Ход жизни. 1 четверть

Сергей Ирюпин
Я появился на свет в самом конце 1965 года, 29 декабря, в семье музыканта (папа) и врача (мама), в южном городе Ростов-на-Дону. Где и прошло всё дошкольное детство. Папа Вова был военным музыкантом, сверхсрочником. Мама Вера была активной и энергичной, окончив мединститут, она преподавала в пединституте. А Советский Союз, как известно, в 1945 году победил и оккупировал Германию. Благодаря этим трём факторам осенью 1973 года наша семья оказалась в Германии (ГДР), в городке Wunsdorf, где папа начал службу в военном оркестре. А я отправился в 1й класс гарнизонной школы. Весной мы переехали в Potsdam. Оттуда, спустя пару месяцев – в Eberswalde. Где и задержались на 4 счастливых года. И где, ближе к концу пребывания, семья пополнилась моей сестрой Леной.

Советские военные не могли служить за границей более 5 лет. Поэтому после 1й четверти 6го класса я снова оказался в Ростове-на-Дону. А папа – в Ростовском военном ансамбле. Мамина энергия была по-прежнему неиссякаема. А советские войска, как известно, в 1968 году оккупировали Чехословакию. Три фактора снова сложились. И новый, 1980 год, наша семья встретила в Чехословакии (ЧССР), в городке Milovice. Где я окончил среднюю школу.

Родителям и сестре ещё два года с лишним года оставалось жить в Чехословакии. А я, пережив в июне 1983 года выпускные и выпускной, с идеальной комсомольской характеристикой, оказался в Риге. Точнее, не в самой Риге, а под Ригой, в Лиласте, в палаточном городке абитуриентов. В июле успешно сдал вступительные экзамены. И был зачислен на 1й курс 1 факультета Высшего военно-политического училища имени маршала Советского Союза Бирюзова С.С. (РВВПКУ). По завершении четырех лет обучения меня ждала карьера офицера-политработника ракетных войск.

В течение трёх лет стойко переносил «тяготы и лишения» курсантской службы. Сидел на лекциях и стоял в нарядах, ходил в увольнения и бегал в самоволки. Любовался красотами Риги и очаровывал прекрасных рижанок. А на одной из них, умной и симпатичной Лене, даже женился. Произошло это в конце июля 1985 года, после окончания 2го курса. Мне было тогда 19. В начале 3го курса осознал, что карьера военного политработника – не моё. А моё настоящее призвание – компьютеры и программирование. Подал рапорт, прошел серию мытарств: исключение из комсомола, проработка и запугивание на совете училища. В конце сентября, на 4ом, выпускном курсе, наконец-то пришел приказ о моём отчислении. Основание: «нежелание продолжать обучение».

Попал в 376 ракетный полк, в/ч 21300, посёлок Гезгалы, Дятловский район, Беларусь. Девять долгих месяцев прослужил гвардии рядовым в батальоне инженерного обеспечения. А на деле рисовал плакаты, стенды, оформлял наглядную агитацию. Вел кружки по программированию и фотоделу в поселковой школе. Играл в нештатном полковом оркестре. Пробовал рисовать маслом. Короче, делал всё, чтобы избежать бессмысленной армейской рутины. Тем временем, 13 марта 1987 года в Риге на свет появилась дочка Оля. Весной, приказом командира полка, срок обучения был засчитан мне в срок службы. Свобода! В второй половине июня я уже обнимал жену и дочь в Риге.

Гражданская жизнь началась непросто. Рижские родственники, Лена и мама, меня не прописали. Поэтому сходу не смог ни получить паспорт, ни стать на воинский учёт. Планы по поводу обучения в институте встречены с непониманием. Назревал скандал. В какой-то момент Лена сказала: «Убирайся из моего дома». Убрался, но нашёл кров у нового друга Андрея Дружинина. По-быстрому слетал в Ростов-на-Дону. Родители прописали, получил паспорт. Вернулся, продолжил жить у Андрея, сдал экзамены, поступил в Рижский институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА). Факультет автоматики и вычислительной техники. Училищная мечта стала превращаться в реальность. Помирился с женой. Началась студенческая жизнь.

Утром лекции, после обеда – работа на полставки инженера на кафедре. После работы – сидение допоздна за терминалом, учился программировать. Дома конфликты: прихожу поздно. Стипендия 40 руб, полставки инженера 50 руб, родители присылали 50 руб. Дома недовольство: денег недостаточно Семейная жизнь начала давать трещины. И перед Новым, 1987 годом, ушёл в общежитие. После первой сессии получил повестку в суд. Развод, алименты. Продолжил жить в общежитии, учился, подрабатывал, программировал на всех компьютерах, какие только мог найти в институте. Влюбился. Своё 25-летие в 1990 году встретил, будучи на 3 курсе. Полным сил, энергии и радужных планов на будущее.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/02/11/1458