Игра

Серж Ермаков
-Эфенди, я Вас прошу, еще одну партию, всего лишь одну партию.
Глаза молодого человека были полны мольбы. Пальцы усталой руки его визави не торопливо постукивали по коже подлокотника кресла. В полутьме кабинета кожа матово отсвечивала мягкими желтыми отблесками. Затянувшаяся пауза, наконец, нарушилась задумчивым вздохом и продолжительным выдохом сквозь тонкие губы собеседника молодого человека. И, наконец, тот, кого молодой человек звал Эфенди,  произнес мягким голосом:
- Друг мой, я понимаю, что сферическая шахматная доска произвела на вас сильное впечатление. Но поверьте, шахматы с обычной шестидесяти четырех  клеточной доской вполне самодостаточная игра. Скажите, друг мой, сколько  из ваших партнеров активно используют гамбиты?
- Эфенди, активно использует гамбиты у нас только Питер. Но, поскольку он всегда проигрывает, остальные члены клуба отказались от этого стиля игры.
- Друг мой, кроме позиционной жертвы на доске, существует и психологическая жертва в виде проигрыша партии не идущей в зачет турнира. Скажите, а проигрывал ли Питер на турнирах?
- Нет, эфенди, перед турнирами он собирается, это становится просто  комок нервов. Мы даже подозревали его в использовании допинга и пытались дисквалифицировать. Правда, из этого ничего не вышло, видимо, привлеченные нами специалисты еще не научились идентифицировать применяемые им средства. Нет, эфенди он проигрывал в турнирах только в финальных партиях.
- Я так и думал. Гениальный игрок. Проиграть в финальной партии это высший пилотаж гамбита.
- Я не понял Эфенди. Как же так? Ведь он ни разу не стал чемпионом.
- Зато, мой юный друг, он был свободен в выборе себе партнеров для игры. Он  имел возможность сражаться с  партнерами, по своему усмотрению, а не с теми, которых предписывало бы его звание чемпиона. Его не опасались, а он отрабатывал на них свою технику. И в этом была его сила. Он совершенствовался.   Я Вас попрошу, друг мой, принесите мне в следующий раз его фотографии, когда он играет, Ну или просто в фас, чтобы смотрел в объектив.
- Эфенди, я могу его просто привести к Вам, и Вы увидите  его, так сказать, живьем.
- Друг мой, вы опять наступаете на те же грабли. Вспомните, когда вы пытаетесь самостоятельно проявить инициативу, вы даже не можете  вспомнить, как дойти до моего кабинета. Нет, друг мой, прошу вас, окажите  мне любезность, о которой  я вас прошу. А, я обещаю, я дать вам урок стратегической инициативы.
Эфенди поднял вверх указательный палец:
- Правда только один. Но зато дам и  домашнее задание по этой теме.
- Эфенди, я Вам очень и очень благодарен, но наберусь, наглости и попрошу все же еще об одной партии на сферической доске.
Печальный вздох партнера молодого человека повторился, лоб его прорезала морщина, и мягкий голос вновь всколыхнул полумрак.
- Знаете, друг мой, наступают моменты, когда перестаешь сам себя уважать. Если твой ученик совершает ошибки, можно отнести эту ошибку на отсутствие способностей у ученика. Но довод, что ученика выбирал ты сам, наводит на мысль,что это несовершенство самого себя в качестве учителя и отрезает пути к отступлению. Но это и радует - еще не все достигнуто и есть место самосовершенствованию. Скажите, друг мой, я понимаю, что искусство игры всех  нас затягивает не явно выраженной мотивацией. Но, все же, как Вы собираетесь использовать, так сказать, применить на практике полученный моими стараниями опыт?
Широко открытый рот и распахнутые настежь глаза молодого человека были живым подтверждением того, сам вопрос оказался для него полной неожиданностью. Он раньше и не пытался провести осознанно аналогию между игрой и жизнью . Была интуитивная тяга к игре и надежда, что этот интерес  не вызван болезненным азартом.
- Ну, ну, ..... Я думаю, что полезный опыт, это полезный багаж.
Молодой человек почувствовал корявость, уклончивую бессмысленность своей фразы, и продолжил ровным голосом
- Опыт, приобретенный в одной области, может быть хорошим подспорьем в другой. Особенно полезен опыт по  методологии применения полученных знаний.
Молодой человек заглянул в глаза своего визави, пытаясь угадать успешность своего ответа.
- И, все-таки, друг мой, Вы можете указать планируемое место приложения ваших знаний и способностей, так сказать, предметную область? Это ваш шахматный клуб?
- Ну, я не самый сильный игрок в нашем клубе, и не лелею надежды стать первым игроком.
Молодой человек задумчиво замолчал. Его визави, воспользовался наступившей паузой, тихо произнес
- Именно по этому я вас  и выбрал, друг мой, чтобы облегчить себе  задачу по преодолению гордыни своего подопечного.
Молодой человек недоверчиво посмотрел на своего учителя. По его лицу пробежали легко читаемые мысли, что  вызвало улыбку на тонких губах его  визави.  Эфенди продолжил свой вопрос:
- Тогда, сами того не подозревая, вы хотите  приложить свой опыт за пределами клуба, то есть в своей  профессиональной сфере? Вы ведь по профессии политолог. У Вас  социологическое образование, если я не ошибаюсь?
- Да Эфенди. Это плохо?
- Плохо? Плохо то, кем вы, мой друг, себя считаете? Или выбранная предметная область, ваша профессия?
- Эфенди, Вы меня окончательно поставили в тупик.
- Отчего же, друг мой, вспомните первый урок - не ввязывайся в игру, если не знаешь, как совершить первых пять ходов. Но, если совершил первый ход, наберись уверенности чтобы выполнить и другие намеченные ходы. Итак, Вы друг  мой хотите применить опыт шахматной стратегии в политологии. Однако, политология это скорее турнир по игре в крестики нолики. Ваша усмешка говорит о том, что вы подумали о  наличии гордыни у меня. Что я необоснованно с пренебрежением отношусь к выбранной вами профессии? Попробую Вас разочаровать. Мое отношение обусловлено лишь убеждением, что каждой профессии соответствует своя игра.
Визави молодого человека слегка наклонившись вперед, нажал на торец  столешницы, стоявшего между ними  игрового стола. Стол был старинный, темного дерева, с большой квадратной инкрустацией по центру. Цветная перламутровая инкрустация изображала китайского дракона, перекрывавшего собой птицу феникс. Вместе фигуры дракона и птицы феникса как бы складывались в фигуру Лиссажу. По углам большого инкрустированного квадрата помещались инкрустационные квадраты поменьше, на них были изображены лягушка, слон, тигр и золотая рыбка. После нажатия на торец столешницы квадрат с центральной инкрустированной картинкой приподнялась вверх и стала поворачиваться, меньшие квадраты по углам стали по очереди, покачиваясь вращаться вокруг своих центров. Наконец трансформация стола закончилась. Место перламутрового квадрата  с драконом и птицей феникс занял квадрат с матовым металлическим блеском, а на малых квадратах с изображением слона и тигра появились два  кусочка мела.
Визави молодого человека откинулся в кресло и произнес
- Ну вот, обычные поле для  крестиков-ноликов. Прошу, мой друг, ваш ход первый.
Молодой снисходительно улыбнулся, взял в руку мел и начертил в центре поля крест.  Нарисованный крест мягко засветился розовым светом. Его визави начертил в углу ноль, и он тоже засветился розовым светом, а крест, нарисованный раньше, поменял цвет свечения на зеленый и менее яркий. Следующий нарисованный крест снова засветился розовым, а остальные начертания на игровом поле поменяли цвета с розового цвета на бледно зеленый, бледно зеленого цвета  на тускло голубой. После начертания очередного знака на игровом поле, изменения цвета повторились в соответствии с ранее наблюдавшимся алгоритмом,  а тускло  голубой сменился на еле видимый фиолетовый. Молодой человек наблюдал игру  цветов на игровом поле с небольшим удивлением, но совершал свои ходы без потери самообладания, и, наконец, произнес
- Эфенди, ситуация складывается патовая, это ничья Эфенди.
- Друг мой, рано делать выводы о результате игры, если ничто не мешает совершать новые ходы игрокам. На игровом поле еще есть свободные  клетки. Ваш ход.
Молодой человек  со скептическим выражением начертил четвертый крест на игровом поле, и поле вновь заиграла световыми эффектами, и стол скрипучим голосом сообщил о победе ноликов. Молодой человек удивленно расширил глаза и выкрикнул фальцетом:
- Но как же так, это был мой первый ход, крест в центре, а теперь там  яркий розовый ноль.
- Мой друг, я обещал Вам урок стратегической  инициативы. Ну, урок скорее лежит в плоскости практико-тактической социологии. Но, все же. И  так попробуем сделать выводы. Фигура оставленная без присмотра более чем на три хода меняет свой игровой статус на противоположный. И, игровое поле честно предупреждала игроков об изменении статуса фигур на поле, сменой цвета.
- Эфенди, но это же в корне отличается от классических правил. И вы, Эфенди меня не предупредили об изменении правил игры.
- Друг мой, предупредить вас я не мог, потому что и мне это было не известно. Я узнал,что правила изменятся таким образом, одновременно с вами. Уверяю вас, что если мы начнем новую партию, правила снова изменятся, и они  будут отличатся от тех, которые мы оба ожидаем. Не только в одну и туже реку, но и в одну и туже игру нельзя войти  дважды. Атрибуты игры, казалось бы,  те же, игровое поле, фишки, фигуры и правила вроде те же, но атмосфера игры уже изменена самим фактом смены игроков.  В нашем случае сохраняется только два правила - игрок может нарисовать назначенную ему фигуру на своем поле и некоторое расположение фигур одного игрока доставляет ему победу. А, по вашим глазам я вижу, что  обещанное домашнее задание Вы уже для себя сформулировали, не буду портить вашу формулировку задания пустопорожней болтовней.