Записки игрового терапевта

Ксения Салахутдинова
В меня летят снаряды. Снова и снова. «Мошенник, мошенник!» - кричу я. Ползу в сторону, пытаясь увернуться от атаки, и вижу пистолет. Он стреляет во все стороны, даже не целясь. «Помогите!» - ору я. «Мошенник», тем временем, выглядывает из своего укрытия. Глазенки его радостно блестят. «Давай еще в эту игру сыграем!» - предлагает он.

И мы играем. Собираем с пола «снаряды» - губки для посуды, игрушечное оружие и вновь погружаемся в действо. Дети обожают играть в разбойников, пиратов и прочих злодеев. Побыть сильным и страшным преступником -  вожделенная игра для многих мальчишек. Она дает возможность ощутить себя всемогущим, сильным, нарушить социальные запреты, расквитаться с обидчиками, и не нести никакого наказания. Подобная игра - самое доступное средство для выражения широкой гаммы чувств - от раздражения и обиды до злости, гнева и ярости. В игре дети получают возможность отреагировать подавленные чувства и, таким образом, освободиться от них.

«А зачем эти чувства выражать? Разве это правильно – учить ребенка выражать злость? Ведь ее, наоборот, нужно уметь сдерживать» - говорят родители. Представим следующее. Что произойдет с воздушным шаром, который надувают и надувают, не давая возможность воздуху выйти? Очевидно, в какой-то момент шар лопнет. Примерно то же происходит с ребенком, который подавляет огромное количество «запрещенных» переживаний. В какой-то момент психика не справляется, и чувства находят свой выход самым разным способом. Часто агрессия проявляется по отношению к другим – ребенок дерется, кусается, толкает других детей и отбирает у них игрушки, грубит родителям, мучает животных. Еще вариант – аутоагрессия, то есть разрушительная энергия направлена по отношению к себе – ребенок грызет ногти, до крови обрывает заусенцы, вырывает у себя волосы или расчесывает руки.
 
Гнев, недовольство – это, как ни удивительно, позитивное чувство, которое помогает человеку защищать свое «Я». Другое дело, что выражать его нужно социально-приемлемыми способами. И важно ребенка этому научить. А что делать с теми чувствами, что уже поселились в душе ребенка и вырываются оттуда пугающими вспышками? Нужно помочь ребенку освободиться от переживаний, и сделать это можно, только погрузившись в них. Например, проиграть, то есть прожить в игре.

«А если он привыкнет так себя вести, и потом в жизни будет так поступать? А если станет настоящим преступником?» - сомневаются родители. Вспомним воздушный шарик – если развязать веревочку, воздух попросту выйдет и взрыва не последует. Выпустив наружу самые сильные чувства, человек испытывает облегчение и освобождение. Чем больше ребенок играет в злодея, тем меньше гнева остается у него в душе. А когда на душе легко – игры становятся мирными и радостными.