На уборочной в совхозе в эпоху ожидаемого коммуниз

Лариса Григорьева
31августа
Уже 6-й день в совхозе Макушино. Первый день отдыхали, а на следующий день работали на свёкле. Я работала с удовольствием. Противно было нытьё Сони К. Она похоже умная девушка, с хорошо развитой речью, начитанная, но как только дело доходит до работы, у неё то нога болит, то просто устала… Особенно бесит и меня и других девчонок её навязчивость, когда она говорит, например:
- Девчата, посмотрите какая красота кругом!- как будто без её напоминания никто ничего не  видит.  Один раз за общим обеденным столом она говорит:
- А что! Проживём и на картошке с хлебом.
Однако другой раз – прямо противоположное:
 - Ну, что это картошка, картошка….А мне мама говорила, чтобы я отдохнула и  поправилась за полтора месяца в совхозе.
 - Полежим, девчата, на травке, успеем ещё наработаться!
Когда однажды нас плохо накормили, она стала подговаривать всех присоединиться к забастовке фабричных.  А мне стыдно, потому что фабричные уже месяц отработали, а мы только что приехали, ещё не показали себя, не узнали совхозных работников, однако уже выказываем своё недовольство.
Нет, не понимаю я её всё же, и полностью согласна с Алкой, которая называет Соню балтологом.
Алка… У нас в бригаде две Алки – Довженко и Кузнецова. Обе хорошие девчонки, обе спортсменки: баскетболистка и гимнастка. Особую симпатию испытываю к Алке Д., чувствую, что  будем добрыми подругами, особенно, если попадём в одну группу в институте. Алка маленькая с круглым как луна лицом. Она кажется полненькой, как пышка, но при всём этом она запросто делает сальто. Становится понятно, что у неё накаченное тело спортсменки. Ничего в ней нет особенного, кроме улыбки, которая её очень украшает. Парни сразу внимание на неё обращают. Она умеет разговаривать со взрослыми и грубыми мужчинами, как с равными. А я ещё не чувствую себя достаточно взрослой. Говорит Алла отрывисто, и часто скороговоркой. С первого дня, как мы вместе живём в совхозе, у меня полное к ней доверие.
Сегодня не работали с утра, потому что вчера вечером был дождь – все дороги развезло.  Пасмурно, грязно и грустно. Мы сидим в своей комнатке и просто молчим. Вдруг Алла заплакала. Почему? Не говорит. А мне после этого она стала ещё ближе.
7 сентября
Вчера вечером  опять шёл дождь. Из-за грязи сегодня до обеда не работаем, а потом опять идём разгружать  зерно. Надо сказать, работа на току – это не шуточки, особенно, когда машины с зерном идут непрерывным потоком. Раньше мне не приходилось так напряжённо работать физически. Чувствую, как твердеют  мускулы на руках. Приходится работать в темпе, ведь от тебя зависит в конечном итоге количество рейсов и насколько быстро идёт уборка урожая. Правда,  с такого ответственного поста обедать и ужинать мы с девчонками сбегаем - иначе и не поешь. Пока есть перерыв между машинами – обед не готов, а когда подошло обеденное время, машины идут и идут. В это время мы работаем и одновременно наблюдаем за управляющим. Стоит ему на минутку отлучиться, как мы тут же исчезаем. В первый раз, когда мы сбежали с Алкой в час ночи, где-то в глубине души было стыдно, но наши руки уже не могли держать лопаты от усталости. Так что один часок приходилось управляющему вместе с шофёром  самим заниматься разгрузкой. Вообще –то мы работаем добросовестно, да здесь иначе и нельзя. Даже Соня К. меньше стала ныть. Или она, как говорится, притёрлась ко всему, или мы к ней привыкли. Вот и глаза у неё красивые и фигура, а будь я парнем, так не влюбилась бы в неё…
12 сентября
Суббота – мой любимый день. Правда, во время уборочной никаких выходных дней не бывает, но мы с девчонками сами себе сделали короткий рабочий день, погрузив свёклу сразу после обеда.
Подъехал Миша с грузовиком. Миша очень симпатичный деревенский паренёк, которому очень хотелось блеснуть перед городскими девчонками.
Он подъехал этаким фертом, и предложил довести нас быстро, с ветерком, до деревни. Девчонки с удовольствием забрались в кузов. Я уже сидела спиной к кабине, когда вдруг машина резко рванула с места и я видела, как мои подруги одна за другой вылетели из машины на пашню.
Миша заглушил машину и бросился поднимать выпавших.
- Девчонки, не знаю как это получилось! Я не хотел!
 Ничего не сломали? Руки, ноги целые? Ну, извините!
 Вы уж не говорите никому об этом происшествии! Ладно?-
- Ладно. Но нам с тобой что-то расхотелось ехать. Мы лучше  с дядей Колей поедем на  тракторе.
Ехали медленно, и это было чудесно, потому что ранняя осень чуть-чуть тронула  листву деревьев, которые окружали нас перелесками. Я уж который раз пожалела, что я не художник, и не могу изобразить изумительные зелёно-красно-жёлтые берёзки вперемешку с осинками. Я решила тогда, что непременно буду заниматься фотографией, и ещё успею запечатлеть всю эту красоту моей Родины. Мы с девчонками от восторга запели: « В жизни раз бывает восемнадцать лет…» а потом: - «Расцвела под окошком белоснежная вишня…», потом ещё пели всё, что приходило на память, до самого дома.
23 сентября
Давно не садилась за дневник, потому что совсем не было времени. Думала, задержусь в столовой на день – два, не больше, а проработала больше недели. Быть работником питания мне не понравилось. Поклялась, что буду впредь хоть где работать, но только не в столовой! Однако за всё время этой работы у меня всегда было хорошее рабочее настроение. С шести часов утра до девяти вечера я была занята. Единственное, что мне показалось интересным – это отвозить еду комбайнёрам и ездить за молоком одной -  на лошади.
Ещё до моей работы в столовой я смотрела на Зину, которая собиралась отвозить обед или ужин,  и думала: « Как она чувствует себя одна среди мужчин там в поле». Когда пришлось ехать мне, я волновалась:
«Справлюсь ли, ведь накормить двадцать голодных мужиков – это не шуточки!»  Оказалось ничего страшного, меня приняли, как заправского повара и все возмущения по поводу еды пришлось выслушивать мне.
Вечером было ещё интереснее. Я накормила всех, а потом  пришлось ждать, пока нагрузят машину зерном. Со всеми горшками и кастрюлями мне удалось удобно устроится в кабине, и я с интересом смотрела по сторонам в темноту, которая оживлённо и, казалось, празднично  пронизывалась лучами от фар работающих комбайнов.
Потом подсел в кабину Генка – механизатор и, ни с того – ни с сего заявил, что я  нравлюсь ему и вообще многим, и что ещё ему нравится Юлька и Галя. Такие мальчишки, как Генка – балаболы, меня не интересуют, но побалагурить о том, о сём с ним нормально. Когда, наконец, загрузили машину, Вовка – шофёр, как говорят, с ветерком доставил нас в деревню.
А какие здесь закаты солнышка!!! Каждый день разные: то, как пожарище -  по всему небу,  то -  чёткий оранжево – красный круг среди черновато - душных облаков, то – розово – лёгкие облачки    прозрачные, то серо-синие подрумяненные облака по всему небу…
 29 сентября
Обещали отправить нас домой, но увы, приходится ещё трудиться. На улице очень холодно, снежок пролетает. Сегодня до обеда привезли одну тележку свёклы, и совсем закоченели. Особенно сильно у всех мёрзнут ноги, а пальцы рук у меня до сих пор еле держат авторучку. Мне кажется, давно бы мы были дома, если бы не присоединились к этим дурацким, ничего не дающим забастовкам фабричных девчонок. Управляющий здесь действительно самодур  – я согласна. С ним ни о чём нельзя договориться. А с другой стороны,  во что бы то ни стало надо убрать урожай до зимы -  вот он и «выжимает» из людей  всё, чтобы выполнить эту задачу, иначе вышестоящее начальство  надаёт «по шее».