36. Кентавризм внутреннего времени и преодоление к

Павел Гордеев
§ 36. «Кентавризм» внутреннего времени и преодоление «кентаврического» сознания в необычных состояниях

Длительность сознания при обращении к объективной реальности представляет собой кентаврическое сцепление внутреннего времени и объективного времени. Тело человека включено в настоящий мир, организует темпомир человека, фундирует его в общемировом «теперь», но задает пределы темпорального восприятия и ограничивает картину мира. При этом темп и ритм длительности, приученные к взаимодействию в объективной реальности, распространяются и на субъективную реальность. Так, например, если попросить какого-либо человека сосчитать мысленно до 60, пройденный интервал времени не будет сильно отличаться от объективно пройденной минуты. То же самое справедливо и для более длительных интервалов, например часа. Приведем другой пример. Если попросить человека вообразить совершение какого-либо несложного действия – например, встать, пройти по аудитории и сесть на место – и дать сигнал, когда он выполнит задание, вряд ли сигнал поступит через секунду или час после начала выполнения задания. Скорее всего, мысленное совершение этого действия займет примерно столько же времени, сколько это заняло бы в действительности.

Исходя их этого, можно предположить, что паттерны соотношения длительности и объективной реальности распространяются на отношение длительности к себе самой в субъективной реальности, являются темпорально-образующим фактором длительности, устанавливающим для нее некоторый стандарт. В необычных состояниях возможно преодоление этого стандарта. Таким образом, эндоцентрированные необычные состояния сознания трансцендируют кентаврическое сознание, или «сознание-тело» (сознание, включенное в тело). Трансформации длительности при данных состояниях являются, соответственно, преодолением темпорального стандарта, поставляемого опытом тела и телесного сознания. Глубинное сознание в своем самообращении обнаруживает необычные темпы и парадоксальные темпоральные феномены. Это сознание является, по сути, иносознанием внешнего сознания, связанного с телесным бытием-в-мире. Инаковость глубинного сознания (т.е. сознания, выражающего собственную природу, а не природу пространственных сцеплений) выражается в том, что «время протекает там с совершенно небывалыми для внешнего сознания темпами» [1, с. 12].

Варианты преодоления стандартизованных свойств длительности в эндоцентрированных необычных состояниях сознания разнообразны. Во-первых, сюда относится, как уже отмечено, необычные темп и ритм длительности. Бергсон для иллюстрации этого принципа обращается к опыту сна: «Не случается ли нам видеть в нас самих, во время сна, двух отдельных людей, живущих одновременно, из которых один спит несколько минут, в то время как сновидение другого занимает дни и недели?» [2, с. 625]. Поразительный пример темпов порождения образов сна приводит А. Моури. Ему приснилось, что он предстал перед трибуналом и, после долгих судебных разбирательств, был приговорен к смертной казни. Его повели к гильотине, где он ожидал участи среди других осужденных. Наконец, он поднялся на эшафот, палач привязал его к плахе и опустил лезвие. В этот момент он проснулся и обнаружил, что ему на шею упала спинка кровати [3, с. 98-99].

Во-вторых, для эндоцентрированных необычных состояний сознания может быть характерен субъективный эффект оборачивания вспять стрелы времени. Этот эффект в принципе возможен только в необычных состояниях. Примечательны два психологических аспекта психотехнической практики оборачивания стрелы времени. Это ощущение сопротивления инерции сознания, привыкшего к необратимости и однонаправленности, и воспоминание деталей и подробностей, казавшихся забытыми [1, с. 48]. Особенно сильно эти эффекты проявляются у людей, внезапно оказывающихся «на пороге смерти». Известное выражение «вся жизнь перед глазами промелькнула» выражает состояние сознания, например, сорвавшихся со скал альпинистов или суицидентов. Отчеты людей, выживших в экстремальной ситуации, грозящей смертью, свидетельствуют о вышеупомянутых эффектах. «За краткие мгновения до возможной смерти у человека в голове помимо его воли в течение несколько секунд может прокрутиться в обратном порядке вся история его жизни. Причем иногда с мельчайшими, совершенно забытыми деталями» [4, с. 136].

В-третьих, как явствует из приведенных примеров, при эндоцентрированных необычных состояниях сознания любой момент длительности становится открытым для вспоминания-переживания вновь сознанием. Если для обычного сознания воспоминание предстает как актуализация тех или иных содержаний памяти, определяемых в рефлексии как «прошлое», данное в «настоящем» переживании, то для вспоминания-переживания, свойственного эндоцентрированным необычным состояниям сознания, характерно актуальное субъективное переживание «теперь» любого события из опыта. Иначе говоря, в первом случае имеет место переживание воспоминания, во втором – его вновь-проживание. Это объясняет случаи воспоминания в необычном состоянии сознания деталей, которые были восприняты, но не были запомнены, или вообще которые просто попали в поле зрения, но не были зафиксированы вниманием. Неосознанное запоминание мелких подробностей чуждо – в смысле нецелесообразности – обычному сознанию. Поэтому данное «воспоминание» связано скорее с настоящим восприятием и настоящим познанием, но не простым воспроизводством.

Странным кажется несовпадение опыта людей, переживших экстремальные ситуации, в одном пункте. Одни утверждают, что гипермнезируемые события проживались в своем нормальном порядке, другие говорят о переживании их в обратном порядке. Ж. Пуле утверждает, что открывающиеся события даны не в длительности, а в рядоположенности – как панорама [5]. Частично такая интерпретация проблему решает. В действительности, возможен еще один вариант: события переживаются в таком темпе и ритме, что топологические свойства внутреннего времени – в данном случае однонаправленность – снимаются или совсем, или для рефлектирующего Я (что в случае субъективной реальности совпадает). Тогда порядок, или темпоральное направление переживаемого теряет значение. Процессы внутреннего времени могут отражать и тот факт, что «причинно-следственные связи, которые подразумевают, что одно событие с необходимостью следует из другого, могут вовсе и не предполагать их традиционного расположения во времени как “прошлое-будущее”: причина и следствие связываются не простейшими временными, внешними отношениями, а более глубокими внутренними, сущностными связями» [6, с. 207].

--

1. Фриауф В.А. Язык. Сознание. Человеческая реальность… Абсолютно другое. Саратов.: Научная книга, 2005.
2. Бергсон А. Материя и память // Бергсон, А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999.
3. Лаберж С. Осознанное сновидение. Проснитесь в своих снах и в своей жизни. М.: София, 2008.
4. Алюшин А.Л., Князева Е.Н. Темпомиры: Скорость восприятия и шкалы времени. М.: Издательство ЛКИ, 2008.
5. Пуле Ж. Бергсон. Тема панорамного видения прошлого и рядоположение // Логос. 2009. № 3 (71). С. 218-237.
6. Афанасьева В.В., Кочелаевская К.В., Лазерсон А.Г. Пространство: новейшая онтология. Саратов: Наука, 2013. (Этой проблеме посвящал также исследования К.Г. Юнг, см.: Юнг К.Г. Синхрония: акаузальный объединяющий принцип. М.: АСТ, 2010.)