Клад

Роман Шкода
Однажды я почти что нашёл клад. Когда мне было десять лет, неподалёку от нашего дома на улице Циолковского экскаватор разрыл траншею, глубиной метра в три для строительства коллектора. Разумеется, все мы, окрестные пацаны, на следующий же день полезли в эту траншею. Особенных планов насчёт нового развлечения никто не имел, если, конечно, не считать таковыми планами серьёзный настрой на игру в войну. Но войны у нас в тот день не случилось...

Всё произошло неожиданно. В одном месте траншеи, где на склоне немного осыпалась земля, кому-то в руки попался старый битый кувшинчик... Все столпились вокруг диковинки, немедленно родилось предположение, что где-то совсем рядом, на глубине буквально полметра, таятся сложенные в сундуки сокровища Мамая, Разина, Пугачёва и капитана Флинта. Раскопки начались немедленно. И, о чудо! – уже через пятнадцать минут в руках одного счастливчика появился второй кувшин, третий! Стали попадаться стеклянные флаконы с царскими гербами, разные необычные бутылки и черепки. Вероятно, когда-то на этом месте был подвал старинного дома, который был разрушен во время войны, а после его просто засыпали.

К месту обнаружения находок стянулось человек двадцать. Каждый взял себе участок стенки и стал там копать (чем попало – палками, перочинными ножиками, что кому подвернулось). Я работал на своём участке воодушевлённо и яростно, но мне вообще ничего не попадалось. Вечером, около семи, за мной пришёл отец, сказал, что пора идти, было какое-то срочное дело. И я ушёл! На моё же место встал мальчишка из соседнего подъезда, Димка, которому, по малолетству его, участка до того момента никто не давал. Утром же я узнал потрясшую меня весть. Буквально через пятнадцать минут после моего ухода на «моём» участке обнаружили... кувшинчик, полный монет! Самых настоящих, старинных!

Долгими ночами снилось мне потом, как осыпается земля, как достают грязными ручонками закрытый кувшин, как открывают его, а там… О горе моё! Как я страдал! Я даже до сих пор, по прошествии десятков лет, не могу до конца успокоиться! Монеты, обнаруженные в том кувшине, были обыкновенными – медь начала ХХ века, но сам факт!

В компенсацию за уступленный участок отец Димки дал мне следующим вечером мою "долю" – одну монету из клада, достоинством в 1 копейку, 1909 года чеканки. На следующий вечер в траншее с пацанами сидели уже люди посерьёзнее: коллектив пап, включая Димкиного, с сапёрными лопатками. Впрочем, они уже ничего не нашли, даже черепков.