Принцесса на горошине

Заур Квижинадзе
               

               
      
             (пьеса по мотивам сказки
                Г-Х.  Андерсена)


                Москва.   2001 г.



                Действующие лица:

                1. Король
                2. Королева
                3. Принц
                4. Принцесса Виола
                5. Волшебник Хальгер
                6. Принцессы-невесты (много)
                7. 1-я служанка
                8. 2-я служанка
                9. Придворные и слуги
                10 . Гости на свадьбе.

 
               

Картина 1-я.

                Дуэт… (в затемнении)
               
                Когда короли отдыхают, -
                Не надо шуметь и кричать…
                Во сне короли забывают,
                Что надо страной управлять!
                Страна же их сну только рада,
                Ей проще и легче дышать,
                А все потому, что не надо…
                Не надо страной управлять!…
                Не надо, не надо, не надо,
                Не надо страной управлять…
                Поверьте, хватит ей ума:
                Она управится сама!
               
                (постепенно сцена освещается)
         
   (Спальня короля. Большая кровать, туалетный столик, большое зеркало, балдахин, под кроватью ночной горшок, тапочки, разбросанная одежда, ковер, стулья, пуфики, столик, стаканы, кружки, графин, чашка с блюдцем, ложечки, ножик, вилка, салфетки и т.д.)
 (Король чихает и открывает глаза, недовольно оглядывая комнату. Стремительно входит Королева в окружении придворных)

Королева – Друг мой! Вы ещё в постели? А, между тем, уже 9 часов
                утра! Позвольте Вам заметить, что это, с Вашей стороны,
                просто расточительность!

Король -   Ангел мой! В чём Вы видите расточительность? Только
                ли в том, что я нынче так сладко поспал и даже видел во
                сне…

Королева – Расточительность Ваше Величество, в том, что Вы
                тратите на сон драгоценнейшее время, столь
                необходимое для неотложных важных государственных 
                дел…

                (Король встает, и придворные надевают на него халат.
                Одна из горничных, отворотив нос, выносит ночной
                горшок).
Король –   Какие же такие важные государственные дела ждут меня,
                ангел мой?

Королева – Ах, мой друг! Вы, видно, забыли наш вчерашний
                разговор! Я же просила Вас давеча не налегать на
                спаржу!

Король – Виноват, виноват, радость моя! И всё-таки! Напомните
                мне, любовь моя, в чём, собственно, дело?

Королева – Дело, разумеется, в женитьбе нашего сына, друг мой!
                Принц не находит себе места, и я уже начала опасаться
                за его рассудок! Кроме своих шахмат он ничего не 
                видит! И зачем только Хальгер обучил нас всех этой 
                идиотской игре!

Король -  (ему сразу стало скучно) –  Но позвольте,
                дорогая!  Шахматы здесь не причём! Ибо, с
                незапамятных времён шахматы считаются мудрейшей
                игрой.  А что касается принца… Я уже устал! Я 
                предлагал ему на выбор всех  принцесс, каких только
                знаю! Мы объехали все соседние королевства! Мы были
                даже на Шпицбергене! И этот паршивец отверг
                всех! И всех – по одной и той же причине!!!

Королева – По какой, друг мой?

Король  - Он, видите ли, считает, что все они – ненастоящие!
                Ненастоящие принцессы! Это психоз какой-то! Я буду
                жаловаться в Сенат!

Королева -  Что значит «Ненастоящие»??

Король -  Господи! Да если б я знал, что это значит! Вот так!
                Ненастоящие, и всё тут! Я, ангел мой, в полной
                растерянности! Помнится, когда я выбирал, я не
                привередничал!

Королева – Это кого же Вы выбирали, друг мой?

Король – Как это кого? Вас, ангел мой!

Королева – Полно врать-то! Это я Вас выбрала и позволила Вам на
                мне жениться!

Король – (смутившись) Ну, хорошо, хорошо! Не извольте гневаться,
                ангел мой! А что до сына – так я Вас очень прошу:
                поговорите с ним! Может быть, Вас он послушает! Всё-
                таки мать – это не отец! Ну, Вы сами знаете, как повлиять
                на него. Я прошу и надеюсь на Вас. А я, с Вашего
                позволения, пока приму ванну и съем свой завтрак. Мне
                сегодня, кажется, обещан гоголь-моголь!

         Песенка короля:

                Люблю я завтрак и обед
                И ужин обожаю,
                Ну вот, такой уж я эстет,
                Или гурман, не знаю…
                Пока мне кофе не дадут
                И бутерброд с повидлом,
                Я на работу не пойду,
                Хоть это вам обидно…
                Не стану я указ писать,
                И обсуждать законы,
                Пока мне не сочтут подать
                Яичницу с беконом!
                Каков король! Каков король!
                Вы скажете с упрёком!
                А я на вас вниманья – ноль!
                Запью томатным соком!
                Не долог королевский век,
                Не лезьте ему в душу!
                Король – он тоже человек,               
                И тоже хочет кушать…               

                (уходит в сопровождении придворных)

Королева – Да уж, видно, пока я не возьмусь за дело, толку не будет.
                И я уж и придумала кое-что! Пора разогнать тоску
                моего мальчика, моей росиночки, моей звездочки!… Уж
                я-то знаю, как это сделать… Эй вы! За мной!
                (уходит)



Картина 2-я
                (из конца в конец сцены проходит Принц. Он поет свою
                песенку)               

                Песенка принца.
 
Тебя не встретить, ну никак!
О, где ты? Дай ответ!
Ведь я красив, и не дурак!
А мне невесты нет!

Как много в мире красоты
И счастья, и любви…
Но где же ты? Но где же ты?
Ответь мне, позови…

Припев:          И тут красота,
                И там красота,
                Но всё не моя, и не та…
                И эта – не та!
                И эта – не та!
                И эта, и эта, и та….


Ко мне приходишь ты во сне,
Когда я позову…
Ах, если б ты пришла ко мне
Однажды наяву…

Ведь мир – пустыня для меня,
И бродит в ней один,
Свою любовь к тебе храня,
Несчастный царский сын…

         Припев: И тут красота,
                И там красота,
                Но всё не моя, и не та…
                И эта – не та!
                И эта – не та!
                И эта, и эта, и та….

(Принц скрывается на другом конце сцены)

Картина 3-я.
                (На сцене появляются Хальгер и Виола. Виола плачет)

Хальгер -      Ну-ну, девочка! Успокойся! Всё будет хорошо! Я
                обещал твоим родителям, что постараюсь исполнять
                все твои желания, пока они путешествую по Африке.
                Знали бы они, что их дочь влюбится в принца!

Виола  -         Ах, крестный! Вот так всегда! Вы мне говорите, всё
                будет хорошо, а ничего хорошо не бывает! Все совсем
                даже не хорошо!

Хальгер -      А он что, тебе и правда нравится?

Виола  -        Очень нравится! Только он какой-то дурной! Он просто
                ничего, кроме своих шахмат не видит! И ни о чем,    
                кроме них не думает!

Хальгер -     А вот это уже неправда! Я тут подслушал его песню. Он
                ищет свою любовь, уверяю тебя! Но пока это у него на
                втором месте, а на первом, как ты правильно подметила,
- шахматы! Вот на этом-то и надо сыграть!

Виола  -     На шахматах?

Хальгер -   На его любви к шахматам! Чтобы он обратил на тебя
                внимание, ты должна его обыграть! Но это не так-то
                легко! Хотя я сам научил  и его и тебя этой  игре, он
                здорово преуспел за последнее время. Я просил
                тебя проштудировать лучшие китайские партии. Ты
                готова к поединку?

Виола -    Вроде готова… Но как это устроить?

Хальгер – А  я это очень даже скоро устрою, и  вот тогда все будет
                зависеть от тебя…Иди, готовься, меня вызывают к
                королеве, а это значит, что скоро у тебя будет шанс
                отличиться… До встречи!

                (и они расходятся в разные стороны)    



Картина 4-я.
                ( Комната королевы.  Королева сидит на
                вращающемся стуле,  пудрит нос и поет свою песенку.)

                Песенка королевы.


                У нас, королев, очень много забот!
                Во-первых, без нас одичает народ,
                Опять же, без нас не прожить королям,
                Без нас будет стыд и без нас будет срам!
                Никто не назвал короля дурачком,
                Но всё-таки он под моим каблучком,
                И очень я этим горда, господа!
                Так было, так есть, и так будет всегда!
               
                (Входит мрачный принц)

Принц – Вы искали меня, маман?

Королева – Ну конечно же, моя крошка!…

Принц – Но маман! Я тысячу раз просил Вас не называть меня
                крошкой! Это, в конце концов, издевательство!
                Придворные умирают со смеху от этих Ваших «крошек»,
                «птичек», «рыбок», «котиков», «лапочек» и тому подобной
                чуши! Я – взрослый мужчина, и требую к себе уважения!

Королева – Но, мальчик мой! Ведь я – твоя мама!

Принц – Да! Вы – моя мама! И спасибо Вам за это! Мерси! Но я уже
                не мальчик! Поймите! Не мальчик! Это же так просто! Как
                е-2 – е-4! А это значит, что я не крошка, не рыбка, не
                птичка, и, тем более, не лапочка! Я – мужчина! И я –
                принц! Не так ли?

Королева – Разумеется, моя…

Принц -  Я Вас умоляю: не продолжайте! Не то, я, в очередной раз,
                получу какую-то кличку! Коли я – мужчина, коли я –
                принц, обращайтесь, пожалуйста, ко мне, как к принцу!

Королева – Хорошо, мой  принцычек!
Принц – О, маман! Вы – не исправимы!

Королева – Прости, прости, дорогой мой! Твоя мамочка больше не
                будет! Зато, у твоей мамочки есть для тебя чудесная
                новость!

Принц -  Ах, мама! Мне кажется, что уже ничто не может меня
                обрадовать в этой жизни…

Королева – А ты послушай! Я знаю, как нам найти для тебя невесту!
                Наш сосед – повелитель королевства «Лебединое
                гнездо» - посоветовал обратиться за помощью к
                волшебнику Хальгеру, которого ты знаешь…
 
Принц -      Да! Я знаю и очень люблю Хальгера! Ведь это он научил
                меня самой великой игре в мире!

Королева -  Так вот. Хальгер знает, как увидеть всех принцесс,
                живущих на свете…

Принц -  (загораясь) Правда? Что-то не верится…
\
Королева – Да, моя рыбка! (Принц поморщился, королева
                спохватилась). Прости, прости….  Хальгер уже          
                здесь…
                (хлопает в ладоши. Входит горбун Хальгер). 


                Песенка Хальгера.

                За невольное вторженье,
                Я прошу у Вас прощенья,
                Но, мне кажется, сейчас
                Я необходим для Вас…
                На правах большого друга
                Я всегда готов к услугам,
                Всё, что скажете, готов
                Исполнять без лишних слов… 

Хальгер – (с поклоном) Ваше Величество, Ваше Высочество…
                Всегда рад услужить  столь почитаемым и любезным
                королевским особам…

Королева – Ну, коль рады услужить, то и услужите! Как
                договаривались. Видите, как мрачен и грустен мой сын.
                Верните ему радость, и король отблагодарит Вас…

Хальгер – Как Вам будет угодно, моя госпожа! Я покажу юноше
                всех принцесс земного шара! Хальгер обещал – Хальгер
                сделает!… Ваше Величество! Сейчас мы с Вашим сыном
                исчезнем, по-английски, не прощаясь. Так  пусть Вас это
                не пугает, мы обязательно вернемся!.. Мой юный друг!
                Подойдите ко мне…

                (Хальгер произносит заклинание)

                Марамбама – харамбама – нарамбама!

                (затемнение)

Картина 5-я.

        (Постепенно возвращается свет. Хальгер и принц оказываются в волшебном саду. Красивые девушки – принцессы прогуливаются среди экзотических деревьев и растений. Тут и китаянка, и японка, и негритянка, и шведка, и  украинка, и цыганка, и русская, и узбечка и т.д. 
 Принц и Хальгер разгуливают среди всего этого великолепия)

                ( песенка девушек )
               
                Мы здесь расцветаем в чудесном саду,
                На лоне природы, у вас на виду…
                Смотрите, смотрите, смотрите…
                И замуж скорее берите….
                Мы все совершенны, милы и чисты,
                Мы все – эталоны мирской красоты,
                Смотрите, смотрите, смотрите…
                И замуж скорее берите… 
               
Хальгер  -  Смотрите, дорогой мой господин! Смотрите
                внимательно! Здесь собрана вся красота мира! Взгляните
                на эту: какая красавица!

Принц – О нет! Не она! Она не похожа на настоящую принцессу!

Хальгер – Воля Ваша! А уж я-то бы… А вот эта! Вы только
                взгляните!

Принц -   И она ненастоящая!

Хальгер – В таком случае, может быть, вот эта! Обратите внимание
                на линию бедра…

Принц -  Нет, нет и нет! Эта – тоже ненастоящая!

Хальгер – Ну а вот эти! Какие глаза! Каким жемчугом сверкают
                зубки! Ах, что за грациозность… В чем дело?

       (Принц его не слушает. Он увидел восседающую перед изящным столиком Виолу, вернее не Виолу, а раскрытую перед ней шахматную доску с расставленными на ней фигурами. Принц подходит и, не глядя на девушку, продолжает игу. Виола делает ответный ход. Блиц-игра продолжается всего несколько секунд.  принц ставит Виоле мат, и, не взглянув на неё, отходит к Хальгеру)

Принц – О, да! Они прекрасны! Я не спорю! Я верю Вам! Я даже сам
                это вижу! Но все они НЕНАСТОЯЩИЕ ПРИНЦЕССЫ!
                Я чувствую это!

Хальгер – Да пусть мне отрубят голову, если я Вас обманываю!

Принц – Нет, нет! Вы очень добры! И я верю, что Вы меня не
                обманываете! Но для меня они все – ненастоящие! Для
                меня! Понимаете?! Я не хочу больше оставаться здесь!
                Верните меня, пожалуйста, во дворец…

Хальгер – Мне очень жаль, Ваше Высочество. В этом волшебном
                саду столько принцев нашли своё счастье…

Принц – Только не я! Не сердитесь и верните меня домой… 
               Пожалуйста…

Хальгер – Воля Ваша, мой господин! Домой – так домой!…

           (Хальгер произносит заклинание) 

                Марамбама… харамбама…. Нарамбама….

(уходит свет, звучит музыка, а когда свет приходит мы уже в гостиной дворца, где на красивом кресле восседает королева в окружении придворных)

Картина 6-я.

Королева – Как это понимать, достопочтенный  Хальгер? Вы что же,
                вернулись ни с чем?

Хальгер – Увы, Ваше Величество! Их Высочество забраковали всех
                принцесс нашей планеты! Случай в моей практике просто
                невероятный!

Королева – В чем дело, мой птенчик? О, прости, прости, твоя
                мамочка больше не будет! Итак! Что же произошло?

Принц – О, маман! Да ничего не произошло! Просто все эти
                прекрасные девушки не принцессы!

Королева – Как? Все?

Принц – Все…

Королева – Но это…. невозможно!

Принц -  Возможно, возможно! И я это чувствую! Прости меня, мне
                так обидно…

Королева – Бог мой! Что же нам теперь делать-то?

Принц – Я не знаю… Позволь мне уйти. Я бы хотел остаться один…

Королева – В этом-то всё и дело, что ты один, мой пупсик! О,
                господи! Что я говорю?! Прости свою мамочку!…
                Прости! Иди, отдохни, дорогой мой! Представляю,
                как ты измучился! Шутка ли – увидеть сразу столько
                девиц, и ни одной не выбрать! Кошмар!

Хальгер – Позвольте и мне откланяться, Ваше Величество!

Королева – Ступайте, ступайте, маэстро! И передайте
                управляющему, что я велела уплатить Вам из царской
                казны!
Хальгер –   Вы очень великодушны, моя королева… (уходит)

Королева – Королева-то королева, а вот сына женить никак не
                могу… Как там поётся? «Все могут короли, все
                могут короли…». Ни фига они не могут! Как же быть?

                (входит король)
Король – Ангел мой! Скажите, когда снятся слоны, это – хорошо,
                или плохо?

Королева – Какие ещё слоны? У Вас жар, друг мой?

Король – Да нет же! Просто утром я совсем забыл сказать Вам,
                что мне приснилось целое стадо слонов! Представляете!

Королева – Ваш сын только что вернулся из стада невест! Не выбрав
                ни одной!

Король – Да? Странно… И что вы об этом думаете?

Королева – А Вы? Вы что об этом думаете?

Король – Гм… А может… Может быть его вообще не устраивают
                девушки…

Королева – И кто же, по Вашему, его устраивает? Юноши, что ли?
                Вы это на что намекаете?

Король – Я… Я ни на что не намекаю… Просто… я слыхал… Что
                Бывают… Такие случаи… когда…

Королева – Нечего молоть чепуху! Мой сын вполне нормален1 А
                Вам надо поменьше баловаться наливкой… Тогда и
                Слоны не будут докучать! Вот!

Король – О, не сердитесь, ангел мой! Я ведь тоже не нахожу себе
                места! Почему же он никого не выбрал? Что он сам-то
                говорит?

Королева – Говорит, что все принцессы – ненастоящие!

Король – Как это ненастоящие?  Неживые что ли?

Королева – Ненастоящие принцессы! Заладил одно и то же! Не
                настоящие, и всё тут! Вот что он твердит без конца!

Король – (подумав) Может, его выпороть?

Королева – Да как Вы смеете даже думать об этом! Выпороть!
                Мою птичку! Мою рыбоньку!

Король – Да уж, рыбонька! Эта рыбонька, пожалуй, сама меня
                выпорет!… Да что ж это такое! Королевство
                парализовано! Вынь да положь настоящую принцессу для
                Его Высочества – мистера Привереды! А где её взять,
                скажите на милость? Где? По-моему, у меня мигрень…
                Пойду, прилягу…

Королева – Хорошо, друг мой… Я, пожалуй, тоже поднимусь к себе
                и раскину карты…

                (оба уходят)

Картина 7-я.


           (После затемнения на сцене появляются Хальгер и Виола)

Виола -   (она плачет) Вот видите! Видите! Он даже не взглянул на
                меня!!

Хальгер – Но ведь ты проиграла! Ты же проиграла!

Виола -     Да! Я поздно заметила его слона!

Хальгер – Вот именно! Если бы ты выиграла, он бы точно взглянул
                на тебя…

Виола -    Крёстный! Миленький! Что же теперь делать?

Хальгер – Пустим в ход основной вариант! Ты помнишь всё, что я
                тебе говорил?

Виола -     Д…..да…

Хальгер -  Учти! Королева захочет тебя проверить! И вот что она
                сделает! (шепчет ей на ухо) Это я сам ей когда-то
                посоветовал! Тут тебе придётся сыграть как актрисе!
                Справишься, всё будет в порядке, не справишься –
                Опозоришься, и тогда не  видать тебе принца! Поняла?

Виола -      Д…..да….

Хальгер – Всё! Беги, приготовься! Шахматы не забудь! Сегодня 
                будет как раз такая ночь, какая нам нужна. Я видел
                большую тучу! С богом, девочка! Я верю в тебя!

                (оба исчезают)
   
       (Постепенно темнеет, это наступает вечер и где-то на улице
         начинается дождь, который перерастает в настоящий ливень.
       Слышны раскаты грома, дождь барабанит по крыше, сверкает
        молния)
                (затемнение)

Картина 8-я.

      Шум дождя. Сцена потихоньку скупо освещается. Настоящий ливень. Из одного края сцены в другой бежит существо, похожее на призрак. Это принцесса. В её руках шахматы… Она останавливается и поёт свою песенку…
               
                Песенка принцессы.       

              Ну, как же так можно, чтоб столько воды
              Лилось и лилось на меня?
              Ведь надо же как-то спастись от беды
              И ножки погреть у огня…
              Совсем не хочу я промокнуть насквозь
              И носиком хлюпать потом…
              Уж, коли, до нитки промокнуть пришлось,
              Пора бы впустить меня в  дом!
                Принцессу мочить!
                Принцессу мочить!
                Такое нельзя позволять!
                Придется лечить!
                Придется лечить!
                И прихоти все выполнять!

                Ну кто мне поможет? Я так влюблена!
                Мне больно и грустно! Зачем я одна!
                Мне больно и грустно!
                Мне больно и грустно!
                Мне больно и грустно!
                Зачем я одна?…
               
(Принцесса скрывается за сценой…)


Картина 9-я.
                (Каминный зал. Король и королева в чепчиках у камина
                играют в шахматы.)

Король – А я вот Вас турой как тюкну!

Королева – Ладьей, мой друг, ладьей! Пора бы уж знать такие вещи!
                Ну а я Вам на это – шах слоном!

Король – А откуда тут взялся этот офицер?

Королева – Слон, Ваше Величество! Слон! Вам же снятся слоны…

Король – Какой же это слон? Это же офицер! И его тут не было!

Королева – Не будьте ребенком, Ваше Величество! Слон может
                пересечь всю доску, лишь бы путь был свободен! А путь,
                как видите, очень даже свободен, не так ли?

Король -  М…да… Подловили Вы меня, ангел мой… Надо же, какой
                дождь! Не дай бог о такую пору оказаться на улице…

         (и в этот момент раздается стук в дворцовые ворота, стучат,
           видимо, камнем, или палкой, так, что это слышно даже сквозь
           шум дождя)

Королева – Интересно, кто бы это мог быть?

Король – Может быть, заблудился кто?

Королева – Кто бы это ни был, в данный момент он мокнет! А мы с
                Вами разговоры разговариваем! Ступайте, мой друг,
                и прикажите отпереть ворота! Наш долг – оказать
                гостеприимство терпящему бедствие!

Король -  Бегу, бегу, моя королева! Повинуюсь и мчусь!
                (величественно, не спеша,  покидает каминный зал)

Картина 10-я.

                (у ворот дворца)

Король – (медленно появляясь) Бегу, бегу, бегу! Вот народ! Все
                спят! Слуги укладываются в постель раньше короля! Черт
                знает, что такое! Да! Да! Уже открываю!

                (открывает ворота и видит… девушку. Но на что она
                похожа! От костюма почти ничего не осталось, лишь
                каркас юбки, да обрывки материи тут и там… Она
                вымокла до последней нитки. Посиневшей ручкой
                сжимает коробку с шахматами…)

Король – (обалдев) Шахматы… (очнувшись) Да входите же, не
                мокните!

Принцесса – К сожалению, эта просьба запоздала…

Король –       Но кто Вы, дитя мое?

Принцесса – Представьтесь сначала Вы, если Вас это не затруднит…

Король – Не затруднит! Я – король, с вашего позволения! Вы
                удовлетворены?

Принцесса – Вполне… Спасибо… А я – Принцесса! А что, разве это
                не чувствуется?

Король – Если б Вы могли видеть себя со стороны, такой вопрос
                просто не мог бы даже возникнуть… Ну, что ж… Итак,
                Вы…

Принцесса – Принцесса! А что?

Король – А то, что произносить это слово в моем присутствии
                отнюдь небезопасно! К тому же, этого просто не может
                быть!
Принцесса – Это ещё почему?

Король – Наверное, потому, что Принцессы в такое время и,  в
                такую погоду,  не ходят пешком,  они вообще не
                болтаются на  улице, а если это уж это им очень
                необходимо, то они, (заметьте, я  имею ввиду принцесс!)
                путешествуют в фиакрах! Вам знакомо такое слово?

Принцесса – (вспыхнув) Но фиакры в непогоду иногда ломаются,
                Ваше Величество, не так ли?

Король – Резонно…
                (появляется Королева)

Королева – С кем это Вы тут болтаете, друг мой? Господи! Что это?

Король – Оно утверждает, что Принцесса, мой ангел!

Королева – Принцесса!!!???

Принцесса – Да, Ваше Величество, я – принцесса! А что тут
                удивительного? Ведь вы же – король?

Король – Да! Я – король!

Принцесса – А Вы, Ваше Величество, как я понимаю, королева!
                Не так ли?

Королева – Именно так, дитя мое!

Принцесса – Ну а я вот – принцесса! Это бывает…

                (входит Принц)

Принц – С кем это вы тут разговариваете?

Король (насмешливо) – А ты что, сам не видишь? С принцессой!

Принц – Надо мной опять издеваются?

Королева – Никто над тобой не издевается, ягодка моя! (Принц
                болезненно морщится) Ой! Прости, прости! Я опять
                забыла!.. Я просто хотела сказать, что вот это существо
                только что заявило, что Оно – принцесса!

Принцесса – Во-первых, с Вашего позволения, я – не… оно! Во-
                Вторых, я – действительно принцесса, а в-третьих, как
                я понимаю, это ваш сын, и, стало быть, принц!…
                Что ж, очень приятно познакомиться… правда, очень
                мокро…

Принц -       (увидев коробку) Шахматы…
                (внимательно смотрит на Принцессу. Она ему уже 
                нравится)

Принцесса – Что тут удивительного? Это моя любимая игра, и
                шахматы всегда со мной! А что, здесь есть
                шахматисты?

Король  -     Дитя моё! Тут все – шахматисты! А вот этот молодой
                человек – главный шахматист, и я не советую Вам
                оказаться с ним за шахматной партией!

Королева – Господи! Да что же я стою, старая галоша! Девочка
                продрогла, а мы тут со своими разговорами! Эй, слуги!
                Подать сюда мой заячий тулуп! Идём, детка, снимем то,
                что осталось от твоей одежды…

                (Королева и Принцесса уходят)

Король -  Ходют тут всякие…

Принц – Интересная девушка… В такую погоду…. Одна…. И…. С
                Шахматами… Красивая…

Король – Тоже мне! Принцесса!

Принц – Да никакая она не принцесса! Просто красивая девчонка…
                с шахматами…  Красивая…

Король – Что я слышу? Мой сын заговорил о женской красоте!
                Верить ли своим ушам?! (уходит)

Принц -    Красивая… И с шахматами… с шахматами…. (уходит)

                ( Появляются две служанки с мокрыми остатками
                одежды Принцессы)

Картина 11-я.

1-я Служанка – Ты видела её фигуру! Отпад! Классика! А когда она
                была в этих лохмотьях, и не подумаешь!

2-я Служанка – Я тоже сперва подумала: нищенка какая-то, а она как
                взглянет – я чуть язык не откусила! Айда сегодня на
                танцы! Опять те два пастушка играть будут!

1-я Служанка – Пойдем! Конечно пойдем! Вот только их Величества
                угомонятся тут же и помчимся! А с этим-то что
                делать? (указывает на остатки одежды принцессы)

2-я Служанка – Что делать? Да выбросить! Кто ж это теперь
                наденет? Ту же живого места нет!

1-я Служанка – И то верно! Да и матушка-королева велела
                выбросить, а я как на девицу-то загляделась, да и
                забыла обо всем!  Побежали!

                (служанки убегают)

Картина 12-я.
               
                (в каминном зале. Король и Принц разглядывают
                шахматную партию)
Принц – Безнадежная партия! Папа, ты продул!

Король – И когда это она научилась так здорово играть? Может
                стырить у неё туру?

Принц – Ладью, папа! Ладью! Да тебе в этой партии уже ничего не
                поможет! Сдавайся, пока не схлопотал мат!

 (входит Королева. Она ведет за руку Принцессу в накинутом на плечи заячьем полушубке. Коробка с шахматами по-прежнему с ней)

Королева – Присядь, деточка, поближе к огню.
                (хлопает в ладоши, и входит лакей с подносом, на котором
                стоит стакан с горячим молоком, вазочка с медом и
                тарелочка с кренделями)
                Оставьте это на столике и идите!
                (лакей ставит поднос на маленький столик и уходит)
                Выпей горячего молочка с медом и закуси крендельком…
                (обращаясь к Королю и Принцу)
                Вы тут побеседуйте с девушкой, пока я ей постель
                Приготовлю… Не бойся, детка, здесь тебя никто не
                обидит!
                (Королева уходит)

Король – Юная леди! Вас в наших краях застала непогода! Что ж!
                Нюансы природы нам не подвластны! Но позвольте
                полюбопытствовать! Куда же подевались Ваши спутники!
                Ведь Принцессы, заметьте, я делаю ударение на этом
                слове, принцессы не путешествуют в одиночестве, не
                так ли?

Принцесса – Может быть и так, Ваше Величество! Но только не в
                этот раз! Я поругалась со своим папочкой, кстати, тоже
                королем, прыгнула в коляску и умчалась, куда глаза
                глядят! Кони неслись и неслись, а я все стегала и
                стегала их кнутом, пока они совсем не обезумели, и не
                опрокинули коляску! Я покатилась кубарем и потеряла
                сознание! А очнулась я уже вечером, в глухом лесу. И
                тут начался этот жуткий дождь! Я бежала, не разбирая
                дороги, поэтому мой дорогой наряд превратился в
                сплошные лохмотья! И тут вдали я увидела слабый
                свет – это горела свеча в одном из окон вашего дворца.
                И вот я здесь…

                (затемнение)

Картина 13-я.

                (Гостевая комната. Королева готовит постель для гостьи)

Королева – Ишь ты! И эта туда же! Принцесса она! А вот мы
                возьмем, да и проверим, какая ты Принцесса, милочка!

               (Королева на минуту задумалась, а потом вышла и вскоре
                появилась, держа в двух пальцах одну единственную
                горошину)
- Да! Я проверю, какая ты принцесса! И мне поможет вот
      эта маленькая горошина! Но тс! Об этом никто не
      должен знать!…
(И Королева аккуратно положила горошину на комод. А потом сняла с кровати все тюфяки и подушки, взяла с комода горошину и положила её на голые доски кровати. После этого она положила сверху 20 тюфяков и 20 перин из гагачьего пуха)
Королева -  (с усмешкой) Принцесса! Что ж! Посмотрим, какая ты
                Принцесса!

                (и Королева выходит)


Картина 14-я.

                (в каминном зале. Принцесса играет с Принцем в
                шахматы, а Король пытается подсказывать сыну)

Принцесса – Ваш ход, Ваше высочество!

                (Принц делает ход)

Король – Куда ж ты туру ставишь? Она же тебя съест!

Принц – Оставьте, папа! Ладья под защитой!

Король – Офицером сожрет, я тебе говорю! Офицером! Слово
                Короля!

Принц – Папа! Научитесь называть фигуры своими именами,
                наконец! И прекратите подсказки! Неудобно…

Король – Сейчас она тебе влепит мат! Вот тогда и будет неудобно!
                Спасай королеву! Ей сейчас гардероб будет! Королеву
                спасай, тебе говорят!

                (входит Королева)

Королева – Это кто тут Королеву спасать собрался? И от чего?

Принцесса – От мата, Ваше Величество!
Королева – А кто тут позволяет себе выражаться при дамах? Уж не
                Вы ли, Ваше Величество? Фи, как некрасиво и стыдно!

Король – Не извольте беспокоиться, мой ангел! Это всего лишь
                шахматная партия, и мат, соответственно, шахматный…

Королева - Слава богу! А то ведь знаю я Вас…

Король – Юная леди, кажется, разделала нашего сына под орех!
                Спасайте наследника от конфуза, Ваше Величество!

Принц – Я не чувствую никакого стыда, уступив в борьбе со столь
                искусным мастером, как наша уважаемая гостья! Я сдаю
                партию и благодарю Вас, мадемуазель, за хороший урок.
                Признаюсь: я недооценил Вас. Если нам придется ещё
                когда-нибудь сесть за шахматную доску, я постараюсь с
                первого же хода быть предельно внимательным и
                осторожным…

Принцесса – Спасибо! Вы очень добры ко мне, Ваше Высочество.

Королева – А теперь, позвольте прекратить ваши игры, потому что
                гостье пора отдохнуть! Все разговоры, игры,
                развлечения – все завтра! Завтра! А сейчас – спать,
                спать, спать! Пойдемте, дитя мое! Я Вас провожу…

Принцесса – (делая кник-сен, насколько это возможно в
                полушубке) - Спокойной ночи, Ваше Величество!
                Доброй ночи, Ваше Высочество!

Принц – Спокойной ночи…

Король – Спи спокойно, дитя мое…

                (Королева уводит Принцессу)

Король – Что это? Я давно не видал такого румянца на твоих щеках!
                Интересно! Что бы это значило? Уж не растревожила ли
                твою душу наша мокренькая незнакомка? Колись!

Принц – Что-то душно здесь, папа! Пойду, пожалуй, к себе,
               почитаю Апулея…    (уходит)
Король – Ах, молодость, молодость! Сколько в тебе загадок и
                неожиданностей! А где моя молодость? Как могла она
                так быстро промчаться?  Где мои 20 лет? Какие были
                годы! А какие были…Впрочем,  об этом не вслух…
                (уходит)

Картина 15-я.

                (Спальня Принцессы, Входят Королева и Принцесса)

Королева – Вот твоя постель, девочка. Ты можешь укладываться.
                Может быть, позвать служанку?

Принцесса – Вы очень добры, Ваше Величество, но, я думаю,
                сегодня не обязательно…

Королева – Ну вот и ладушки. Спи спокойно, детка, а если тебе что-
                нибудь понадобится, позвони в колокольчик  (он на
                туалетном столике), и к тебе придут… Спокойной ночи.
                Свечу погасить, или сама погасишь?

Принцесса – Сама. Спасибо Вам за все, Ваше Величество! У
                Вас так спокойно и уютно. Доброй Вам ночи…

    (Королева уходит. Принцесса подбегает к кровати, поднимает тюфяки, смотрит на горошину, улыбается и вновь опускает матрацы на своё место. Потом мгновенно раздевается, голая подбегает к большому зеркалу, смотрит на себя, вертится, остается очень довольна собой, достаёт из шахматной коробки тюбик с тенями и рисует себе два-три синяка на спине и на боках и прыгает в постель. Потом вскакивает, гасит свечу, опять бросается в постель и засыпает…)
                (затемнение)

Картина 16

      (Спальня Принцессы. Солнечные лучи осветили лицо Принцессы, на котором выражение ужаса и боли.
Она закрывает глаза и пытается все-таки уснуть, но, видимо, не может. Принцесса много раз переворачивается с боку на бок и никак не может поудобнее устроиться. Видно, что каждое движение дается ей с трудом и болью…)

Картина 17

                (У двери спальни Принцессы. Королева подглядывает в замочную скважину и знаками объясняет все, что видит, стоящему рядом с ней королю. Король пытается оттеснить королеву от замочной скважины, чтобы подглядеть самому, но получает от королевы подзатыльник, так как мужчине подсматривать за спящей девушкой неприлично. Отогнав короля, королева опять приникает к замочной скважине.)

Картина  18

                (В спальне Принцессы. Принцесса с трудом поднимается. Вид у нее жалкий и измученный, а на теле живописные синяки. Девушка подходит к зеркалу и с ужасом рассматривает свои увечья. На её лице страдание… раздается стук в дверь. Принцесса бросается к постели, хватает ночную рубашку и быстро надевает её)

Принцесса – Входите, пожалуйста…

              (входит королева. Видно, что король тоже хочет войти, но королева убирает его физиономию из полуоткрытой двери, закрывая створку за собой)

Королева – Доброе утро, детка! Какой прекрасный солнечный день!
                Ну, как Вам спалось на новом месте?

Принцесса – (еле слышно) Благодарю Вас, Ваше Величество, я спала
                хорошо. Спасибо.

Королева – (заметив, что что-то не так в лице Принцессы) Что-то
                мне не нравится Ваше лицо. Вы очень бледны, милочка.
                Может быть, Вы простудились?

Принцесса – (все так же еле слышно) Нет, Ваше Величество, я
                здорова…

Королева – Здоровые люди так не выглядят, дорогая. Думаю, Вы
                что-то скрываете. Ну же, откройтесь мне! Это останется
                между нами, слово Королевы!

          (Королева пытается ласково обнять Принцессу. Но, обнимая, она касается очень болезненных ссадин на спине девушки, и та, вскрикнув, падает в обморок, повисая на руках Королевы. Королева усаживает девушку на стул, наполняет стакан водой, брызгает воду на лицо Принцессы. Та открывает глаза и поднимается со стула.)

Королева – Дитя мое, снимите рубашку…

Принцесса – О, нет! Нет! Прошу Вас, Ваше Величество, не надо!

Королева – Снимайте, снимайте! Здесь командую я!

              (Принцесса медленно снимает рубашку, её губы трясутся, она вот-вот разрыдается. Взору Королевы предстают все синяки, которые мы уже видели).

Королева – Бог мой! Что с Вами случилось? Кто это Вас так
                разукрасил?

      (И тут Принцесса, наконец, разрыдалась. Рыдая, она указывала на постель, и опять принималась рыдать)

Принцесса – Это всё она! Она! Господи! За что? В чем я виновата?

Королева – Кто она? Я ничего не понимаю! Вы же провели ночь
                одна, сюда никто не мог войти! Откуда же у Вас столько
                шишек?

Принцесса –(рыдая) От неё, Ваше Величество! Это все она!

Королева – Да Вы скажете, наконец, кто эта ОНА???

Принцесса – Постель, Ваше Величество. Это … постель…

Королева – Постель???

Принцесса – Да, Ваше Величество! Постель! Бог знает, что это за
                постель! Я почти всю ночь не сомкнула глаз!

Королева – Вы обижаете меня, милочка! Я лично, вот этими вот
                руками положила на Вашу кровать 20 мягких тюфяков и
                столько же перин из гагачьего пуха! Из самого мягкого
                пуха, который только бывает в природе!

Принцесса – Ради бога, простите меня, Ваше Величество! Я совсем
                не хотела Вас обидеть, но мне показалось, что я лежала
                на чем-то таком твердом и жестком, как будто на груде
                камней, и каждый из них просто врезался в мою спину!
                Это было так больно, мои страдания  были
                невыносимы. Наверное, оттого мне и приснился
                самый страшный в моей жизни сон… Поверьте, я
                никогда не спала на такой ужасной постели, как этой
                ночью. Вы уж простите меня, умоляю Вас…

Королева – Мое бедное дитя! Какой ужас! Я сейчас же приглашу
                Хальгера! У него есть восточный эликсир!

                (Королева выбегает из спальни. Затемнение)


Картина 19-я.

                (У двери спальни Принцессы. Королева выбежала из спальни Принцессы. Здесь же Король)

Королева - (свистящим шепотом) Ты все слышал? Это настоящая 
                Принцесса! Только с настоящей Принцессой такое могло
                Произойти! Господи! Она настоящая! Настоящая
                Принцесса!

Король – Боже! Какое счастье! Надо немедленно сообщить моему
                Мальчику! Скорей! Скорей!

               (И Король вприпрыжку помчался по дворцу, перепрыгивая
                через пуфы и пинком открывая двери. При этом он вопил,
                как сумасшедший: «настоящая Принцесса! Настоящая!
                Ура! Она настоящая! Ха-ха! Какое счастье, мой мальчик!
                Какое счастье!».  А королева, отдав распоряжение
                прислуге, вернулась в спальню.)

Картина 20-я

              (в спальне Принцессы. Входит королева. Принцесса поднимается со стула, пытаясь сделать кник-сен. Королева жестом останавливает её)

Королева – Сядьте, дитя мое! С минуты на минуту появится Хальгер
                и мы вас в два счета вылечим! Ложитесь на кровать…   
               
Принцесса – (с ужасом) На кровать???! Нет! Нет! Умоляю Вас, Ваше
                Величество! Только не туда! Только не на кровать!
                Куда угодно, только не в эту постель, я прошу Вас! Я
                этого не выдержу!
             (и Принцесса приготовилась снова заплакать…)

Королева – Хорошо, хорошо, дитя мое! Присядьте на стул. Бог с
                ней, с этой постелью! Главное, поскорее вылечить Вас!
                Доверьтесь мне, и все будет хорошо! И утрите слезки!
                Самое страшное позади, поверьте мне, уж я-то знаю…

                (стук в дверь)

Королева -  Войдите!

                (входит Хальгер)

Хальгер – Простите, что я беспокою дам в спальной комнате, но
                таково было Ваше распоряжение, Ваше Величество..

Королева – Да! Да! Тут уж не до этикета! Ребенка спасать надо!
                К тому же вы – врач, и можете входить куда угодно!
                Вы захватили свою чудодейственную мазь!

Хальгер – Как было приказано, Ваше Величество!

Королева – Девочка вся в синяках! Я желаю её видеть полностью
                здоровой. Займитесь, пока я распоряжусь насчёт свежего
                козьего молока и мёда в сотах. Я отдаю её в ваши руки,
                мой друг! Помните, что эту девочку вы должны лечить,
                как мою дочь! Вам ясно!

Хальгер -  Ясно, Ваше Величество! Уж как ясно, если б вы только
                знали!

                (королева убегает, а Виола вскакивает с
                постели и бросается к Хальгеру)

Виола – Крестный! Мы, кажется, побеждаем! Я выиграла у него!

Хальгер – (целуя Виолу) Умница! Я верил в тебя! 
                Ты не могла не победить! Да где этот мальчишка ещё
                найдёт такую замечательную девочку! Это ему повезло!
                Я так думаю! (достаёт из кармана пузырек) Вот ацетон!
                Быстро смой свои липовые синяки. И пусть совесть тебя
                не мучает! Это благородный обман! Глупость должна быть
                наказана! А тут всё только на пользу дела! Прощай! Я тебе
                больше не нужен!

Виола – Спасибо тебе, миленький крестный! Ты всегда! Всю жизнь
               мне нужен! Я люблю тебя!

                (Хальгер уходит, а Виола «лечится» ацетоном) 

Картина 21-я.

              (комната Принца. Вбегает запыхавшийся король. Он останавливается, чтобы перевести дух. Принц возлежит на покрывале с книгой в руках)

Принц – Что произошло, папа? На тебе лица нет…

Король – (торжественно) Мой сын! Нынче ночью произошло
                архиважное событие! Архиважнейшее!

Принц – Вот как? И что же это за событие, позвольте узнать?
               
Король – В нашем доме, я хотел сказать, во дворце ночевала самая
                настоящая…, самая настоящая…. Принцесса!

Принц – Как это? Кто? Эта девчонка?

Король – Да-с! Именно! Да будет тебе известно, что эта, как ты
                выразился, девчонка, - является самой, что ни на есть,
                настоящей принцессой, черт меня возьми совсем! Ты
                слышишь меня? Самой настоящей!

Принц – Не спорю, она симпатичная, я бы даже сказал красивая, но
                чтоб… принцесса…

Король – Да! Да, мой мальчик!

Принц – Папа! Я, кажется, просил…

Король – Прости, прости, я знаю… Ты не любишь, когда
                сюсюкают… Но я же волнуюсь! Эта девочка!
                Эта девочка! Горошина… Представляешь?!!
                Горошина! Всего лишь ма-а-а-ленькая горошина!
                Вот такая! Не видно её! Горошина! Малюсенькая
                горошинка!

Принц -  Па! Ты что? Бредишь?

Король – Да нет же! Послушай! Твоя мать положила в кровать
                нашей гостье одну малюсенькую горошинку и навалила
                сверху сорок тюфяков и мягчайших перин! И эта девчонка,
                ты только представь, не могла спать всю ночь! Из-за
                маленькой горошины! Она почувствовала её через сорок
                тюфяков! Сорок! Мало этого! Утром она поднялась в
                таком виде, как будто по ней всю ночь топталось целое
                стадо слонов! Кстати, давеча я видел это стадо во сне!
                И виной всему – одна маленькая горошина! Господи!
                Какое счастье, что у нас разводят горох!

Принц – И что из этого следует?

Король – А из этого следует, что если ты через 3 минуты не
                женишься на ней, на настоящей, черт возьми,
                принцессе, то на ней женюсь я! Господи! Вот радость-то!
                Вот радость!

              (и Король помчался к Королеве, а Принц начал лихорадочно
  одеваться и прихорашиваться)

Картина 22-я.

   (Дальше все происходит в убыстренном темпе. Все сценки размечены и декорированы на круге и по мере вращения круга мы видим следующее: Принц падает перед Принцессой на колени и просит её руки, Король разглагольствует среди придворных и дегустирует вино, Королева  и горничные надевают Принцессе свадебное платье, слуги одевают к свадьбе Принца, Королева готовится к свадебной церемонии, Священник венчает Принцессу и Принца, тут же Король, Королева, придворные, свадебные танцы – менуэт, па де грасс и т.д. )



Картина 23-я.

     (Зал приемов. Королева на троне. С поклоном входит Хальгер. Королева встает, подходит к столу, на котором лежит горошина, берет её двумя пальцами)

Королева – Хальгер! Вы видите эту маленькую горошину?

Хальгер – С трудом, Ваше Величество!

Королева – Тем выше значение этого маленького плода! 

                (Она кладет горошину в хрустальную шкатулку)

- Отправляйтесь в кунсткамеру и поставьте эту шкатулку
      на самое видное место. И объявите всем принцам о том, что отныне они всегда смогут определить, настоящую ли принцессу берут себе в жены!

Хальгер -  Я склоняю голову перед Вашей мудростью, Ваше
                Величество… Все будет исполнено в точности.

                (Хальгер уходит, а в зал, взявшись за руки входят Принц
                и Принцесса. Они никого не видят вокруг, потому что
                смотрят друг на друга, за ними входят Король, гости и
                придворные)

Король – (Принцу и Принцессе) Не споткнитесь, ребята!

Принц – (глядя на Принцессу) Я так счастлив!

Принцесса – (глядя на Принца) Я так счастлива!

Королева – Я тоже счастлива!

Король  - А я и подавно!

Хальгер – (Принцу и Принцессе) А коли счастливы, так
                поцелуйтесь! Это совсем не стыдно!
             (Принц и Принцесса замирают в поцелуе)

Хальгер – (Королю и Королеве) Не отставайте от молодых, Ваши
                Величества!
                (Король подходит к Королеве)

Король – (Обращаясь ко всем, в том числе и к залу)
                Целуются все!

                (Король целует Королеву, все гости целуются друг с   
                другом, звучит песня)


 1-я служанка:      Ну что же тут хорошего?
 2-я служанка:      Ну что же тут хорошего?
 Вместе:                Ну что же тут хорошего,
                История  слаба…   
               
   1-я служанка:     Чтоб от одной горошины,
   2-я служанка:     Чтоб от одной горошины,
   Вместе:               Чтоб от одной горошины
                Зависела судьба!

               
  Королева:                И всё-таки да здравствует!
                И всё-таки да здравствует!
                И всё-таки да здравствует!
                Да здравствует Любовь!
  Король                Она на свете властвует!
                Она на свете властвует!
                Она на свете властвует!   
                Она волнует кровь!

  Хальгер:               А для неё, конечно, нет
                Ни королей,  ни слуг!
                И мы откроем вам секрет:
                Любовь во всём вокруг!

  Король:                Она и тут, она и там!
                Она и тут, она и там!
                Она и тут, она и там! 
                У них, у нас, у вас!
   Королева                Она всегда приходит к нам,
                Она всегда приходит к нам,
                Она всегда приходит к нам,
                И вот пришла сейчас!

   Принц:                Она всегда у нас в крови!
   Принцесса:           С ней счастье мы найдем!
   Вместе:                Друзья, давайте жить в любви,
                И мы не пропадём!




Финальная песенка
               (поют все вместе)

Прощай, наша сказка,
Прощай и прости…
Нам время настало
Тихонько уйти…
А тот, кто за сказкой
Придет после нас,
Наверное, дальше
Продолжит рассказ…

                Прощай, наша сказка,
                Прощай, наша сказка,
                Прощай, наша сказка,
                Прощай и прости…

                Прощай, наша сказка,
                Прощай, наша сказка,
                Прощай, наша сказка,
                Прощай и прости…

Ещё будет много
Со сказкою встреч
Поэтому надо
С ней дружбу беречь…
Поэтому надо
Нам сказки любить…
Ведь это прекрасно –
Со сказкой дружить!
Как это прекрасно!
Ах, это прекрасно!
О! Это прекрасно!
Со сказкой дружить!

                К  о  н  е  ц