Обзор фильма Шпионский мост

Игорь Тазеев
Шпионский мост (Bridge of Spies)

"Для нас очень важно. Для всей страны очень важно, чтобы этот суд был справедливым. На кону - честь американского правосудия!"

Биографическая драма Стивена Спилберга, снятая по сценарию Мэтта Чармана и братьев Коэнов, переносит зрителя в самый эпицентр Холодной войны. Напряжение между Советским Союзом и Штатами накалено до предела. С обоих сторон работает широко развёрнутая шпионская сеть. И когда американские власти арестовывают советского шпиона, правительство решает устроить показательный суд и представить всему миру демократию в действии. Для защиты подозреваемого приглашается бруклинский страховой адвокат Джеймс Донован, который, неожиданно, выстраивает действительно сильную линию защиты.
История, рассказываемая в фильме, основана на реальном случае, имевшим место в 1962 году, когда американцам удалось захватить советского разведчика Рудольфа Абеля, которого впоследствии, при содействии будущего политического переговорщика Джеймса Донована, удалось обменять на двух захваченных Союзом американцев - пилота самолёта-шпиона U-2 Фрэнсиса Гэри Пауэрса и студента Фредерика Прайора, также обвиняемого в шпионаже.

"У меня нет клиента, нет жены и нет страны. Не знаю, что я делаю, когда и для кого."

О фильме сложилось достаточно противоречивое, двоякое мнение. Как художественный политический триллер он прекрасен. Красивое, спокойное и размеренное, но, тем не менее, по-настоящему напряжённое начало в духе лучших шпионских лент. Яркое и запоминающееся знакомство с главным героем. Умело поддерживаемый на протяжении всей ленты саспенс, не дающий заскучать или отвлечься. Увлекательно выстроенная сюжетная линия, распараллеливающаяся на различных действующих лиц и разыгрываемая будто шахматная партия, с чудесной отсылкой из финала в завязку. Интересные взбадривающие вставки-отвлечения. Сильная драматическая составляющая, не оставляющая в стороне и личную жизнь главного героя, подвергшуюся серьёзному испытанию ввиду характера его новой работы. Качественная и завораживающая операторская и режиссёрская работы. Атмосферный саундтрек. Умело созданный дух настоящего классического шпионского кино даже несмотря на абсолютное отсутствие экшена как такового. Потрясающе-острые диалоги, практически каждый из которых достоин растаскивания на цитаты. Мощная подача любимой зрителем темы борьбы обычного, маленького человека с системой, его стойкость перед давлением правительств сразу трёх государств. Блистательный актёрский состав. Словом, мощное, пробивное кино с железобетонной аргументацией.

"Он - самый непопулярный человек в стране. А ты хочешь занять второе место."

Вот только как историческая биографическая картина фильм не просто слаб, а до безобразия отвратителен. Спилберг умудрился переврать всё, что только возможно - начиная от откровенной подтасовки исторических фактов (угадайте, в пользу какой страны?), и заканчивая элементарной, ни к селу, ни к городу, то и дело пропихиваемой пропагандой. Честно говоря, запугивание детей в школе "красной угрозой" - с истериками, слезами, мужественным наполнением ванн водой "про запас" - сначала вызвало усмешку своей нелепой комиксовостью, а потом и вовсе заставило испытать отвращение к любви американцев постоянно акцентированно переписывать историю, используя для этого все средства.

"Отлично. Все возненавидят меня, да к тому же я проиграю."

Но больше всего умилило, как показали героев. Донован, в реальности являвшийся бывшим работником Управления стратегических служб, изображён обычным (да ещё и кристально честным и прямым) адвокатом чужой специализации, которого неожиданно перебросили в совершенно незнакомую ему область и практически заставили стать абсолютно случайным "гласом" США в конфликте - маленький американский гражданин, вдруг в одиночку победивший самых "отъявленных" профессионалов сразу двух социалистических государств. Невозмутимый советский разведчик, которому в американской тюрьме были предоставлены все условия для более чем комфортного проживания. Бедный американский пилот, подвергшийся жесточайшим пыткам в легендарном "Владимирском централе", но стойко вынесший все унижения (ага, тогда как реальный Пауэрс быстро слился и выдал все секреты, благодаря чему и жил в заключении на условиях, не менее комфортных, чем Абель в Штатах). Несчастный, "попавший под раздачу", американский невинный мальчик-студент. Словом, абсурд, доведённый до смешного. Или попросту - полнейший исторический беспредел. Красивое начало, слитое в переполненный патриотическим бредом финал. Который, хоть и эмоционально пробивает в своём драматизме, но оставляет исключительно неприятный осадок.

"- Скажу честно: Вас хотят отправить на электрический стул.
- Понятно.
- И Вы совсем не волнуетесь?
- А это поможет?"

Зато актёрский состав - идеален! От игры я получил искреннее и истинное наслаждение и испытал самый настоящий восторг.
Том Хэнкс в роли Джеймса Донована настолько естественен и натурален, что его героем проникаешься мгновенно. Восхитительная и необычайно тонкая игра.
Не менее ярко блистает и удивительный Марк Райлэнс в роли Рудольфа Абеля - спокойного, рассудительного, собранного, умного. Одна из лучших ролей актёра, сыгранная умопомрачительно живо!
Остин Стоуэлл также максимально естественно смотрелся в роли до смешного отважного Пауэрса, как и Себастьян Кох - в роли небезызвестного адвоката Вольфганга Фогеля.
Отдельно хочу отметить эмоциональную игру Эми Райан, исполнившую роль жены Донована.
И что поразило меня практически больше всего - восхитительный дубляж русской команды озвучания - актёры дубляжа играли если не лучше голливудских мэтров экрана, то, как минимум, - на их уровне!
В общем, приятное художественное кино про то, что человек всегда должен оставаться прежде всего человеком. Хорошо выстроенное, красивое, увлекательное. Но возмутительно ни разу не достоверное с исторической точки зрения. И только за это - 6/10!

"Нам нужно слезть с этой карусели, сэр. Следующая ошибка наших стран может стать последней."