7. Компьютер

Владимир Озерянин
см. Фото: Примерно на таком мы осваивали азы.



Начался завершающий месяц нашего пребывания в «высшем» украинском военно-медицинском заведении. Курсы менеджмента мы  «успешно» прошли и, приобретя талмуды местной профессуры, с «отличием» сдали зачеты. Впервые  сдавали мудреные науки на компьютере. Точнее, мы их даже не сдавали. Просто под руководством местного лаборанта хором из трех-пяти предлагаемых монитором ответов, выбирали тот, который на наш взгляд наиболее соответствовал поставленному вопросу. Потом независимо от плодов нашего коллективного ответа, нам всем проштамповали «зачет». Лишь бы скорее  избавиться от этого неуправляемого стада.

           И снова мы в стенах «своих»  кафедр. Снова наши начальники прячут  глаза, потому что не знают, чем нас занять. И тут мне пришла в голову очередная, уже несколько дней вынашиваемая, идея.
- Товарищ полковник, - это я к Кадышу, - я заметил, что у вас здесь в одном из кабинетов имеется такая штука, которая компьютером называется.
- И что?
- Учитывая, что вы мучаетесь,не знаете, чем нас занять, может организуете занятия по изучению этой штуковины? Ведь все здесь присутствующие не имеют  малейшего понятия, не то что, как им пользоваться, а даже с какой стороны к нему подходить.
- Спасибо майор, очень даже своевременный вопрос.

Я видел по выражению его лица, что он с удовольствием послал бы меня куда подальше, но, видимо, идея хоть чем - то нас занять, ему понравилась  сразу.
-Действительно, возможно, что вскоре всем вам эти навыки и пригодятся. У нас здесь есть женщина -педагог, которая вроде овладела этим аппаратом.

       На второй день с утра мы уже всей группой  сидели в одном из классов. Перед нами стояло чудо современной техники, а сбоку от него, симпатичная женщина нашего возраста, с указкой в руках. Было заметно, что она слегка волнуется. Ей, видимо, еще не приходилось выступать перед такой бронированной аудиторией.
Начала она свою теоретическую лекцию, зайдя в прямом смысле, от каменного века. Как допотопные люди, складывали камешки и уже тогда пытались что - то вычислять.

    Прошел час, пошел второй, а по сути дела не было сказано еще ни слова. У нас оставалось до конца пребывания в этих стенах две недели. Мне стало казаться, что при таких темпах мы не успеем изучить суть.
- Уважаемая Елена Петровна, -поднимая руку и перебивая ее, я поднялся из-за стола, - вы меня извините, что перебываю, но всю эту теоретическую часть мы в свое время достаточно подробно изучили на такой кафедре, как «Медицинская статистика» в академиях и на факультетах. Если возможно, пожалуйста, ближе к делу.
-Ближе -это как?- удивилась наша «хакерша».
-Дело в том, что перед вами сидит восемь совершенно неотесанных в кибернетике тел. Мы уже знаем, случайно, что вон та штучка,называется мышью, но даже понятия не имеем для чего она предназначена и как ею пользоваться. Иногда думаем, что может ею можно колоть орехи?

Женщина засмущалась, даже слегка порозовела.

- И что тогда вы от меня желаете услышать?
- Пожалуйста, по возможности обучите нас азам, как  им пользоваться и что с его помощью можно делать-решать. И побольше практических навыков.
Женщина оживилась.
- О, теперь я поняла, что от меня требуется. Просто Ярослав Кадыш приказал, чтобы я растянула курс на как можно более длительное время, вот я и старалась.

      Нам снова стало понятно, что педколлектив  с нашей помощью нашел очередную лазейку, чтобы чем -то нас занять, отвлечь на максимально длинный период. Тем не менее занятия пошли более оживленно. Нам ведь реально самим было интересно овладеть этой хитроумной техникой. 

    Через неделю мы уже знали, где, что включается и выключается. Что такое компьютерный «стол» и как за него садиться, и что ноги на него ставить нельзя. Уразумели, что такое файлы и папки. Как и куда ввести текст, как его сохранить и распечатать. Тогда же мне в одной из газет попалась на глаза статейка под названием «Поговори со мной, компьютер». Там речь шла о том, что во всем мире идут разработки по адаптации компьютера к человеческой речи. Чтобы вопросы и тексты можно было вводить в прибор с помощью речи и без посредства клавиатуры. Я показал статейку преподавательнице. Она такое видела впервые, поэтому попросила подарить газету ей, что я удовольствием и сделал.

   Компьютерные азы мы усвоили. Потом еще долго по месту службы я самостоятельно, купив учебник «Для чайников», осваивал тонкости, в том числе и обращение с так называемой периферией. Со сканером, принтером, фотошопом, фотоаппаратом, планшетом и прочими премудростями.

       До финиша оставалась неделя, а мы всей группой снова сидели на мели. В поллитровой банке остался  лишь стакан гречневой крупы. И снова идем к Маську. Вся картина повторяется. Паны майоры с капитанами боятся заходить к бугру в кабинет.
- Иди ты, Вова, ты с ним знаком,  уже бывал у него.

  Иду, а куда деваться. Мне не впервой лезть на рожон. Захожу, та же приклеенная ухмылочка на губах полковника. Тошнотворная вежливость. И та же проблема, мол, денег нет, и сказали, что уже и не будет. Нас вежливо посылают. Снова перехожу на категорическую форму речи:- Или вы нас отпускаете на неделю раньше, или мы поедем искать правды у министра обороны.

     Полкан засуетился, опять  вызвал начфина. Тот в очередной раз заверил, что ни копейки на счету в  кассе на нас не рассчитано. Кто бы сомневался. При этом «финик» ведет себя в присутствии полковника,  свого непосредственного начальника, на генеральской должности, как будто тот  у майора в подчинении. Полковник перед ним заискивает, а этот надувает отвисшие щеки и пытается делать  уставное  лицо, что никакими канонами финансовой службы не предусмотрено. Масько тем не менее, хотя и  с трудом, но соглашается отпустить нас  раньше срока. Тогда я  не отходя от кассы, уламываю начфина поставить нам штампики в командировочных билетах, что мы деньгами не обеспечивались. Он начал было лезть на стенку, что он этого делать не имеет права.

 Снова угрожаю походом группы к министру обороны. И он, скрипя зубами, проставил нам эти штампики. На  этом я расстался с начальником академии. Мы все в прыпрыжку помчались на кафедру. Наш одногруппник, НМС  Деснянской учебной  дивизии, на второй день привез двух собственноручно застреленных зайцев. Все вместе приготовили огромный чан рагу.  Пили и закусывали в составе всей верхушки кафедры, начиная с обеда и заканчивая поздно ночью. С педколлективом расстались, якобы, в дружеских отношениях. На второй день с утра мы с Андреем уже сидели в купе поезда  «Киев-Одесса».

   Все что мы почерпнули за эти три месяца пребывания в столице, это наше тесное знакомство. Прошло с тех пор уже много лет лет, а мы по- прежнему поддерживаем дружеские отношения. Хотя во время проживания в тесных стенах, бывало по всякому. В спорах на всевозможные темы я с Иваном Байдою доходили почти до рукопашной. "Стенка на стенку". И тогда между нами молча становился придерживавшийся нейтралитета Андрей Западовский. Конфликты возникали по всякому поводу, как на учебные темы, по служебному опыту, так и по политическим взглядам.Тем не менее, черту не переступил никто.


    По предписанию я еще неделю числился на учебе, поэтому на службу не спешил. В семейном кругу встретил и Новый 1998 год. Выйдя на службу, уломал своего дивизионного начфина, и получил все командировочные. Потом еще три года всякие финансовые проверяющие в дивизии вызывали меня и уточняли, а это точно, что вы будучи на учебе, денег там не получали?
Созваниваясь с новоиспеченными друзьями, я узнал, что из восьми еще только один, такой  как я, урвал эти деньги. У остальных ничего не получилось.


МС ВСУ- медицинская служба Вооруженных Сил Украины.