Воспоминания. Часть 1. Худайбердино

Римма Гумерова
Моё первое в жизни воспоминание  . Открываю глаза, а на спинке кровати висит чудо: что – то яркое-яркое  в  оранжево – красных  цветах  …  ничего прекраснее я  никогда  не видела !   Не вставая от удивления ,  долго-долго  рассматриваю  его  … Моя  мама  , будучи уже старенькой,   рассказывала мне  , что  платье  было сшито ею как  подарок  к моему  дню рождения  ,  а исполнялось мне  3 года… 
 Второе  воспоминание :  открываются  ворота  во двор , и мимо окна , на подоконнике которого я сижу, проходит мужчина . Я радостно , взахлёб  кричу : « Кызыл урус  килэ, кызыл урус килэ!»  ( красный русский идёт!)  - эдакий маленький попугай ! Родители мои  строго и недовольно ,  чуть ли не хором ,пресекают : «Сеу!!!»  ( замолчи!)  А в дверях уже появляется   сам виновник  шума – знакомый  моего отца  ( знакум , как говорили башкиры) –  крупный, высокого роста , краснолицый  мужчина – и освещает всю комнату  и , в первую очередь меня,  широченной , добрейшей улыбкой. ..
В этой  башкирской деревне,  по названию  Худайбердино , ( ходай берды – господь  дал )  и прошло моё  золотое младенчество – жизнь до  пяти лет.
 Самой любимой достопримечательностью жителей  деревни была гора Маяк с бьющей из - под её подножия  горным кристальным ключом  - Каран йылгахы,   с одиноко и гордо покачивающейся на самой её вершине  могучей сосной...
 Деревни теперь нет …  Но  скольким людям и по сей день снится  она в самых счастливых  ностальгических снах !
Было в ней всего две улицы : нижняя и верхняя .  Со своей нижней улицы  я с младшей сестрой Наилёй  совершала удивительную экскурсию на верхнюю , в гости к Нурислам бабаю – старшему брату мамы.
 Удивителен был прежде всего сам дом снаружи – терем из сказки – с резными наличниками, с украшенными  невиданными цветами  воротами .  Волшебство продолжалось и внутри дома  в виде разрисованных  затейливым орнаментом потолков  ,   полов и с  живущими на боках  большой белой печи сказочными героями.  Обитатели дома – шестеро  моих двоюродных братьев и сестёр – жили, не зная ,что живут в теремке .  А мы знали . И уходить  не хотелось !

С высоты  прожитого  вижу , что феноменом Худайбердино был и остаётся  Айса бавай – дед Айса. Он со своей семьёй жил в нескольких домах от нас.  В моих воспоминаниях он предстаёт в трёх образах.
Первый , самый ранний  - в пятидесятые годы  прошлого века . В зажиточном доме брата моего деда по отцовской линии  - Дильмухамет бавая  - длинный стол  под керосиновой лампой  , на столе  - большой сосуд с  медовухой ( дед держал пчёл )  и , по теперешним временам, немудрёная, но  вкуснющая  ( потому что натуральная) еда :  куски свежайшей конины  ( у деда было несколько лошадей) ,  головки мягкого  курута ( такой непортящийся башкирский сыр) , огромные ломти свежеиспечённого хлеба .  И люди вокруг стола  … Хлопают  пляшущему по кругу  Айсе баваю  ( тогда ещё не бавай , конечно) . Он  в белой  рубахе, бешмете - безрукавке,   широкие штанины  заправлены в белые длинные вязаные носки , на ногах  неглубокие калоши. Статно  идя по кругу,  медленным  движением   закатывает  рукава рубахи до локтей   , и – пошёл , пошёл  выделывать ногами неведомые мне тогда  , а теперь любимые до последнего  «па»  движения башкирского танца !  Но   самое невероятно  завораживающее – подпрыгивающие в такт пляски  кустистые  чёрные брови – и раз, и раз ! и два, и два! Ух! 
 Мама  моя вспоминала , что он же научил  плясать их племянника – Фарита – тогда мальчишку , путающегося под ногами , а сегодня – известного  и уважаемого жителя   Новоуральска  , завоевавшего , между прочим, сердце своей будущей жены Галины своим залихватским танцем на сцене  Свердловского  политехнического  института.  Может , и он помнит  возгласы  Айсы бавая  во время его тех, мальчишеских плясок : «Кашынды !  Кашынды ! «   ( Брови!  Брови!)

Второе моё воспоминание  об  Айсе  бавае  выплывает из  семидесятых годов  . Мы с сестрой  Наилёй , приехавшие в отчий дом из Уфы отдохнуть от студенческих  тягот , просыпаемся от криков :  «Ахтунг! Ахтунг !  Орднунг! Орднунг! «   Что за война с немцами?  -  спросонья и не то подумаешь!  А это Айса бавай сидит на кухне с нашим отцом  : приехал из Худайбердино  в магазин за хлебом , заглянул к  земляку и другу , и вспомнилась ему за рюмкой чая  немецкая речь , а с ней и  жизнь в плену , у бюргеров .
 О том, как он попал в плен, как  там жил и как сумел  вернуться в родное Худайбердино , рассказал мой двоюродный брат  Рамазан  Шайхулов,  кстати , сын Нурислам бавая – хозяина того сказочного дома – теремка  в   нашей деревне, в своём рассказе"Айса" .« Сашок» - так Айсу  звали однополчане.  Добавлю только , что  говорил  он якобы , что по возвращению  из Германии  он отсидел  в лагерях , но  не знаю, правда ли это  , ибо мне  отец  не говорил об этом (если это правда, то я понимаю теперь причины умалчивания), только рассказывал, что когда несколько раз уже  пришла в Худайбердино   из райцентра  бумага  - требование  приехать  Исламову   туда немедленно – Айса бавай явился  с ней к отцу с просьбой : «Рашит, напиши им , пожалуйста : Исламов умер».
 
 А третий образ его связан уже с восьмидесятыми . Мы с мужем приехали к  родителям  в Тукан , погостили ,и вспомнилось нам , что  необходимо привезти домой курай  - я хотела отдать ученику своему , будущему участнику конкурса «Урал боркоттэре»  ( беркуты Урала) , чтобы  оттачивал мастерство игры .  И  отец повёз нас в худайбердинские девственные леса  - только  там  могло сохраниться это чудное растение , из которого и делают курай.  Но как же без Айсы бавая – последнего жителя деревни Худайбердино ?   Никак.  Конечно, он с радостью нас принял и показал нам свои владения – окрестности и леса  деревни,  покинутой  всеми   и охраняемой только им, последним  и верным   её жителем…
 А курай мы нашли , даже несколько, и  до сих пор хранится  у меня один стебель , не тронутый , в память о Худайбердине.