Олимпиада-80

Валерий Черкасов-Минский
Если кто не помнит, Олимпиада-80 проходила не только в Москве. В Киеве и Минске играли в футбол (до четвертьфиналов включительно), в Риге проходила парусная регата. С учетом того, что Европа ехала в Москву, в основном, через Минск, то для нас олимпиада началась почти за месяц до официального начала, а закончилась почти месяц спустя.
В этот ответственный момент мне, как сотруднику МВД республики довелось быть «смотрящим» за рестораном «Свислочь», который обслуживал наших и зарубежных туристов. Моя небольшая команда (один представитель «уголовки», пара районных «бэхов»,  пара патрульных ментов и несколько курсантов) с полной ответственностью взялись за наведение порядка. «Общее руководство», естественно, осуществлял «куратор» - полковник из ГБ.
В 7 часов утра майор Черкасов лично присутствовал при закладке продуктов в строгом соответствии с калькуляцией. Кстати, оказалось, что при таком контроле можно очень даже неплохо кормить людей за 5 рублей три раза в день! Правда, повара малость отощали, да, и их домашние, наверное, тоже – мои бойцы строго следили, чтобы домой персонал расходился без всяких сумок и пакетов.
Ну, и конечно, строго дрессировал остальной персонал. Швейцар дядя Саша уже не сидел, развалившись в кресле, а распахивал дверь перед каждым входящим, не забывая при этом деликатно кланяться. Официантки улыбались, и помогали подвинуть стул, садящемуся посетителю, всегда были готовы налить сок или воду. Накрахмаленные скатерти и салфетки сияли, столовые приборы блестели, Ну, и, разумеется, каждое утро соответствующая «накачка», дабы народ не расслаблялся!
Иноземные туристы (почему-то, в основном, скандинавы и пара американцев) воспринимали все это как должное. Наши – чувствовали себя немного не в своей тарелке, но помалкивали. Но в какой-то момент однажды все рухнуло. Причем, я понял это не сразу.
Две пожилые училки из Тамбовской губернии (никогда их не забуду!) дня три покорно терпели поклоны швейцара, улыбки официанток, пододвигаемые стулья, и наполняемые бокалы. На четвертый день их терпение лопнуло. Они, практически, разрыдались, и потребовали жалобную книгу. Размазывая сопли и слезы, он и начали писать восторженную оду о том, что никогда в жизни их так не обслуживали, так вкусно не кормили, как они счастливы и пр.
Дело было за ужином, и меня в тот момент в заведении не было. Об этом утром мне со смехом рассказали мои ребята. Я тоже похихикал, еще не понимая всей серьезности происшествия, и занялся текущими делами.
Буквально через полчаса раздался звонок от «куратора», и приказ немедленно явиться с докладом.  Не ведая, что меня ожидает, я с легким сердцем явился пре светлые очи «главного начальника».
- Ну, и что это у вас творится?!
- Да, вроде все в порядке. Жалоб нет,
- Жалоб, говоришь, нет? А благодарностей - тоже?
Я уже было собрался, рассказать о «жалобе тамбовских волчиц», но больше мне говорить не дали.
- А ты знаешь, что над твоим заведением всю ночь «Голос Америки» издевался?!
До меня стало доходить. Америкосы! Заложили!
- Ты понимаешь, что нас выставили на посмешище перед всем миром!? Дескать, советские люди впервые увидели нормальное обслуживание и разревелись от счастья! У тебя там обслуга как холлуи перед всем расстилаются! Понимаешь, что наделал?
Я уже пришел в себя.
- Так, что? Сказать, чтобы хамили? Это они могут. Без проблем. Сейчас проинструктирую.
«Куратор» смягчился.
- Ну, конечно, чтобы хамили – не надо. Но как-то… Ну, не очень чтобы…Ну, подумай сам. Поговори с официантками. Чтобы не очень уж…
Тем и закончился разговор. Выговора я не получил. По итогам работы на олимпиаде даже получил премию. 70 рублей.
На прощальном банкете с персоналом ресторана присутствовал замминистра торговли республики. Он и спросил меня и моих коллег: а сколько ресторан еще продержится на «олимпийском» уровне? Кто-то говорил – месяц, кто-то – пару недель. Я промолчал.
На следующий день после окончания олимпийкой эпопеи, я с коллегами решил пообедать в «моей» «Свислочи». Тем более, что она была в двух шагах от Министерства. Встретили, правда, как родных. А остальное… На столах лежали помятые и не очень чистые скатерти. Салфетки куда-то исчезли. Вместо бокалов появились граненые стаканы…Все «як тады».
Какие там месяцы и недели! Для возвращения в первобытное состояние хватило одного дня.