Заманивают в секты

Игорь Кутузов
Известные секты, свидетели Иеговы, неопятидесятники и другие, выходят в Сеть. Они активно используют новые медиа-технологии.

Это прежде всего таргетинговая реклама - определенные услуги предлагаются пользователю на основе его интересов, сайтов, на которые он заходил, поисковых запросов. К примеру, ищет человек, как ему правильно написать бизнес-план, а реклама предлагает ему вступить в психокульт, который якобы может помочь ему сделать бизнес успешным. К тому же Интернет позволяет сектам работать индивидуально с конкретным человеком. У него на страничке в соцсети указано, где он живет, чем интересуется, телефон, скайп. Бери да общайся. Расширяются возможности социальной инженерии. Предположим: "Вы играли в гольф, приходите к нам, у нас есть гольф-клуб, поиграем с ребятами..." Так можно завлечь человека и потом попытаться сделать его адептом каких-то идей.

Все же пока большинство руководителей сект - люди старшего поколения, которые выросли без Интернета и не так хорошо разбираются в современных технологиях, как молодежь. Но уже приходят гуру с новым сознанием, они знают технологии продвижения сайтов, СЕО-оптимизацию (работа с сайтом для лучшего отображения в поисковых системах), вирусные механизмы. Мы скоро получим кипу сект нового типа, которые будут распространять свои идеи онлайн.

В Сети, конечно, появляются секты, которые существуют в реальном мире, и их становится все больше. В основном это неопятидесятники. Они создают красочные сайты, интересные группы в социальных сетях - все это рассчитано на привлечение молодежи, которая может увлечься таким подходом. Точной статистики у меня нет, но исчислять такие секты можно тысячами. И существует относительно новое течение - появление культов, которых в реальном мире не существует. Члены этих сект не встречаются друг с другом, в их среде не распространены какие-то обряды. Они существуют исключительно в онлайне. Таких сект на сегодняшний день около сотни.

Они прикрепляются к уже существующим информационным потокам. В частности есть группы (MDK, 4chan), которые публикуют всякие шуточки, демотиваторы - среди подростков это сейчас очень популярно. Секты создают похожие сообщества и в них начинают копировать эту информацию. Таким образом, набирается, предположим, сто тысяч человек. И уже этой публике пытаются предложить какие-то свои идеи. Конкретный пример - секта Бодхи - она направлена на развращение малолетних. В одной из своих групп ("Промывка мозгов"), где 40 тысяч подписчиков, они время от времени рассказывают, что родители третируют детей, что на самом деле они изверги, что дети имеют право выбирать свое будущее. Из огромной массы выделяется некоторая группа, которая интересуется этими мыслями. Им предлагается вступить в аналогичное сообщество, которое уже называется "Семья - это могила". Оно менее многочисленное, 6 тысяч человек, но это уже те люди, которые причастны какой-то идее. Финальный шаг - выделить из числа этих людей активных членов, которые готовы поддержать идею, предположим, развития сексуальности у детей. Так адепт попадает в еще меньшую группу, в которой сотня человек, но все они придерживаются абсолютно деструктивных и маргинальных мыслей. Дети перестают понимать своих родителей, они могут голыми пройти по улице, могут заниматься бесконтрольными половыми актами с группой людей.

Разрушительные последствия для участников онлайн-сект такие же, как и для тех, которые существуют в реальности. Секты нацелены на разрушение традиционных ценностей, на разрушение норм морали. В конечном счете, у человека отключается критическое мышление, он не воспринимает логические доводы, перестает общаться со своими родными и близкими - единственными, кто его понимает, становятся другие адепты.

50 обращений с просьбой спасти близкого человека из сетей онлайн-секты поступает в "Лигу безопасного Интернета" ежемесячно
Как "Лига безопасного Интернета" борется с сектами в Сети? Как только  находятся основания для того, чтобы закрыть какую-то группу, сразу же подаётся  информация в прокуратуру.  Еще один способ - когда обнаруживают сообщество какого-нибудь гуру и создаётся группа, которая бы разрушала его культ. Приглашают людей, которые в этой секте, чтобы как-то заинтересовать их.Но можно назвать одно слово другим, дать ссылку на другой ресурс, на котором все рассказывается подробно. И таким образом обойти закон.

Вот пример уже готового инструмента, которым могут пользоваться сектанты. В какой-то момент в Сети модным стала шутка "ЦП в ЛС" - это сокращение от "Child porn в личных сообщениях" ("За детским порно обращайтесь в личные сообщения". На аватарках (заглавные фотографии в соцсетях. ) многих появлялись селфи с этой подписью. Среди них была буквально армия несовершеннолетних - кому-то казалось это очень смешным. Страшно то, что некоторым показалось смешным пойти дальше, и на запрос в личных сообщениях действительно отправлять свои обнаженные фотографии или видео. Идея, которая вряд ли бы пришла им в голову без такого флешмоба. "Вирусность" подобных идей и последствия, к которым они могут привести, нельзя недооценивать.

Как распознать секту в социальной сети.
В сообщениях группы часто встречаются слова "энергетика", "космос", "логос". Встречаются идеи буддистской направленности. Рассказы про йогу и восточные практики. Это не очевидные признаки, но повод для того, чтобы обратить особое внимание на эти группы. Группы, связанные с личностным ростом и с повышением мотивации, часто создаются психокультами. Они якобы направлены на развитие личности. А на практике их последователи, бывает, сходят с ума и даже заканчивают жизнь самоубийством.