Предугаданный вопрос

Олег Слюсарь
   Однажды, знакомый мне молодой человек, студент, готовился к предстоящим экзаменам. Я его спросил: « Ну как, готов.  Всё выучил?»
Он в ответ: « Да разве всё выучишь. А спросят обязательно то, что не знаешь».
 И тут я вспомнил случай из своей студенческой жизни.
Я учился в институте, в котором была военная кафедра.
    Основным предметом по военной специальности у нас были боеприпасы и дополнительно артиллерия.
Занятия по боеприпасом вел полковник с интересной фамилией Бурлингаз.
   И была по этому предмету практика. Мы выехали на несколько дней на склады, где боеприпасы хранились. Как тщательно и строго хранятся боеприпасы на складах это особый разговор.
Ехали мы туда на поезде. Вечерело. Мы с другом решили поиграть в шахматы. Скоро к нам в купе вошел Бурлингаз. И стал с интересом смотреть как мы играли.
А потом включился поиграть со мной. Чтобы не мешать другим в купе, мы вышли в коридор и там, помню, сидели на сумках прямо на полу. Расходясь, Бурлингаз пожал мне руку.

   Преподавателем по артиллерии у нас  был очень строгий военный в чине подполковника. Говорили, что на войне он служил в разведке, имел много наград.
И вот как-то я приехал из своего общежития в институт на очередное занятие по военной специальности. Надо сказать, что общежитие мое было в 40 км от Москвы. Добирался  до института я на электричке и трамвае. Дело было зимой.  Ранним утром.  Озябший и не выспавшийся, я вошел в теплую аудиторию.  Расположившись на задней парте, я приготовился слушать преподавателя. А он начал рассказывать нам о некоторых конструктивных особенностях немецкой гаубицы. Это я помню…и всё…я задремал.
Разбудил меня товарищ, толкнув локтем. Преподаватель уже заканчивал свою лекцию.
Перешли к вопросам и скоро прозвенел звонок на перемену.

   Наступил  момент сдачи экзаменов по военной специальности. Момент был очень ответственным. В случае не сдачи экзаменов, был вариант после окончания института идти не на работу, а на срочную службу в армию.
Естественно, все мы готовились серьёзно.  И тут у меня  возникла идея. Я рассуждал так.  Преподаватель наш был не только великолепный специалист, но и опытный военный, прошедший войну . Наверняка он  на том семинаре заметил, что я заснул. Но почему он мне ничего не сказал, не отругал?  Может быть пожалел?
А может решил это сделать  на экзамене?  – подумал я.
И  немного, подсмеиваясь над собой и своими страхами, я всё-таки достал дополнительный материал по гаубице и досконально изучил его с подробностями. Кстати, это было очень интересно.
   Наступил день экзамена.  Принимала комиссия из трёх человек.
 Бурлингаз наш преподаватель по боеприпасам, преподаватель по артиллерии и незнакомый нам офицер.
Наступил мой черед сдавать экзамен.
На вопросы по билету  и вопросы от экзаменаторов я ответил нормально.  И тут наш преподаватель по артиллерии  спрашивает меня: « А скажите мне: какие вы знаете особенности конструкции немецкой гаубицы?»
И наши глаза встретились. Я ясно понял, что он тогда  всё видел и никогда не забывал о моем сне на его лекции.
Но в ответе я был на высоте. Отвечая по существу, я всё время думал, как  просчитал заранее  этот момент. И это меня окрыляло.
 
   Наконец нас стали вызывать и объявлять оценки.
Ждали мы довольно долго этот момент. Там видно шел упорный разговор.
Но предугаданный вопрос принес мне отличную отметку и воинское звание.
   И ещё я подумал, что хорошо бы и по жизни вопросы предугадывать, а не ждать их неожиданного появления. Особенно в политике.