Диагноз, или Как стать философом

Александр Теслев
Комедия в двух действиях


Действующие лица.

Александр Александрович. – Доктор, с «трубкой». Мужчина средних лет,
серьезный, строгий, немного чудаковаты.

Евгений Алексеевич. – Дедушка. С густой, но не слишком длинной
седой бородой, с обширной лысиной (похож на Сократа), эксцентричный остряк.

Гриша. – Пациент. Высокий, худощавый подросток (17 лет).
Эмоционален, разговорчив, соркастичен.

Саша. – Пациент. 20 лет. Среднего роста, с черными длинными волосами,
носит усы и обильную бороду.

Ксения. – Пациентка.  Юная, миниатюрная девушка,
амбициозная, слегка капризная.

Сергей. – Пациент. 17 лет. Без особых примет, немного рассеянный.

Михаил. – Пациент. 17 лет. Высокий, в меру упитанный, артистичный.

Зинаида Ивановна. Пожилая женщина, эксцентричная. Типичная бабушка.

Полиночка. – Внучка Зинаиды Ивановны, 7 лет.

Роза Федоровна. – Крупная женщина средних лет, типичная домохозяйка,
у которой все время что-то болит.

София – молодая ассистентка Александра Александровича.
Красивая и умная блондинка.


Действие первое

Действие возле кабинета врача. Очередь. На приёме у врача - бабушка с внучкой. В коридоре сидят Евгений Алексеевич, Гриша, Саша, Ксения, Михаил. Что-то между собой обсуждают.

Евгений Алексеевич: (ворчит, иронично ругается) Этот врач - сам больной!.. Юморист... Болтает что попало, ничерта не понимая в том, чем занимается!

Саша: (к дедушке) Зачем же тогда к нему ходите?!

Евгений Алексеевич: (не обращая внимания на вопрос) Набрали по объявлению врачей-вредителей! (Отвечает на вопрос) Я к нему не хожу уже четвёртый год. Я сижу здесь каждый день, чтобы его клиентов отпугивать... (Комментирует) Смотрите, мол, какими становятся после его «лечения»...

Гриша: (полушепотом к остальным ожидающим, иронично) Надо сходить... Что он там такое вытворяет, интересно?!

Дедушка: (продолжает, не обращая внимания) ...Любуйтесь! – я эдакий музейный экспонат, (издевательски) живой симулякр!

Открываются двери врача, выходят бабушка и внучка.

Зинаида Ивановна: (взволнованно, безапелляционно) Он сумасшедший! Его самого лечить надо! ...Такое ребёнку говорить... (цитирует) «У тебя нарушена (проговаривает) эк-зис-тенция... Читай Хайдеггера!» Чтоб он провалился со своей экзистенцией!

Полиночка: (крутит пальцем у виска, с детской непосредственностью) fur sich sein!*

(*«Фюр зих зайн» - с немецкого... В философии Гегеля – «в-себе-и-для-себя-сущее-бытие»).

Гриша: (иронично, качает головой) Я пошёл!..

Евгений Алексеевич: (иронично, с издевкой) ...Мерззавец! (улыбается).

Роза Фёдоровна: (бежит по коридору и кричит Грише) Молодой человек, постойте; постойте, молодой человек! (у неё одышка, собирается с силами) Вы куда??! (абсолютно убежденно) я же следующая! я очередь занимала, когда тут ещё никого не было...

Гриша: (со свойственной ему ироничной невозмутимостью) Поздравляю!

Роза Фёдоровна: Ах, вы мне ещё и дерзите!? (пытается отогнать Гришу от двери) Пустите меня немедленно! Я раньше вас пришла!

Гриша: Чем докажете?

Евгений Алексеевич: (не вмешиваясь в разгорающийся конфликт, соседям, острит) Такая здоровая, а все время болеет... Каждый день тут бегает.

Роза Федоровна: (защищается) Позвольте, почему я должна вам что-то доказывать?! Я была тут раньше вас, вот и все!

Гриша: (сам открывает двери; издевательски) Прошу вас!

Евгений Алексеевич: (ворчит) Невежа...

Ксения: (недовольно, дедушке) Что вы все время ругаетесь? Вам это не надоело??

Евгений Алексеевич встает, начинает ходить вдоль по коридору мимо сидящих пациентов взад-вперед, сложа руки за спиной.

Евгений Алексеевич: (не обращая внимание на вопрос Ксении) Ну что (пауза) молодежь?... А вы-то сюда чего приперлись? Вам что, денег на хорошего врача не хватает?

Михаил: Денег у нас хватает, (чешет висок) у нас ума не хватает...

Евгений Алексеевич: (издевательски) И вы пришли набираться ума (пауза) ...вон у него (показывает рукой и кивком головы на двери врача)?? (убеждает) Ума, дорогие мои, не в кабинетах набираются, ум приходит через жизненный опыт; «познай себя сам», - говорили греки... (размышляет) Кто такие эти философы?! - нищенствующие бродяги; нищие как духом, так и кошельком... Но, вы знаете! (восторженно, с упоением) нет ничего прекраснее, чем быть философом!

Сергей: (перебивает дедушку) ...А мне просто нужна справка...

Громкий звук открывающейся двери, в приёме появляется Роза Фёдоровна.

Роза Федоровна: (обиженно, полукриком) ...Нахал! (Хлопает дверьми, демонстративно уходит.)

Двери открываются вновь, выходит доктор.

Александр Александрович: (строго) Принимать буду через полчаса; обеденный перерыв. (Уходит).

Конец первого действия.


Действие второе

Действие происходит в кабинете врача, Александр Александрович беседует время от времени с ассистенткой, к нему по очереди заходят пациенты.

Александр Александрович: (важно, к Софии) Что скажешь, София? Как тебе наши сегодняшние гости?

София: (пренебрежительно) Пока ничего особенного заметить по этому поводу не могу… Посредственность… (Пауза) Да, они все больны …но не настолько, чтобы стать мудрецами, подобно нашему дедушке (смеется).

Александр Александрович: (поддерживая ее иронию) Да уж, куда уж… (с восхищением) Этот дедушка – моя гордость!

София: А вы видели!.. Там одна молодежь сидит… (хихикает)

Александр Александрович: (задумчиво, важно) Посмотрим, на что нынче молодежь годится. (Эксцентрично, с небольшим сарказмом) Приглашай их, Соня – лечить будем!

София открывает двери

София: (дружелюбно, с улыбкой, к пациентам) Заходите, пожалуйста, по одному.

Врач сидит за столом, что-то пишет, входит Гриша.

Гриша: Доктор, к вам можно?!

Александр Александрович: Да, пожалуйста! На что жалуемся?

Гриша: (садится на стул, иронично) На вас жалуемся!

Александр Александрович: Так, посмотрим...

Гриша: Куда посмотрим?

Александр Александрович: (прикладывает «трубку» к голове больного) Дышите... Не дышите... Все ясно!

Гриша: (продолжая «не дышать», начинает падать в обморок) Что ясно!?

Александр Александрович: У вас повышенный Бодрийяр и Камю в почках...

Гриша падает в обморок, сидя на стуле.

Александр Александрович: Ничего-ничего... От счастья не умирают! (к ассистентке) Сонечка, выпиши-ка ему рецепт.

Гриша: (едва придя в себя) Доктор, вылечите меня! (иронично угрожает) По-хорошему вылечите!!

Александр Александрович: Вот вам рецепт! Вот вам адрес - там вас вылечат!

Гриша: (скептично) Что?!? Преображенская, 78?! второй этаж? (с сарказмом) Спасибо, доктор! Прощайте!

Александр Александрович: Не прощаюсь!

Гриша уходит.

Врач стоит у окна, молча рассматривает улицу. Входит Саша.

Александр Александрович: (не оборачиваясь к больному) И что у вас болит?!

Саша: (с претензией) Если бы я знал, я бы к вам не пришел!

Врач (по-прежнему, не оборачиваясь) прикладывает с размаху «трубку» ко лбу больного.

Александр Александрович: Увы! (Пауза) Я ничем не смогу помочь!

Саша: (с удивлением и яростью) Что?!!

Александр Александрович: У вас Декарт миокарда - вот что!!

Саша: Подумаешь... Может быть, и посуществуешь...

Врач дает больному тот же рецепт-адрес, Саша уходит.

Александр Александрович: (Софии, заинтересованно) Ну, что ты теперь скажешь, София??
София: (иронично) Ну сегодня получше… получше…

Врач сидит за столом, читает книгу, входит Ксения

Ксения: Доктор, я к вам!..

Александр Александрович: (иронично) Как?!? И вы туда же??

Ксения: Я вас не понимаю...

Александр Александрович: (скептически, иронично) А что вы вообще понимаете?!

Ксения: (убежденно, безапелляционно) Я знаю, что ничего не знаю, и ничего не хочу знать!!

Александр Александрович: Зато я знаю...

Ксения: (надменно-скептически) Да что вы там знаете??

Александр Александрович: (строго) Уважаемая, у вас обостренный софизм и хронический марксизм!

Ксения: (спокойно) И что же делать?

Врач дает все тот же "рецепт-адрес".

Александр Александрович: Вот вам... Обращайтесь!

Ксения: (читает) Доктор Римский??

Александр Александрович: Да! Он вас точно вылечит!

Ксения: Спасибо, доктор! (уходит)

Вбегает Сергей.

Александр Александрович: (несколько удивленно) Кто вы!?

Сергей: (взволнованно) Доктор, (пауза) помогите!

Александр Александрович: (пытается успокоить и выяснить, в чем дело) Что случилось? Успокойтесь. Присядьте.

Сергей: Мне нужна справка!

Александр Александрович: А что у вас болит?

Сергей: Ничего. Мне просто нужна справка!

Александр Александрович: Сейчас посмотрим... (слушает голову больного «трубкой») Так болит?

Сергей: Нет.

Александр Александрович: А так?!

Сергей: И так!

Александр Александрович: Итак! У вас полный Бердяев! Лечению не поддается, но мы попробуем. Вот ваша справка! (дает тот же адрес)

Сергей: (не читая справки, радостно) О! Это то, что мне нужно! Спасибо, доктор!! (убегает)

Врач стоит спереди стола, входит Михаил.

Михаил: (обреченно, но гордо) Доктор, (пауза) я болен!
Александр Александрович: (пауза) (показывает на себя пальцем) ...Я болен??! (прикладывает «трубку» к собственной голове) Поздравляю!... Это совсем не страшно: у вас повышенный Вольтер!

Михаил: (иронично) А у вас??

Александр Александрович: (нервно ходит из стороны в сторону) А у нас? ...А у нас в квартире газ... Мы – Николай II... У меня... У меня (экспрессивно, почти криком) трансцендентальная травматология!!!

Михаил: Не завидую!... Я могу идти?

Александр Александрович: Нет!! Подождите меня, пожалуйста! Я иду с вами...

Финал

Гриша, Саша, Ксения, Сергей  входят в кабинет врача

Все: Я иду с вами!!!

Занавес…