Чиндин Юрий Иванович

Петр Панасейко
 
      

         В начале  «нулевых» годов  двадцать первого  века у нас на производстве появился новый директор.  Прежний, проработавший в этой должности восемнадцать  лет, ушёл на другую работу, став пенсионером. Все ожидали, что, как говорят, «новая метла» будет «мести по-новому». И не ошиблись. «Метла» начала с руководителей.
         Захожу я как-то к нашему заместителю директора по персоналу Чиндину с документами на подпись, а он сидит «свой-не-свой».
        - Что случилось, Юрий Иванович? - спрашиваю осторожно.
        - Ты знаешь, Петр Великий, обидно. Сколько я мужиков «вытащил за уши» в руководители. А что получил в благодарность?
       
        Я задумался, вспоминая, кто из наших руководителей обязан повышением в должности этому человеку. Но выслушав до конца его,  понял, что русская пословица «Моя хата с краю» имеет право в определённых условиях на существование. К тому времени  новый руководитель предприятия уже успел притащить своего друга-коллегу с прежнего места работы, назначив его к себе техническим помощником. Но к менеджменту он не относился. Я же  догадывался, куда  его назначат потом. Слова же Юрия Ивановича мои опасения подтвердили. К тому времени  у него заканчивался контракт, а продлевать  директор не хотел. Понятно, почему.  Никто за него не  заступился из  руководителей. Я не смог  ему помочь: меня, всего-лишь ведущего инженера, слушать никто не стал бы. Потом я узнал, помог один из руководителей АВТОВАЗа, но только с условием «контракт продлевается только на один год». Увы! через год Чиндина в живых уже не было.
       
         Я вот сейчас пишу эти строки и думаю, а не лучше бы было ему уйти на пенсию сразу же по достижении соответствующего возраста? Я разговаривал позже с его сыном Сергеем, но он и не подтвердил, и не опроверг мою версию, что в смерти виноват указанный конфликт с новым директором. Почему я так думаю? Я работал с этим руководителем более десяти лет, за это время он ни разу  не жаловался на своё здоровье.
       
         В декабре 1993 года, когда АВТОВАЗ переживал не лучшие времена, многих работников отправляли в вынужденные отпуска с оплатой двух третей от среднего заработка. Как же я удивился, когда  узнал, что в кадрах он оставил меня и старшего инспектора Залётову Л.Н, отправив в отпуск даже начальника. Вскоре последний ушёл совсем, и я начал исполнять его обязанности.

         На первый взгляд может показаться, что он только отблагодарил меня за оформление его документов (которыми ранее занимался лично я) по его назначению на новую должность. Отчасти так оно и есть. Но руководствовался Юрий Иванович, как он мне потом объяснил немного другим. Я был единственным кадровиком с высшим юридическим образованием по специальности «Правоведение». Начальник тоже имел юридическое образование, но по специальности «Советское строительство», что никакого отношения не имело к работе на промышленном предприятии.
      
         Однако как юрист по образованию, я не мог закрывать глаза на некоторые нарушения трудового законодательства, что очень сильно не нравилось директору. Я действовал по принципу героя комедии Грибоедова : «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Поэтому и не стал  начальником, а продолжал до самой пенсии работать ведущим инженером-кадровиком. Чиндин меня, разумеется, за это ругал, но понимал. И мы оставались друзьями до самой его смерти.
      
        Юрий Иванович любил дисциплину. Несколько раз  издавал свои распоряжения, что покидать в рабочее время предприятие можно только с его разрешения. Однажды один из заместителей директоров обратился к моему начальнику с просьбой оформить ему в управлении кадров очередной отпуск. Для сведения: у менеджмента завода был свой кадровик, свой бухгалтер.  Начальник поручил мне, хотя я отказывался, ссылаясь на распоряжение Чиндина. Но тот настоял, заявив мне, что отвечать будет он. Я поехал, всё оформил и возвращался назад. При выходе из здания управления кадров «я лоб в лоб» столкнулся со своим руководителем.
       
        - А что ты тут делаешь, Петр Великий?- стараясь быть серьёзным, спросил Юрий Иванович.
        - Да вот оформляю отпуск по требованию начальника отдела.
        - А ты моё распоряжение читал?
        - Читал, но мой  начальник отдела взял ответственность на себя.
        - Ладно, иди, я ему покажу ответственность.
       
         Прошла неделя, никто никому ничего «не показывал». Я как обычно ходил в кабинет к заместителю директора по персоналу с документами на подпись. Но вот однажды выхожу  из кабинета, а мой начальник заходит туда. Вдруг в коридоре слышу:
        - Петр Великий, вернись на секунду.
        Я вернулся.
        - Ты почему послал его без моего ведома? - задал вопрос он моему начальнику отдела.
        Ответ того меня поверг в шок, я готов был провалиться сквозь пол:
        - А я, Юрий Иванович, его не посылал, они с ним друзья, он поехал сам на свой страх и риск.
       
        Я вышел молча из кабинета. Когда начальник удалился,  зашёл в кабинет снова.
        - Ну что, Петр Великий, ты всё понял? С кем ты работаешь? К сожалению, я не могу его убрать, хотя сколько раз пытался: директор запрещает. Его человек.
       
       Сейчас, вспоминая добрым словом Юрия Ивановича Чиндина, мне становится его жалко: слишком зависимым он был от директоров. Не мог отстоять своё мнение. Хотя, с другой стороны, это не так просто. По себе знаю.
         
    11.02.2016 г.