Сон ли это. Явь ли?

Нина Петровна Смирнова
      Прочитала я недавно на странице Татьяны Матвеевой следующие строки: "Иногда на стыке двух реальностей нам дают возможность ненадолго соприкоснуться с тонким миром, увидеть близких, домашних любимцев".
 
      И это обо мне!
      Вот уже больше десятка лет прошло, как выскользнуло из моих рук дорогое тельце моей мамы.  Кто потерял своих близких, а особенно родителей, знают – каково это…

      Привычный мир рушится от безразличия к твоему горю. А нутро оголено и кровоточит, как открытая рана. Никакие слова и сожаления не входят в мозг, будто перед тобой стоит глухой толстостенный пробковый щит, не пропускающий никакие звуки. Ты просто убит. Прихлопнут тяжестью утраты. В тебе все умерло. И только слезы, текущие по твоему лицу, немного щиплют кожу, слабо напоминают о том, что ты еще жив. Зачем?  Для чего?

      Как трудно терять... Когда живы твои родители – ты еще ребенок, сколько бы тебе не было лет. Ты, как бы, под их защитой, под их руководством. Ты, как и прежде, боишься их огорчить. И вот их нет – твой жизненный путь подошел почти к краю той пропасти, откуда уже не возвращаются. И теперь ты заступаешь на место своих родителей. На тебя и на твое решающее слово обращены умы и глаза твоих детей.

      Уход Бабули разделил жизнь всей моей семьи на до и после. Горе висело в воздухе свинцом. Мы почти не разговаривали. Молчание и тихие слезы. Выручала только работа и дети. Здесь необходимо себя держать в руках, сосредотачиваться на том, что в голову лезло с большим трудом...

      Самое тяжелое время это первые полгода. Я закрывала глаза, лежа на своей постели и представляла ее себе. ЕЕ мысли, ее боль, ее смерть. В тяжелый сон проваливалась перед самым рассветом. Вставала и ехала на работу. И так день за днем. Я мечтала увидеть ее во сне, но она не приходила.


      Первый раз я почувствовала, что это мама, когда увидела во сне огромную черную яму, с шатающимся мостком посередине и мне нужно было ее перейти. И тогда вдруг, неизвестно откуда появившаяся, она протянула мне руку и сказала – «Осторожней, не смотри туда!». Я тут же проснулась, почувствовав ее прикосновение, и открыла глаза.

      Люди говорят, что когда приснится умерший, то надо обязательно сходить в храм и помянуть его. И я тоже отправилась в храм. Заказала панихиду, поставила свечу на канон.  Через год я, немного пришла в себя, поняв, что ничего изменить нельзя. Суета и заботы делают свое дело – связывают нас по рукам и ногам, не давая впасть в уныние. Я еще раз увидела во сне маму. И уже теперь точно знала, что это она, но взглядом так с ней и не встретились.


      Но пока отвлекусь немного и расскажу о, нашей с ней, мечте.
 
      В нашей многонаселенной квартире, состоящей из людей четырех поколений,  всегда было суматошно и весело. Бабуля не успевала справиться с одной проблемой у одного, как тут же возникала необходимость в ее мнении или даже помощи для другого члена нашей бурлящей семьи. По вечерам, когда все собирались домой, кто с работы, кто с учебы, а малыши из детского садика, мы сосредотачивались в одном, каком-то месте, обсуждая минувший день. Вся квартира пустела, а вокруг Бабули – все мы. Если бы это была лодка, то мы, непременно перевернулись бы из-за дисбаланса. Но мы на твердой поверхности и нам это не грозит. Но все же семейка была немалая.  Поэтому самой главной нашей с мамой мечтой - новая квартира для отселения хотя бы одной молодой семьи. И так мы мечтали об этом долгие годы.
 
       Облегчение наступало в весенне-летнее время, когда нашу Бабулю мы вывозили на дачу, куда и сами ездили каждые выходные. Тогда квартира приобретала долгожданную тишину и относительную свободу.  Но это прекрасное время пролетало так быстро, словно поезд «Сапсан» из Москвы в С- Петербург. И мечта так и оставалась мечтой, и чтобы мы не предпринимали - дело не сдвигалось с мертвой точки.

 
       И вот, когда прошло почти три года после маминого ухода, мне приснился удивительный сон…

       Звонит мне мама и говорит – «Нам дают новую квартиру. Приезжай смотреть».  Я поехала автобусом и вокруг было все узнаваемо, словно я уже здесь когда-то была. Вдалеке видны новостройки. Высоченные и длиннющие, еще не завершенные дома с пустыми глазницами окон, выстроились недалеко от лесного массива.  Но наш дом готов к заселению и ждет только нашего «да».
       Вхожу в подъезд. Передо мной огромный холл с лестницей, застланной красной ковровой дорожкой, как в Кремле. С правой стороны вестибюля – бюро с секретарем мужчиной. Вам к кому, спрашивает он меня. Я объясняю ему, что мы с мамой здесь получаем квартиру на четвертом этаже и что она меня ждет.
       Он мне – «Я не могу пропустить, потому что у Вас на руках нет никаких документов на эту квартиру»
       Я говорю, что документы у нее в квартире. Они же всего в одном экземпляре!
       Тогда он предложил мне позвонить, что бы мама их принесла вниз и удостоверила, что Вы и вправду ее дочь. Ну, прямо ГПУ какое - то! У меня нет с собой телефона, говорю я. Дайте мне Ваш - я позвоню. Он мне подает аппарат, похожий на самый первый сотовый, который я совсем недавно (то есть в прошлом 2014 году) видела в одном из роликов про секретную службу США. Он был такой большой и тяжелый, похожий немного на калькулятор, но дозвониться до мамы мне удалось. Она попросила передать «трубочку» секретарю и договорилась с ним, что бы меня пропустили. 
       Он мне – «Оставьте, что-нибудь в залог». Не помню, что я оставила, но путь к лестнице с красной ковровой дорожкой мне был открыт!!!
 
       Пока я вела эти переговоры с «придворником» я увидела, что моя мамуля спускается на своих больных ножках, ставя сначала одну, а затем приставляя к ней другую, вниз с какими-то бумагами. Увидев ее, я бросилась к ней, взяла ее на руки и понесла вверх по ступенькам, одновременно поругивая ее за то, что она так рискует из-за каких- то там документов. Она крепко обнимала меня, молчала и улыбалась.
       На четвертом этаже я поставила ее на застеленный пол перед огромными очень темными дверями, высотой почти под самый потолок. Я удивилась. Ну и двери!  Наверно очень тяжелые. Но, они легко открылись. Входим в очень темную прихожую – здесь висят несколько люстр, разной конфигурации, очень экзотические и почему-то выполненные из металла.
 
       Спрашиваю – «Зачем столько люстр?». Она мне – «Надо выбрать одну. Остальное заберут». Ну, ладно пошли дальше смотреть.
 
       А дальше большая, очень светлая комната с высоченным потолком и тремя окнами в ряд. Опять удивленно спрашиваю – «Зачем столько окон?». Она объясняет – «одно большое, не открывающееся, только для обозрения, другое более узкое, чуть приоткрывается, а третье совершенно глухое, непрозрачное, задернутое темной шторой - для вентиляции».  В комнате очень просторно и из мебели помню только две кушетки, между которыми стоит обычная прикроватная тумбочка.
 
       Затем она ведет меня в другую комнату, маленькую, типа детской, но из нее есть выход на застекленную лоджию (нашу с мамулей мечту). В комнате стоит кроватка, с очень красивыми, коваными спинками. Просто произведение искусств.
       Ну да ладно, говорю я, а куда выходят окна с лоджии? Выхожу, опускаю взгляд и ужасаюсь. Под самыми окнами находится какой-то базар или рынок с сухофруктами.
       Говорю ей – «Зачем нам такая квартира, где будет в жару несусветное количество мух от гниющих продуктов».
       Она спокойно так мне говорит – «А я не буду туда смотреть, и открывать окна не буду, а буду радоваться видом из большой комнаты. Там ведь - лес. Смотри, как красиво!». Вид действительно был хорош.

       Так постояв немного, она мне предложила отдохнуть и прилечь на одну из кушеток. Я прилегла, ноги действительно у меня очень устали. Она же устроилась на другой и, положив голову на руку, смотрела на меня, но я, почему то, все время избегала встречи с ее взглядом.
 
       И вот теперь, когда мы были так близко друг от друга, я взглянула ей прямо в глаза и сказала ей – «Мамочка, прости меня за все!». В глазах моих стояли слезы.
       Она посмотрела на меня с такой любовью и произнесла – «За что мне тебя прощать? Ты передо мной ни в чем не виновата».

       Тут я открываю глаза, в которых действительно стоят слезы, и вижу себя в своей постели и не могу понять, что это было… Я еще ощущала тепло ее рук, нежный взгляд в самую глубину моей души, слышала ее голос, такой тихий, немного хрипловатый… что это было??? Как хорошо стало, наконец!


       Я долго лежала, не двигаясь, боясь потерять все это. Такое родное, так давно потерянное, наконец пришедшее ко мне с удивительной ясностью.
       У меня не было никакого сомнения, что я была в гостях у своей мамы.

       Этим сном она дала мне понять, что душе ее хорошо, она довольна всем, что я для нее сделала. Что я все исполнила, как она мне завещала (незадолго до конца пригласила батюшку Анатолия, который исповедал и причастил ее, а после мы похоронили ее на деревенском тихом кладбище, рядом с нашей дачей, а вокруг, куда не глянешь – поля и леса).

       Сердце мое было спокойно от этого.  У меня теперь не было страха.

       Я знала – это было наше свидание.
       В этом сне соединились два мира – наш суетный и тонкой, духовный, куда уходят души наших любимых мам и пап.
 
       С тех пор я больше не видела ее в моих снах. Будто все было сказано тогда.
       Я просто молюсь за ее душу Богу!  Всегда, всегда…