Речь, мышление и жизнь

Даная Дан
Логика - это бог мыслящих.
/Лион Фейхтвангер/



В психиатрии существует термин «Шизофазия». Это симптом психических расстройств, выражающийся в нарушении структуры речи. У Шизофазии есть синоним: Шизофразия. От греческого schizo – разорванность и phasis – речь. Термин «шизофразия» тоже применим к речи, в которой отсутствует смысл, при этом грамматическое построение самой речи может быть правильным, но не предусматривает речевую проблему психическим заболеванием. Случается, когда человек сосредотачивается на одной какой-то мысли - уходит в себя, при этом и наступает разрыв в мышлении. Термин «шизофразия» используется в соцуме и применим к речи вполне здоровых, чей разрыв в мышлении вызван не болезнью, а является результатом внешних воздействий или свойством мышления. Потеря смысловой направленности речи при сохраненном её грамматическом строе имеет разную природу: как расстройство - характерна шизофрении, при этом содержание речи больного соответствует содержанию бреда; как свойство - людям с недостаточно развитой логикой и у тем, кому привычно мыслить нелогично, и может быть временным.

Мышление и речь взаимосвязаны. Мышление выражается через речь и речь формирует мышление - как мысли действуют на сознание, так и сознание действует на мысль. И чем глубже и основательнее продумана  мысль, тем четче и яснее она выражается в словах. В обратной связи - чем совершеннее словесная формулировка мысли, тем сама мысль понятнее. Мысли рождаются с помощью языка, и развитие мышления невозможно без языка. Но что происходит, если рвутся структурные связи? Для начала определимся, что такое мышление: это процесс познания окружающего реального мира, основанный на образовании и непрерывном пополнении информации. Активность мыслительного процесса зависит от запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. И активность влияет на последовательность мысли. Последовательность - свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли структурные связи и отношения присущие действительности. Структурные связи и отношения с действительностью разрушаются под действием сильных эмоций, алкогольных и наркотических веществ, к которым относятся и психотропные препараты, а также под действием зобмирования (насильственного изменения сознания) и в случаях травм головного мозга. При неразвитой логике эти связи слабо выражены. Путанная речь и неспособность четко сформулировать мысль выдают логическое несовершенство. Ибо правильное мышление - это способность следовать «логике вещей и событий». Логическое мышление лежит в основе всех мыслительных процессов. Насколько развита логика, настолько развит и интеллект, соотвественно - речь. Несмотря на то, что и безумие может быть логичным, адекватные отношения с действительностью определяют правильность мышления.

В состоянии неспособности логически рассуждать происходит разрыв отношений с самой действительностью. Действительность заменяется собственным воображением или ложными понятиями. В причинно-следственной связке это выглядит так: перестает воспроизводится структура мысли, не выстраиваются структурные связи, утрачивается связь с реальностью. В таком состоянии не замечаются противоречия в собственных мыслях, что в свою очередь приводит к несоответствию психических актов внешним обстоятельствам. Логические конструкции и готовые понятия используются и в состоянии безумия, и прав Уильям Шекспир, утверждая, что у всякого безумия есть своя логика, но реальность, на чем строятся эти рассуждения, не соответствует действительности. С учетом того, что логика не допускает противоречивости мысли самой себе и держит связь с реальностью, то любое отклонение от этих норм - уже шизофразия. За патологию мышления принимается и бесплодное мудрствование - это склонность к пустым, бесплодным, поверхностным суждениям, при этом высказывания чаще многословны, напыщенны, многозначны. Чрезмерная потребность в самоутверждении и самовыражении через пустословие - все тот же результат мышления, в котором неналажены связи с мыслями и действительностью.

Логика требует постоянного развития. Эта способность, если ею не заниматься, заменяется склонностью мыслить нелогично. А люди сами по себе не склонны рассуждать. Поэтому чаще встречается мышление, при котором человек мыслит удобными ему понятиями - выгодными штампами и собственным воображением. При таком мышлении, в отсутствии четких понятий соответствующих действительности, мысли доводятся до абсурда. И это покруче шизофразии, когда человек без симптома психических расстройств свою явь выдает за реальность. Логическое мышление замененное на собственное воображение - одно из примитивных мышлений, но самое удобное, потому как не требует никаких умственных напряжений. Неадекватные действия, как следствие нелогичной мысли, не замечаются - внутренняя реальность переносится во внешний мир и собственные удобства становятся нормой поведения.

При всех видах мышления, логика тогда становится правильной логикой, если четкие понятия связаны с действительной реальностью. Логические конструкции построенные на ложных понятиях - результат насильственного изменения сознания. Неспособность  рассуждать - неумение воспроизводить структуру мысли, и это отрицательное качество непременно сказывается на речи - она становится непоследовательной, без смысла содержания. Невыстроенная структура между мыслями - неналаженная связь с самой действительностью. Мыслить как удобно, не задействуя логику - жить по подсказке собственного воображения или указу сверху и деградировать в сознании. Возможно, неприученные к логике, незнающие иного мышления счастливы в своем незнании, что они - тупиковая ветвь в эволюции разума.

Умственные способности наследуются. Если родители обладают одним типом мышления, ребенок не станет обладателем другого. Но любую способность можно развивать. Да разве можно достучаться до сознания живущего в собственном воображении. Поэтому западная система образования построена на развитии логики. Что недодали родители, то привьет и разовьет школа. Непрерывный процесс логического мышления исключает всякую непоследовательность, а значит связь с реальностью не прерывается, и она двухсторонняя. Это и получение, усвоение  и отдача информации, и построение правильных взаимоотношений с обществом и миром в целом, и критическое отношение к своим возможностям и возможностям других. Не потому ли западная цивилизация отличается от российской, что западное общество усвоило урок эволюции: чем они умнее, тем лучше живут. Принцип западной цивилизации сформулировать можно так: если можешь стать умнее других, стань таковым или уступи место другому! Что значит: каждая должность занимается по способностям. Отсюда и прогресс - ментальный, технический, культурный. Отсюда и высокий уровень жизни.

Очевидно, интеллектуально невозможно продвинуться без понимания всеобщей связи. Что не только сам человек влияет на жизнь, но жизнь влияет на него. И изменения в самом малом вызывают последствия в большом. Что реально взаимосвязь всего осуществляется через движение. И если ставится задача изменить общество, изменения начинаются с развития логики каждого. Мысль (по значимости) - больше, чем движение. Мысль - предпосылка к действию. И несоответствие отдельных психических актов и их совокупность внешним обстоятельствам - тоже результат мысли. А мысль - действие ума: как человек мыслить, так и живет. Но, при всей этой очевидности, мир разделен на демократический и тоталитарный. Видимо и очевидность невозможно узреть без четких понятий и логичной мысли.



* в статье использован материал из справочной литературы по психологии