; http://biblehub.com/hebrew/1844.htm

* ГА+ДАТЬ = ивр. Г(Х) артикль + ДАА, ДААТ, форма этого термина - ХАДААТ (ГАДААТ) знание, познание, мудрость, влияние, понимание.

Библейский образ

* 1 Царств 2:3: «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения (ДЕА), и дела у Него взвешены».

* Исаия 28:9: «А говорят: "кого хочет он учить ведению (ДЕА)? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?

* Иеремия 3:15: «И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием (ДЕА) и благоразумием».

Заключение

Итак, мы выделили два библейских понятия ГАД (счастье, удача) и Х(г)АДААТ (знание, познание, понимание)  подобных по смыслу, графике и фонетике русскому слову-понятию ГАДАТЬ. Какое из них принять за основу?

Полагаю, что это термин  ХАДААТ (ГАДААТ) от ДАА, ДААТ знание, познание, мудрость, влияние, понимание. Человек обращается к ГАДАНИЮ (гадалке, предсказателю) с тем, чтобы получить знание, понимание БУДУЩЕГО, а оно может быть как положительным, так и негативным, не так ли?