О национальностях Из кн. Сквозь годы двадцатого ве

Андрей Величко
   
    Вначале, перебравшись в общежитие в Охотном ряду, я целый год (на третьем курсе) жил в большой комнате, где размещалось десять коек. Это был сплошной интернационал. Из десяти проживающих здесь студентов были два грузина, один армянин, один азербайджанец, украинцы, русские. Но все мы были очень дружны, и никакого различия по национальному признаку у нас не наблюдалось.
    Здесь хотелось бы отметить очень правильную национальную политику, которая соблюдалась в те времена советской власти. Все воспитывались в духе равенства и братства, и не допускалось никаких способов дискриминации по национальному признаку. Так нас воспитывали, и это воспитание имело свои плоды.
    Начиная из школьных лет, когда я учился на Украине.
    Школа у нас была железнодорожная, мужская, русская.  Все предметы преподавали на русском языке. Но поскольку мы находились на территории Украины, то украинский язык преподавался в этой школе отдельным предметом, по которому экзамен мы не сдавали. Однако мы всё же весьма прилежно изучали украинский язык и литературу. Я до сих пор помню некоторые украинские стихи и даже отрывки из прозы, которые мы учили на память. И авторов помню до сих пор: Михайло Михайловича Коцюбинского, поэта Павло Тычину и др. К примеру:
          "Я бачив дiвный сон. Немов передо мною
          Безмiрна та пуста i дiка площiна.
          I я, прiкованний ланцим залiзним, стою
          Пiд височенною гранитною скалою,
          А далi - тисячи таких самых, як я.
    И т.д. Это стихотворение длинное, но я всё же до сих пор его помню до конца.
    Самым трудным для меня в украинском языке было "Дэ писать "и" з крапкою, а дэ - "и" твердэ", то есть где писать и с точкой (i), а где твёрдое - просто "и". Честно говоря, я до сих пор это не совсем усвоил, а потому читать могу по-украински свободно, а писать, естественно, буду с ошибками. Насколько я помню, это правило было трудным не только для меня.
То есть, обратите внимание, как советская власть решала национальные вопросы. Ты учишься в национальной (украинской) республике, следовательно, обязан изучать её  язык и культуру (литературу).  А школу можно было выбрать: хочешь - обучайся на русском языке, а хочешь - на украинском. Какой тебе более удобен. Важно, чтобы ты получил знания. Но русский язык все равно был обязательным, поскольку это был язык общегосударственный. Я считаю, что такая постановка образования была весьма разумной и правильной. И общегосудар-ственные интересы соблюдались, и национальные не ущемлялись ни в чём.
    И в институте у нас  было много студентов разных национальностей. И никто не чувствовал себя ущемлённым в этом смысле. Помню, что в группе у нас одно время училась чеченка. У неё уже были дети. И мы всячески старались помочь ей учиться. Или вот, скажем, Вахтанг Немсадзе (грузин) был, пожалуй, самым любимым студентом на потоке. Ну, а уж украинцев и белорусов мы считали вовсе не другой национальности. Вроде бы одной семьёй жили.
    Вообще, я считаю, что понятие национальностей в относительно скором будущем исчезнет, будет восприниматься как историческое прошлое в развитии человечества.
    В самом деле, если подумать, почему возникли эти разные национальности? Наверняка, они сложились в результате значительной разобщённости народов и весьма малых возможностей к перемещению людей в пространстве. В прежние времена люди в основном ходили пешком, и лишь некоторые могли позволить себе передвигаться, используя в качестве транспорта тяговую силу в виде некоторых животных. Всё равно эти перемещения совершались с очень малой скоростью, а следовательно, расстояния этих путешествий были весьма ограничены. Это можно представить себе, прочитав бессмертное произведение Н.А.Некрасова "Русские женщины", где он пишет:
       Уже два месяца почти
       Бессменно, день и ночь в пути
       На диво слаженный возок.
       А всё конец пути далёк.
    И это княгиня Трубецкая ехала два месяца только от Петербурга до Иркутска.
    Особенно это сказывалось в местах с пересечённым ландшафтом. К примеру, на Кавказе, в горах, один населённый пункт может находиться и недалеко от другого, но разделен труднопроходимыми горами. А поэтому и общение между людьми этих населённых пунктов будет весьма слабым. Они очень ограничены в пространстве, и через какое-то время у них вырабатываются некоторые особенности в культуре, привычках, в языке общения. Именно поэтому на Кавказе, к примеру, значительно большее разнообразие национальностей по сравнению с равнинной местностью.
    Ну, а в настоящее время транспортные проблемы решаются с невероятной скоростью. Сейчас до Иркутска можно долететь на самолёте за несколько часов. А за сутки можно облететь чуть ли не весь земной шар. В настоящее время люди мчатся с огромными скоростями на самолётах, поездах, автомашинах, пароходах Даже на ракетах, в конце-концов. Если бы посмотреть сейчас на земной шар из космоса и зафиксировать все передвижения людской массы, то было бы видно, что в любой момент времени эта "каша" из людских тел шевелится и перемешивается, как крупа в котелке во время варки.
     А поэтому и люди разных национальностей контактируют между собой, встречаются, женятся, вступают в половые контакты. И в результате рождаются дети смешанных национальностей, а само понятие национальности начинает стираться, исчезать. К примеру, моя дочь (русская) вышла замуж за бурята. И какой национальности теперь у них дочь (моя внучка)? Я в шутку называю её бурусской. Теперь она вышла замуж за араба, и национальность их детей определить будет уже совсем невозможно. А брат моего зятя (бурят) женился на татарке, а сестра (бурятка) вышла замуж за поляка. В группе у меня (как у преподавателя) был студент японец, который женился на нашей (русской) девушке, а другой студент, из Экваториальной Гвинеи, тоже повез к себе нашу (русскую) девушку.
    Таких примеров сейчас можно привести огромное количество. В США уже в настоящее время трудно назвать какую-либо государственнообразующую нацию. Даже президент Обама является представителем смешанной национальности.
    В дальнейшем же этот процесс, естественно, будет ускоряться. И, если человечество ещё не исчезнет к тому времени, то лет через 200-300 на земном шаре будут жить люди одной (смешанной) национальности. И будут общаться они на одном всемирном языке. И это очень рационально. Не нужна будет огромная армия переводчиков и учителей иностранных языков, не потребуется тратить средства на создание и публикацию бесчисленных словарей. Экономия будет огромной. Число людей, занимающихся производительным трудом, резко увеличится.
    Правда, на пути к этой всемирной национальной идиллии имеются препятствия. В частности, существует немалое количество так называемых националистов, которые очень болезненно относятся к сохранению (исчезновению) своей нации и будут делать всё возможное для её сохранении. Наверно, здесь, в первую очередь, можно бы назвать евреев, цыган, представителей прибалтийских государств. И это хорошо, потому что это очень интересно с исторической точки зрения.
    Я думаю, что и через 200-300 лет, когда человечество пришло бы к всеобщему национальному равенству, было бы интересно посмотреть на представителей разных "чистых" национальностей как на музейные экспонаты.
    Жаль только, что при резком снижении интернациональных возможностей общения у них и неизбежно сужающемся круге людей одной национальности генофонд их будет истощаться, и произойдёт постепенное вырождение. Будет увеличиваться рождение детей с различными дефектами развития, что в некоторых регионах наблюдается даже в настоящее время. А в связи с возникновением неизбежной необходимости снижения общей рождаемости (из-за перенаселения планеты) внутри каждой нации истощение генофонда будет происходить с повышающейся долей вероятности.