Дуат в Книге двух путей из Эль-Берше

Мара Рушева
Рис.1. Карта Дуата (И.В.Рак «Мифы Древнего Египта». СПб, ПетроРИФ, 1993, илл. 114). Рис. 2. Фото саркофага Среднего Царства, Эль-Берше. Рис.3. Схематическая карта Месопотамии. Рис. 4. Изображение Дуата на саркофаге Среднего Царства, Эль-Берше (из статьи «Книга двух путей из Эль-Берше», 2010 (автор?): http://ruegyptology.livejournal.com/33618.html).


ДУАТ В «КНИГЕ ДВУХ ПУТЕЙ» ИЗ ЭЛЬ-БЕРШЕ

М.А.Рушева


Аннотация: Впервые установлено, что на картах Дуата Среднего царства из саркофагов некрополя Эль-Берше близ г. Гермополь  (XV септ или Заячий ном Верхнего Египта) воспроизводится топонимическая модель Месопотамского Двуречья.  Голубой и черной извилистыми линиями на картах Дуата обозначены р. Евфрат и р. Тигр, красной прямой лентой  --  сухопутный срединный путь, часть будущего Великого шелкового пути. Изображение спиралевидного зиккурата на месте Вавилонской башни, обнаруженное на саркофаге времен Среднего царства, позволяет, возможно, уточнить возраст строительства: башня уже существовала во времена XI династии фараонов Древнего Египта. Текст предназначен для историков, мифологов и широкой аудитории, интересующейся историей и мифами народов мира.


***


Дуат (dw:t) или Великий Чертог Двух Истин  -- это загробный мир древнеегипетской мифологии. И.В. Рак в книге «Мифы Древнего Египта» (СПб, ПетроРИФ, 1993) писал: «По представлениям Додинастического периода, находился на небе; души умерших вселялись в звезды; позднее считалось, что их перевозит в Дуат Тот на своей серебряной Ладье (Луне) или в облике ибиса переносит на крыльях. В эпоху Древнего царства Дуат локализуется в восточной части неба --месте «воскресения» Солнца, подобно которому воскресает и умерший фараон, отождествляемый с Осирисом. «Тексты Пирамид» фактически отождествляют Дуат с Полями Иалу, местом успокоения и блаженства усопших фараонов; в то же время отдельные изречения «Текстов» олицетворяют Дуат в облике богини-женщины, защитницы фараона. К началу Среднего царства сформировывается представление о подземном Дуате; Дуат начинает отождествляться с западным горизонтом, за который уходит «умершее» Солнце».


На илл. 114 в главе «Воскресение и путешествие по Дуату» И.В.Раком (1993) приведена карта Дуата, изображавшая, по словам автора, «две извилистые тропы, разделенные огненным озером, на берегах которого жили страшные чудовища, и пройти по тропе мимо озера мог только тот, кто знал имена страшилищ и священные заклинания. Чтобы облегчить странствие умершему, боги создали в Дуате ариты -- пристанища, где можно было отдохнуть и набраться сил. Но в такую ариту мог войти не всякий, а лишь знающий волшебные слова и имена демонов, которые стоят у входа на страже... Пройдя все врата и оставив позади четырнадцать холмов, умерший, наконец, достигал Великого Чертога Двух Истин».
 

Анализ приведенной карты Дуата, представляющей прорисовку изображения на саркофаге XI династии Среднего царства (рис.1), позволил автору этих строк придти к выводу, что изображение на ней является весьма упрощенной схемой Древней Месопотамии (рис.3). Дальнейший анализ цветных фотоизображений из Эль-Берше, сходных с упомянутой картой Дуата (рис.2), помог не только утвердиться в первоначальном выводе, но и уточнить некоторые детали, невидимые в черно-белом изображении. Настоящее эссе представляет результаты этого исследования, проведенного в целях дешифрирования картографической информации, запечатленной на древнеегипетских саркофагах из некрополя Эль-Берше.


***


Среднее царство (2134 г. – 1785 г. до н.э.)  соответствует, сообразно распространенной схеме,  временам правления  XI и XII египетских династий с  некоторыми вариациями датировок нижнего рубежа. В Среднем царстве стала применяться бронза, произошло завоевание Нубии с её золотыми приисками и Восточного Средиземноморья, при этом существенно увеличилось число африканских и азиатских рабов, возобновилось строительство пирамид. Во времена Среднего царства отмечен также расцвет наук и литературы, вкупе с определенными изменениями в языке: началась стадия среднеегипетского языка, охватывавшая периоды Среднего царства и Второй переходный. Во времена XI династии (2134 г. – 1991 г. до н.э.).  произошло объединение Севера и Юга под эгидой Фив. К основным деяниям XI династии относились стабилизация положения в стране, укрепление государства и восстановление ирригационной системы, существовавшей в Древнем царстве. Дальнейшее развитие оросительной системы Среднего царства произошло уже во времена XII династии (1991 г. – 1785 г. до н.э.), когда в Фаюмской котловине стала создаваться сеть водных каналов. На время ирригационных работ первый фараон XII династии Аменемхет I перенес столицу из Фив в Фаюм.


«Книга двух путей» получила свое название по двум извилистым линиям черного и голубого цвета (рис.1,2,4), изображенным на саркофагах номархов и их приближенных в некрополе Эль-Берше у г. Гермополь (др.егип. Хемену или копт. Шмуну «Восьмерка»), столицы Заячьего нома, XV септа Верхнего Египта. Эти две линии изображены на 22-х саркофагах из 53-х известных, причем между ними на рисунках проходит красная лента, отождествленная исследователями с «огненным озером».  Строительство гробниц в Эль-Берше началось по приказу Аханахта I, «друга царя» и первого номарха Заячьего нома Среднего царства в правление фараона Ментухотепа II (2010 г. – 1998 г. до н.э.)  Гробницы Аханахта I и его отца Джхутинахта в Эль-Берше являются древнейшими памятниками, покрытыми изречениями «Текста саркофагов». Строительство в Среднем царстве гробниц номархов прекратилось в конце периода Среднего царства, в правление Аменемхета III (1844 г. -- 1797 г. до н.э.).


Тотемической богиней нома считалась зайчиха Унут, чье имя давало название городу в период Древнего царства, к концу которого Унут стала изображаться львицей или змеей-уреем. Позднее культ Унут был вытеснен культами Тота и «Великой восьмерки» и перестал существовать со времен Среднего Царства. Гермопольская космогония  включала три версии с участием Хаоса: 1) с парами божеств разрушения и созидания в виде полузмей и полулягушек, изначальным холмом («огненный остров»)  и яйцом Хепри, созданным из земли и воды; 2) с рождением Ра-младенца из лотоса на изначальном холме и создании людей из слез Ра; 3) с белой птицей, Великим Гоготуном, снесшим яйцо, из которого появился бог Солнца. В итоге появившийся Ра создал первую божественную пару Шу и Тефнут.


С Первого Переходного периода (2155г. -- 2134 г. до н.э.). Гермополь считался культовым центром лунного бога Тота, приобретшего в Эпоху Среднего царства функции судьи, божества времени и медицины, а также защитника умерших в Дуате (древние греки отождествляли Тота и Гермеса). Изображение павиана на карте, представленной И.В. Раком (1993), проставлено с правой стороны истоков р. Тигр.  Следует отметить, что культы обезьян были широко распространены на юге Азии (Индия, Тибет, Китай) и в Африке. В Древнем Египте павиан был ипостасью Тота (др.егип. Джхути). Тот -- это писец Ра, идентифицировавшийся с левым глазом Хора-сокола и имевший кроме ипостаси павиана (гамадрила) также ипостаси ибиса и человека в сложной короне. Павиан Астенну, ипостась Тота, был в числе четырех павианов, наблюдавших за судом Осириса.

***

В ходе изучения изображений, известных из саркофагов Эль-Берше Среднего царства Древнего Египта, удалось сопоставить схемы Дуата с его двумя путями и срединным «огненным озером» с картой Древней Месопотамии (рис. 1). Две извилистые «тропы» Дуата опознаются как реки Евфрат и Тигр, имевшие в прошлом много названий, среди которых, видимо, известны далеко не все. Согласно шумеро-аккадским мифам, реки Тигр и Евфрат возникли из глазниц праматери Тиамат, вся земля Месопотамии -- из её тела, а загнутый хвост образовал небеса. Горы Месопотамии были насыпаны на месте головы и груди чудовища.      


Итак, одной из извилистых «троп» Дуата,  является река Евфрат (шумер. Бурануну, аккад. Пурату, араб. Эль Фурат, арам. Фрот, арм. Епрат, курд. Фират или Ферат и др.), обозначаемая голубой линией. На рис. 1 (Карта Дуата (И.В.Рак «Мифы Древнего Египта». СПб, ПетроРИФ, 1993, илл. 114), XI династия) в третьем слева изгибе реки виден спиралеподобный зиккурат. Вероятно, именно это сооружение стало известно как Вавилонская башня, и это её изображение позволяет существенным образом удревнить время её строительства, определив его не позднее времен XI династии Среднего царства Древнего Египта.


Другой извилистой «тропой» Дуата, обозначаемой черной линией,  является река Тигр (шумер. Идигна, аккад. Идигина, арам. Диглат, др.перс. Тигра, ивр. Хиддекель, хетт. и хурр. Аранзах и др.). Древний Тигр в далекие времена был самостоятельной рекой, в настоящее время имеет общее устье с Евфратом и может считаться левым притоком Евфрата. Что касается изображений Тигра на картах саркофагов из Эль-Берше, то весьма характерной и легко узнаваемой  фигурой в среднем течении реки Тигр является «трапеция» с тремя отростками, рассеченная линией на две части. Именно эта «трапеция» позволяет правильно сопоставить все изображения Дуата с географической картой Месопотамии. В целом, фигура «трапеции» образована тремя притоками р. Тигр: Большой или Верхний Заб, Малый или Нижний Заб и Дияла (возможно, нанесены линии ирригационных каналов).

Третьей тропой является сухопутная, а не водная дорога, часть будущего Великого Шелкового пути. Сопоставление её с «огненным» озером имеет некоторое объяснение в известном изображении «огненного» озера в четырехугольном корыте с четырьмя павианами по сторонам, освещенных храмовыми светильниками (Виньетка 126-ой главы «Книги мертвых», «Папирус Тауджа-Ра», XXI династия (1070 г. – 945 г. до н.э.) Позднего периода, Египетский музей, Каир), но это изображение выполнено спустя тысячу лет после «Книги двух путей».  В реальности обе реки и срединный путь Древней Месопотамии служили транспортными артериями, но при засушливом климате земля между реками в летний сезон становилась выжженной солнцем равниной с редкими оазисами.


2011 – 2016 г.г.

см. также"Картография Месопотамии в позднем палеолите" : http://www.proza.ru/2016/02/16/1405