Ян Карлович - Михаил Ханин

Конкурсный Сезон Лг
Конкурсная работа. Номинация – Проза.
"Галактический сезон литературных конкурсов 2016", II этап.


            Два раза в месяц, в те дни, когда выдавали заработную плату и аванс, у проходной завода в конце рабочей смены толпились женщины, караулившие своих мужей. Мужчины по одному, как заключенные выходили за проходную, озирались, словно попадали из тьмы на свет и, столкнувшись взглядом со своей благоверной, будто в гипнотическом трансе подходили к ней, безропотно вынимали из нагрудного кармана заранее приготовленные деньги, отдавали их и уходили в пивную, удобно расположенную для выколачивания денег, неподалеку от завода.
-Ишь, саранчи сегодня сколько подвалило,-усмехнулся токарь Родимцев, без интереса разглядывая  усталые и понурые лица женщин,-моя сегодня на боевой пост не успеет,-пояснил он приятелю,-так что сдай деньги жене на хранение без возврата и помчались, а то душа горит.
       Они с чувством собственного достоинства сошли по ступенькам крыльца на тортуар. Приятель Родимцева небрежно протянул деньги худущей, как швабра супруге. Она одной рукой раскрыла их веером, пересчитала,  и сразу же другой схватила его за рукав.
-У кого воруешь?-сурово спросила она?-Думал не замечу? Давай еще пятерку!
-Так ведь того, Вера,-законючил мужчина, задолжал я Родимцеву, вот ему и отдал.
     Он слегка толкнул приятеля в бок, чтобы тот быстрее покинул поле боя, потому что знал, что его Вера отберет кровные деньги у кого угодно. Родимцев было метнулся в сторону, но тотчас наткнулся на плотную красивую женщину, загородившую ему дорогу.
-Да, пропустите вы,-раздраженно произнес он,-не видите, что тороплюсь я. Не до вас мне сегодня,-кокетливо добавил он, поднимая голову и пытаясь ее обойти.
-Не ждал? А я тебе сюрприз решила сделать! Не до меня ему! Душа у него горит! Оглаед чертов!-Она сунула руку в карман его педжака, вынула деньги и растерянно посмотрела на мужа,-Дак ведь еще не пил и уже денег нету,-растерянно пробормотала она.
-Может это только заначка?-предположила Вера,-обыщи-ка его как следует.
-Не надо,-с достоинством произнес Родимцев и сделал успокаивающий жест,-я сам.
       Он сел на лавку, притулившуюся у стены завода и начал развязывать шнурок на стоптанном ботинке.
-Ты чего совсем рехнулся,-сердито зашептала жена,-хочешь меня на посмешище выставить? Пошли домой, Юра,-умоляюще добавила она,-ну, что ты еще придумал?
-Не такой я оглаед, как ты тут меня разрисовала,-задыхаясь от непривычной работы бормотал Родимцев,-и о тебе я подумал, и о дочурке нашей красавице тоже подумал. Я всю зарплату в ботинок убрал.Неприкосновенный запас называется. Выпившему мне туда ни в жисть не дотянуться.
        Наконец он, шумно пыхтя, развязал шнурок, снял ботинок, грязным заскорузлым пальцем подковырнул стельку и извлек из ботинка тоненький пакет, завернутый в газету.                -Вот,-отчаянно сопя, протянул он жене деньги,-а ты меня здесь при всех костила.
-Тебя не костить, тебя убить мало,-с удовлетворением констатировала жена, забирая деньги.
-Я же все тебе отдал, по-честному,-заскулил Родимцев,-оставь хоть на пиво, не позорь перед людьми.
-Если бы вы были людьми,-высказалась одна из женщин, дожидавшаяся своего мужа,-мы бы здесь два раза в месяц не торчали,-а вон и мой ненаглядный появился,- и она помчалась к пожилому мужчине, зажавшему в руке заранее припасенные для нее деньги.
-Юра,-умоляющим голосом произнесла жена, помогая одеть ему ботинок,-пошли домой, ну их всех к черту. Я маленькую купила. Дома борщ со сметаной да картошка тушенная, селедочки купим по дороге, я лучку нарежу, постным маслом залью. Посидим вдвоем по-человечески.
-Ему барину ресторан предлагают вместо забегаловки, а он еще кочевряжется,-нараспев произнесла полная женщина с красным гепертоническим лицом, не выпуская из поля зрения выходивших с завода рабочих.
-А не обманешь?-для проформы спросил Родимцев.
-Клянусь,-с радостью произнесла супруга и, взяв Родимцева под руку, ушла с ним, сопровождаемая завистливыми взглядами оставшихся у проходной женщин.   
         Ян Карлович -высокий худощавый эстонец вышел во двор завода вместе с другими рабочими и увидел двух разнорабочих, приготовивших большой деревянный ящик с крышкой, в котором они обычно выносили мусор с территории завода на свалку, организованную почти против въездных ворот завода.
-Мужики,-подскочил к ним Ян Карлович,-что тащите?
-Ветошь,-ответил не высокий коренастый мужичек,-последняя ходка и по домам.
-Шакалы на падаль сбежались?-то ли спросил, то ли подтвердил Ян Карлович,-поди свирепствуют?
-Обычное дело,-пожал плечами другой,-что им еще с нами  несознательными делать остается? Я и твою в толпе заприметил.
       Ян Карлович задумчиво посмотрел на ворота, словно прикидывая: нельзя ли их каким-нибудь образом преодалеть и вдруг, ухмыльнувшись, радостно потер руки и приоткрыл крышку ящика. Тот оказался наполовину заполненным промасленной ветошью, перепутанной с тонкой металлической стружкой.
-Уж не хочешь ли ты лечь туда?-испугался коренастый,-потом керосином не отмоешься.
-Не боись, мы сверху вон тот кусок кровельного железа положим, а потом я  прилягу,-сразу же нашел решение Ян Карлович,-вы меня вынесите, я постою за той ивой, пока моя уйдет и... к ребятам в пивнушку.
-Долго ждать придется,-усомнился коренастый,-твоя баба настырная, будет ждать до последнего.
-Ну и пусть ждет,-позлорадствовал Ян Карлович,-я ведь могу сразу же направо, обойду вокруг завода и поминай как звали.
-А, чего? Тащи железо, давай попробуем, если получится-стакан с тебя.
-Это уж как водится,-солидно подтвердил Ян Карлович,-укладывая жесть на ветошь.
        Он встал на нее ногами, несколько раз подпрыгнул, утрамбовывая, потом присел, опустился на колени и наконец улегся в узкий, похожий на гроб ящик, свернувшись в нем клубком. Чернорабочие взялись за ручки, приделанные к дну и, с натугой оторвав его от земли, пошатываясь пошли к воротам, рядом с которыми в будке находились две вахтерши, одну из них- Анастасию Ивановну рабочие за ее нюх и неподкупность прозвали Овчаркой.
-В ту смену,-рассказывала она напарнице,-тоже Витька работал,-и она кивнула головой в сторону приближающихся чернорабочих. Каждые пол-часа на тачке мусор на свалку возил. Я аж извелась вся. Чувствую, что дурит он меня.По ухмыляющейся роже вижу, что ворует что-то, а что-никак понять не могу.
-А вы бы посмотрели, что в тачке лежит,-рассудительно посоветовала подруга,-не золото же он на ней возил. Да его и нет на заводе.
-Много ты знаешь,-сварливо перебила ее Антонина Ивановна,-я ему приказала тачку при мне разгрузить.
-Ну и что?-сгорая от любопытства спросила подруга.
-А то! Ничего там, кроме ветоши не оказалось.
-Так может ничего и не возил,-предположила подруга.
-Ничего не возил,-передразнила ее Антонина Ивановна,-тогда я ему говорю:-Виктор, скажи честно, что ты с завода на тачке вывозил? Клянусь ребенком ничего тебе не будет.
-Ничего я не вывозил,-говорит,-а глаза так и сияют.
-Ничего никому не скажу и бутылка с меня,-не отстаю я,-идет?
 -Идет,-говорит,-только сначало гони бутылку.
-Вот же паразит,-всплеснула руками подруга,-да вам-то это зачем нужно было?
-А такой меня азарт взял. Я бы на что угодно пошла, лишь бы выяснить. Ну, я отслюнила ему трешку. Повертела перед носом. Говори.
-Ну,-аж зашлась от любопытства подруга.
-Тачки,-говорит,- вывозил. Дачникам толкнул за бутылку.
       Она нажала кнопку на пульте управления и ворота медленно раскрылись.Чернорабочие хрипя и пошатываясь от напряжения с трудом волокли ящик. Они прошли в ворота и остановились передохнуть.Створки ворот едва закрывшись за ними,  тотчас распахнулись снова и Антонина Ивановна, положив руку на кобуру, в которой лежал пистолет, приказала:-А, ну, открой! Ящик с ветощью несете словно гроб с мертвецом.     На лице Виктора появилась проказливая улыбка.
-Его и несем,-хохотнул он, поднимая крышку.
      Увидев в ящике скрюченнного человека, Антонина Ивановна дико закричала, сначала метнулась к будке, а затем, взяв себя в руки, выхватила из кобуры пистолет и, наставив его на Яна Карловича, сказала дрожащим от страха голосом:-Вставай, а то хуже будет.
Женщины, столпившиеся у проходной с интересом повернулись в их сторону.
-Ты бы действительно встал, Ян Карлович,-посоветовал Виктор, а то она может и стрельнуть с перепугу. 
       Ян Карлович медленно перевернулся на колени, отчего над ящиком некоторое время горбом возвышалась его тощая задняя часть, потом, словно у кобры в танце появилась маленькая голова, а следом за ней и все его длинное тело, непонятным образом уместившееся в небольшом ящике. Мужчина возвышался над всеми, как монумент,  щурился подслеповатыми глазами и снимал с плеча прилепившуюся ветошь.
-Как я сюда попал?-с неподдельным удивлением в голосе спросил он,-может я был без сознания?
-А ну, наклонись!-приказал Антонина Ивановна, ткнув его пистолетом в живот. Ян Карлович безропотно повиновался, тяжело взохнул и тотчас выдохнул.
-Тверезый,-потрясенно прознесла Антонина Ивановна,-как же ты туда попал, голубчик?
      В тот же момент от толпы отделилась низенькая, толстая женщина и, словно колобок, перебирая коротенькими ножками, помчалась к Яну Карловичу. Подбежав к нему, она слегка подпрыгнула, ловко схватила его за галстук и притянула к себе. Он не сопротивлялся, а только беспомощно перебирал ногами, скользя по полированной жестяной поверхности.
-Отпусти,-прохрипел он,-я же могу свалиться.
-Я тебя туда не загоняла,-беспощадно произнесла она, обшаривая его карманы. Обнаружив деньги, жена отпустила галстук и Ян Карлович медленно разогнулся, потирая занемевшую поясницу.
-Во-втором кармане не смотрели,-мстительно напомнила Антонина Ивановна,-они раскладывают получку на:"это ей" и заначку.
       Женщина благодарно взглянула на опытную вахтершу, снова схватила мужа за галстук и он сложился пополам под ее огромным весом. Пользуясь его беспомощным положением, она засунула руку во внутренний карман педжака и вынула еще большую пачечку денег.
-Ах,вот как!-трагическим шепотом произнесла она,-значит ты заначку оставлял себе больше, чем отдавал в семью!
      Она быстрым движением сунула деньги в карман и освободившейся рукой влепила Яну Карловичу такую оплеуху, что он едва устоял на ногах.
-Дай ему и по второй для симметрии,-посоветовала Антонина Ивановна,-Это же надо -пожилой человек, а ведет себя как молодой недоумок.   
      Жена Яна Карловича выпустила из руки галстук и попыталась этой же рукой ударить его по другой щеке. Но он мгновенно разогнулся, она промахнулась и чуть не упала.
-Надо было по той же въехать,-подхватывая ее, посожалела Антонина Ивановна,-какая разница? Ведь все равно бы у него осталось.
        Слегка очумевший от удара Ян Карлович не стал дожидаться, пока жена исправит оплошность и, выскочив из ящика, не оглядываясь побежал к трамвайной остановке под улюлюканье и свист женщин.
-Бабы,-вдруг всполошенно закричала Антонина Ивановна,-Смотрите, вон они ваши оглаеды бегут. Воспользовались потерей бдительности. Хватай их козлов безрогих!
     Она приплясывала на месте от возбуждения, потрясала пистолетом, нацеливая его в сторону мужчин, успевших незаметно выскочить из проходной и с азартом подбадривала женщин, бросившихся за ними в погоню.