Совхоз Ленинский, 1977

Валерий Казанцев
*****

У каждого из нас есть свое любимое время из детства, которое мы, став взрослыми, пытаемся переосмыслить, исходя из уже «мудрого» взгляда на вещи. Мне почему-то нравится период социалистического «застоя» второй половины 70-х годов ХХ века. Это время я воспринимаю исключительно с детско-романтической и комической точек зрения. Тогда лимонад, мороженое и арбузы были вкуснее, а колбаса и рыбные консервы полезней для растущего организма. В 1977 году мне исполнилось 10 лет, жизнь казалась прекрасной и безоблачной, а я первый раз попробовал выкурить сигарету и понял, что пускать дым из носа и не кашлять при этом очень круто. Помню, как нас в первые сентябрьские дни в школе на занятиях по русскому языку заставляли писать сочинения на «свободную» тему: «Как я провел летние каникулы». Чуть сумбурно, но пойдет и так….

Также мне очень нравится сельская тематика, так как в советской деревне было для подростка 10-ти лет очень весело и свободно. Кстати, я в этот период как раз попал в российскую глубинку к бабушке и дедушке по отцовской линии (деревня Малая Кема в Приморском крае) и получил первые представления о деревенском укладе жизни воочию. Почему совхоз в моем повествовании называется «Ленинским»? Вопрос риторический, но отвечу. Именем человека из Мавзолея на Красной площади в Москве называлось тогда все и везде, не являлись исключением и сельскохозяйственные организации типа колхозов (их было уже мало) и совхозов, внесших существенный вклад в развал социалистической экономики страны.

Так как я был в детстве в деревне, а всю взрослую жизнь прожил во Владивостоке и Москве и занимался профессиональной деятельностью, несовместимой с сельским хозяйством: офицер ВМФ до 1994 года, а далее коммерс,- то сейчас мне тематика деревни и, скажем, должность директора совхоза в ней кажется наиболее романтической и фантастической. Поэтому представлюсь вымышленным именем для вымышленной жизни в деревне. Итак, Годин Иван Александрович…. Собственной персоной…. Фрагмент из описываемой жизни датируем первыми сентябрьскими днями, и пусть это будет понедельник. Место действия: средняя полоса России, например, глухомань в Курской или Орловской области. Что же еще? А, пусть накануне вся деревня гуляла свадьбу заслуженных ударников социалистического труда: тракториста-механизатора Петьки и доярки Дуньки. Вот, диспозицию прояснили. Эпизод займет пару часов до обеда, скажем  так: с 10-00 до 12-00. Ну, понеслась….


*****


- Иван Александрович, вам из района звонили. Спрашивали, когда отчет по сбору урожая зерновых предоставим – заглянула в директорский кабинет секретарь Мария Ляпова, самый между прочим интеллигентный человек в деревне наряду с агрономом Михайловым Степаном Степановичем (в простонародье Степкой младшим), присланным в прошлом году из области по распределению после сельскохозяйственного института в замен спившемуся и ушедшему на пенсию предшественнику.
- Марусь, ты же все понимаешь. Что лезешь с глупостями. Сроки еще не горят, я в полях, естесно. Отчеты будут скоро, но не уточняй когда.
- Так уже вторую неделю звонит сам Петр Ильич.
- Ну, если сам районный глава нас вниманием своим не обидел, то так…. Составь-ка, Марусечка, мне перечень всех заявок на ремонт техники, топлива и прочего так сказать ценного и не очень хлама, который нам пообещали и забыли дать в управе.
- Так это на целый день работы, Иван Александрович, а мне сегодня матери помочь на огороде нужно. Я пораньше хотела отпроситься у вас.
- Маруська, сделаешь список и иди. Ты часть дня потратишь, а мне на неделю свободу обеспечишь. Сама что ли не понимаешь, как устроен мир?! Вопрос риторический, вот.
- Хорошо – надула губы Маруся, но энергично направилась к своему рабочему месту исполнять.
А как бы еще могло быть, если слово «самого», то есть директора совхоза, здесь почиталось за голос всей власти мира. Итак, разгар рабочего дня понедельника ничем не отличается от среднестатистического рабочего дня этой поры года, но есть нюансы. А нюансы таковы, что накануне деревня перепилась, и сегодня половина народу не вышла на смену. А это сбор урожая зерновых, плодовых и овощных культур, дойка коров, различные хозяйственные работы. Конечно, все прогульщики будут наказаны трудотерапией и отработают в двойном размере, но сейчас возникли критические ситуации в поле и в коровнике. Нужно оперативно решать проблему с трудовыми ресурсами на местах.
- Маруся, бригадира механизаторов (Пал Палыча) ко мне и Нину Петровну (главную по коровнику).
- Секундочку, Иван Александрович, все сделаю.
Муха назойливо кружила возле головы и постоянно норовила сесть на нос. Это раздражало, и я наконец-то взял со стола газету свернул ее в положение мухобойки и шарахнул по стеклу, на которое эта стервозина села на миг почистить лапки. «Вот, блин, дурища, по коровьим лепешкам ползает всю свою мухосранскую жизнь, а села на чистое стекло (почти чистое, ведь полгода назад Маруська мыла его) и решила заняться гигиеной» - подумал председатель, который сам я.
- Иван Саныч, можно? – Просунул голову в дверной проем Пал Палыч – Я тута.
- Заходь, Палыч. Глаголь, как справляешься? Много народу прогуливает?
- Дык, пять человек не вышло. Сейчас отправил гонца. Все обещают быть вот-вот.
- Ты это…. Вот-вот твои я знаю. Вариантов один – что бы отработали вдвойне от прогула. Пусть работают сегодня дотемна, а завтра с рассвета. Ясно?
- Ясно, шеф. Только они пока не совсем трудоспособные, может им чуток на разогрев дать? А то сами знаете, они в этом состоянии никакие трудящиеся, не советские, в-общем, люди, а форменные пережитки капитализма.
- Я тебе задачу обозначил. А ты со своей политинформацией будешь на партсобрании выступать, деятель. Иди руководи производством.
- Ушел, жене привет.
- И тебе не хворать, моя воинская рать.
Я выпил стакан воды из графина. В кабинете было жарко, но не душно, так как все окна были открыты и занавешены шторками с рюшами – подарок от коллектива доярок на прошлый день рождения. Я плеснул прямо из графина на голову, стало чуть свежей. Только долго наслаждаться мне не пришлось, так как в кабинет со стуком вошла Нина Петровна.
- Здравствуйте, директор. У меня все под контролем, так что никакого аврала не намечается. Последствия деревенского карнавала устраняются. Завтра мы уже и забудем об этом.
- Да ладно…. После любой свадьбы деревня неделю в себя приходит. Это так было от века, Петровна. Свадьбу своей дочери-то помнишь три года назад. Чай, чуть не месяц потом синяки и ссадины у парней заживали. Ведь свадьба без драки…. Сама знаешь.
- Ну, давечась-то без войны все прошло. Так, Петька с Ванькой, да Игорек с Миколкой носы рихтанули чуть друг дружке. Это и не в счет вовсе.
- Суровая ты женщина, Нина, пацаны чуть головы не поотрывали с пьяных соплей, а ты «рихтанули чуть»….
- Традиция корнями уходит в старь, Иван Саныч. Тут и власть бессильна. Мы можем организовать трудовое время, дать напутствие на правильный и сознательный досуг. Но по факту, каждый отдыхает в меру своих возможностей, у нас же не римское право.
- Римское право ты ассоциируешь с рабовладельческим строем что ли?
- Ясен ночь в лесу, директор.
- Ладно, Петровна, девкам своим передавай «физкульт-привет» от власти и вперед к трудовым рекордам.
- Вперед так вперед. Бывай, начальство.
- И тебе густых сливок в индийский кофе.
Писать бы и писать про деревенский уклад производства и быта, да вот время приблизилось к обеду и наш герой повествования – я сам – отправился на харч домой.


*****


Деревня жила неплохо в это время вопреки всему и всем. Женились и размножались, не голодали, планы выполняли и не очень, занимались приписками и интриговали из-за должностей. Но все было как-то беззлобно, по-русски. Время социалистического «застоя» я бы назвал романтическим социализмом. Люди были счастливы и как-то беспечны, не в пример сегодняшнему подрастающему поколению новых бизнесменов и прочих трудовых и не очень ресурсов. Хотя все мы верим в радужное будущее нашей любимой отчизны. Все будет хорошо по определению: «Россия вперед, на вас смотрит вся планета!».